В июле 1898 года (125 лет назад) был впервые опубликован рассказ Антона
Павловича Чехова «Человек в футляре»
Летом 1898 года
Антон Павлович Чехов написал первый рассказ «маленькой трилогии», состоящей из
трёх частей: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» – вышедших в июльском
и августовском номерах журнала «Русская мысль». Все три рассказа связывает тема
«футлярности». На первый взгляд кажется, что только Беликов, герой «Человека в
футляре», воплощает образ закрывающегося от реальности и от самой жизни человека.
В действительности герой «Крыжовника» так же гиперболизировано отгорожен от
мира в своей усадьбе, живёт своими мечтами о невозможной взаимности и Алёхин из
рассказа «О любви».
Однако именно название первого рассказа трилогии и
имя Беликова стали именами нарицательными и прочно утвердились в национальном
сознании. Даже тот, кто не прочёл в школьные годы рассказ Чехова, поймёт значение
словосочетания «человек в футляре».
Будто предсказывая судьбу своего произведения, Чехов пишет от лица рассказчика Буркина: «Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»
Над
рассказом «Человек в футляре» А.П. Чехов трудился в мае-июне
Исследователи
жизни и творчества Антона Павловича, ссылаясь на слова современников писателя,
утверждают, что образ главного героя «Человека в футляре» имеет прототипа, но
единственного мнения по поводу этого нет. Есть несколько людей, которые
отдаленно напоминают личность Беликова.
В.Г. Богораз, М.П. Чехов –
современники Антона Павловича – утверждали, что образ Беликова списан с
инспектора таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконова. Были и те, кто отвергали это
предположение, говоря, что Дьяконов не похож на Беликова по характеру.
Юрий Соболев
был уверен, что прототипом главного героя стал М.О. Меньшиков, известный в
чеховскую эпоху публицист. В записной книжке Антона Павловича находим запись о
том, что Меньшиков в сухую погоду защищался от жары зонтиком, носил калоши.
Мужчина также не умывался холодной водой, так как у него было больное сердце.
Тем не менее, сходство между героем рассказа и Меньшиковым только внешнее.
Также у Чехова находим запись о его брате Иване. Он тоже брал с собой в хорошую
погоду зонтик. Учитывая все предположения современников, большинство
литературоведов сходятся во мнении, что образ Беликова собирательный.
Рассказ не
остался без отзывов критиков. Одни говорили о нем как о гениальной вещи, другие
считали непримечательным произведением. А.А. Измайлов отмечал, что в «Человеке
в футляре» соединено серьезное и комичное. Эта особенность смущала критика. Н.
Виленкин тоже обратил на нее внимание, но утверждал, что это противоречие
свидетельствует о мастерстве писателя.
Наиболее грубый
и резкий отзыв рассказ получил от К.П. Медведского. Критик посчитал
произведение «бессодержательным и плохим». А.П. Чехов же, по его мнению, умеет
воспроизводить только внешнюю оболочку жизни.
По рассказу
А.П. Чехова было снято несколько фильмов русскими и зарубежными режиссерами. В
1939 году появился одноименный отечественный фильм. В
Таким образом,
историю написания рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» нужно рассматривать
в связи с биографией автора. Стоит помнить, в каких условиях было создано
произведение. Нельзя упускать сведения о прототипе главного героя рассказа, а
также отзывы критиков о нем.
Подготовила
Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий