2 апреля 1833 года (190 лет назад) вышло в
свет полное издание романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.
Работать над поэмой поэт
начал 9 мая 1823 года, а последнюю точку поставил в сентябре 1830 года в
Болдино. Посчитав свой труд законченным, Пушкин сам произвел подсчет времени,
потраченного на написание романа, — 7 лет 4 месяца 17 дней. Пятитысячный тираж
первого издания разошелся в одну неделю, что по тем временам было сенсацией.
Как же восприняли читатели и критики этот роман?
Первые главы, вышедшие много раньше полного издания, читатели встречали восторженно: «4-я и 5-я песни Онегина составляют в Москве общий предмет разговоров, — и женщины, и девушки, и литераторы, и светские люди, встречаясь, начинают друг друга спрашивать: «Читали ли вы «Онегина», как вам нравятся новые песни, какова Таня, какова Ольга, каков Ленский и т.д.», — сообщал «Московский вестник» (№ 4, 1828 год).
В журнале «Сын Отечества» (№ 7, 1828 год) современник Пушкина так отзывался о романе: «Поэт «попеременно играет то умом, то чувством, то воображением, попеременно весел и задумчив, легкомыслен и глубок, насмешлив и чувствителен, едок и добродушен — он не дает дремать ни одной из душевных наших способностей, и, не занимая каждой из них надолго, ни одной не утомляет». Или же: «Его читают во всех закоулках русской империи, во всех слоях русского общества. Всякий помнит наизусть несколько куплетов. Многие мысли поэта вошли в пословицу», — писали в «Библиотеке для чтения» (т. 39, 1940 год). Для многих роман, с легкой руки Белинского, стал «энциклопедией русской жизни», «самым любимым дитем» фантазии поэта, произведением, в котором воссоздана «верная картина русского общества в известную эпоху», то есть в 20-е годы XIX века. По мнению критика, «Евгений Онегин» стал первым национально-художественным произведением: в нем представлена «нравственная физиономия наиболее оевропеившегося в России сословия», к которому, собственно, принадлежал и сам поэт.
Но были, конечно, и
другие отзывы. Возвращаясь к самому «профессиональному защитнику» Пушкина —
Белинскому, стоит отметить, что он буквально в нескольких словах разъяснил
секреты гармонии между формой и содержанием: «Онегин» со стороны формы есть
произведение в высшей степени художественное, а со стороны содержания все его
недостатки составляют его величайшие достоинства». Примечательно, как Белинский
размышляет над недовольством читателей Онегиным: «…сколько тут несообразностей!
Пока Татьяна была девушкою, Онегин отвечал холодностию на ее страстное
признание; но когда она стала женщиною, — он до безумия влюбился в нее, даже не
будучи уверен, что она его любит. Неестественно, вовсе неестественно! А какой
безнравственный характер у этого человека: холодно читает он мораль влюбленной
в него девушке, вместо того, чтоб взять да тотчас и влюбиться в нее самому…»
Почему же читатель не видит в этом поступке Онегина благородства? Ведь потом,
будучи замужней дамой, Татьяна будет искренне благодарить Онегина как раз за
то, что он не играл с ней и честно отверг.
Мнений об Онегине —
множество. Существует даже такое: Онегин — это сломленный декабрист. Но, по
мнению Р. Якобсона, на основе анализа некоторых деталей романа, его действие относится
к первой половине 20-х годов, а завершается весной 1825-го. Более того, две
трети общего объема «Евгения Онегина» были написаны до конца 1825 года. К тому
же из писем Рылеева и Бестужева к Пушкину становится очевидным, что «надлом
Евгения был совершенно неприемлем и чужд будущим декабристам, равно как им были
чужды холодная проповедь Онегина влюбленной Татьяне», а потом — изъявление
любви «равнодушной княгине» и фактически все существование Онегина.
О главном герое
романа писали даже Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Так, в письме одному русскому
корреспонденту о несовершенных обобщениях в сфере экономики у Адама Смита
Энгельс цитировал поэта, говоря при этом, что Пушкин и, соответственно, Евгений
Онегин разбираются в этих вопросах «лучше»:
…Зато
читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть, умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог,
И земли отдавал в залог.
Что же касается
сомнений в целостности романа и его финала, то «роман сам собою чудесно
заканчивается» без свадеб, кинжалов и смертей: посреди пустой комнаты, после
объяснений с Татьяной стоит потерянный, отвергнутый, погруженный «в бурю
ощущений» Онегин, а неподалеку
«Шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался».
Трагический финал
неожиданно становится трагикомическим… Сам же Пушкин говорил о своем романе
следующее: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница!»
Далее из письма А.И. Тургеневу от 1 декабря 1823 года, — что «захлебывается
желчью» в своей новой поэме. Из письма А.А. Бестужеву 8 февраля 1824 года —
«если когда-нибудь она (поэма) и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не
в Петербурге». А вот одна из самых достоверных оценок:
…
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий