Страницы

Страницы

воскресенье, 19 марта 2023 г.

«Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!»

19 марта 1913 года (110 лет назад) родился лётчик-ас, маршал авиации СССР и трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин.

Покрышкин Александр Иванович – командир авиаэскадрильи 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии майор;помощник командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии майор; командир 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), гвардии майор.

Родился Александр Покрышкин 19 марта 1913 года в городе Ново-Николаевск Новониколаевской волости Томского уезда Томской губернии (ныне город Новосибирск – областной центр России). Русский. В 1928 году окончил 7 классов школы в родном городе. В феврале 1929 – январе 1930 года работал кровельщиком Сибстройтреста. В декабре 1931 года окончил школу фабрично-заводского ученичества и до июня 1932 года работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбайнстрой» в Новосибирске.

Знаменитый летчик мог не состояться, если бы не собственное упорство. Изначально, Покрышкин получил путевку из аэроклуба в Пермское авиационное училище. И лишь приехав в Пермь узнает - школа готовит авиатехников!

Александр Иванович заканчивает училище с отличием. И руководство не хочет отпускать воентехника 2-го ранга Покрышкина, настойчиво рекомендуя остаться в училище инструктором. В 1934–1938 годах служил старшим авиатехником авиазвена 74-й стрелковой дивизии (в Северо-Кавказском военном округе; город Краснодар). Одновременно обучался в Краснодарском аэроклубе.

Покрышкин берет отпуск и едет поступать в летное училище в тайне от всех. За 17 дней полностью изучив 2-годичную теоретическую программу с блеском сдает экзамены в знаменитую Качу (Качинская Краснознаменная военная авиационная школа имени Мясникова - кузница кадров истребительной авиации) После большого скандала, благодаря упорству Покрышкина, ему разрешают учиться на истребителя. Школу Покрышкин заканчивает менее чем за год.

Служил в ВВС младшим лётчиком 55-го истребительного авиационного полка (в Киевском особом военном округе, город Кировоград, ныне город Кропивницкий, Украина; с января 1940 года – в Одесском военном округе, город Бельцы, Молдова). Летал на истребителях И-16 и МиГ-3.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – марте 1944 – лётчик, заместитель командира и командир авиаэскадрильи, помощник командира 55-го (с марта 1942 – 16-го гвардейского) истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе. Воевал на Южном (июнь 1941 – июль 1942 и август – октябрь 1943), Северо-Кавказском (июль – август 1942 и апрель – август 1943) и 4-м Украинском (октябрь 1943 – январь 1944) фронтах. Участвовал в оборонительных боях в Молдавии, на юге Украины и Донбассе. Ростовской оборонительной операции, битве за Кавказ, воздушном сражении на Кубани, Донбасской и Мелитопольской операциях. 20 июля 1941 года над рекой Прут был сбит огнём зенитной артиллерии, но сумел посадить свой МиГ-3 на фюзеляж в районе города Бельцы на вражеской территории. Через трое суток вернулся в полк. 

14 октября 1941 года его самолёт был подбит в воздушном бою в районе города Мелитополь (Запорожская область, Украина). Совершив посадку в поле около линии фронта, А.И. Покрышкин попытался вывезти свой МиГ-3 на грузовике, но, оказавшись в окружении с частями 9-й и 18-й армий, был вынужден по приказу генерал-майора В.Я. Колпакчи сжечь его. Вскоре вместе с бойцами 30-й стрелковой дивизии лётчик с боями вышел к своим. За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года гвардии майору Покрышкину Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Особо отличился в апреле – июне 1943 года в ходе воздушного сражения на Кубани. Здесь им были разработаны и внедрены новые тактические приёмы ведения воздушного боя, в числе которых – «этажерка» из самолётов в порядке пар, сдвинутая в сторону солнца (этот порядок обеспечивал преимущество в боях на вертикалях). Во время воздушного сражения на Кубани А.И. Покрышкин лично сбил 21 самолёт противника.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии майор Покрышкин Александр Иванович награждён второй медалью «Золотая Звезда».

В марте – апреле 1944 – командир 16-го гвардейского истребительного авиационного полка, с апреля 1944 – командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Воевал на 2-м Украинском (март – июль 1944) и 1-м Украинском (июль 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в боях на ясском направлении, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающие право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии полковник Покрышкин Александр Иванович награждён третьей медалью «Золотая Звезда» и стал первым в стране первым в стране трижды Героем Советского Союза.

За время войны совершил 600 боевых вылетов на истребителях И-153 (45 вылетов), И-16 (50 вылетов), МиГ-3 (182 вылета), Як-1 (101 вылет) и Р-39 «Аэрокобра» (222 вылета), в 145 воздушных боях сбил лично 53 и в составе группы 6 самолётов противника.

Первый самолет Покрышкин сбил 22 июня 1941 года. К сожалению это был советский бомбардировщик Су-2. Только неразбериха первых дней войны, и то, что пилот бомбардировщика остался жив, спасло Александра Ивановича от очень серьезных последствий. Командование ограничилось строгим выговором. Уже на следующий день Покрышкин реабилитировался, сбив немецкий истребитель. Уже на четвертый день войны, Покрышкин заводит свою знаменитую тетрадку «Тактика истребителей в бою». Данная тетрадка станет неоценимым боевым пособием для многих поколений летчиков. Из нее родятся учебники по стратегии и тактике использования истребительной авиации, а так же пособия по борьбе с каждым из типов машин стоящих на вооружении противника.

Несмотря на всемирную известность, в списке самых результативных советских асов, Александр Иванович находится лишь на 7 месте. Имея на своем счету 59 сбитых (53 лично и 6 в группе), Покрышкин уступает таким советским летчикам как: В. Бобров - 67 сбитых, И. Кожедуб - 66 сбитых, Г. Диденко - 66 сбитых, Г. Речкалов - 65 сбитых, А. Ворожейкин - 65 сбитых и Н.Гулаев - 60 сбитых.

Если Николая Гулаева, можно назвать романтиком воздушного боя, получающего упоение от схватки, а Ивана Кожедуба - охотником, устраивающим засады, и загоняющего дичь в прицел, то Александр Иванович, безусловно математик! Все его победы одержаны благодаря точному расчету. Покрышкин изучает особенности самолетов, своих и противника. Точно знает преимущества и недостатки каждой машины. Характерный пример - зная что правый разворот большинство летчиков выполняют намного хуже чем левый (особенности человеческой нервной системы, характерно для правши, для левши наоборот, левый разворот сложнее), Покрышкин целенаправленно тренирует этот маневр. Что дает ему преимущества в воздушном бою.

Имя Покрышкина неразрывно связано с американским самолетом Аэрокобра, поставлявшемуся по программ Ленд-Лиза. Однако войну Александр Иванович начал на отечественной машине МиГ-3, и даже поучаствовал в ее модернизации. Благодаря образованию воентехника и пилота одновременно, Покрышкин сумел заметить критический дефект в одном из узлов самолета. Подробно описав проблему и пути ее решения, Александр Иванович написал письмо в конструкторское бюро, чем спас десятки, если не сотни жизней.

После войны до июля 1945 года продолжал командовать 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизией. Летал на истребителе Р-39 «Аэрокобра».

В ноябре 1948 года окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе с золотой медалью. С января 1949 – заместитель командира, а в июне 1951 – феврале 1955 – командир 33-го (с февраля 1949 – 88-го) истребительного авиационного корпуса ПВО (город Ржев ныне Тверской области). В феврале 1955 – январе 1956 – командующий истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО (город Ростов-на-Дону). Летал на реактивных истребителях МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, Як-15, Як-17 и Як-25.

В октябре 1957 года окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба) с золотой медалью. В январе 1958 – августе 1959 – командующий 52-й воздушной истребительной армией (Московский округ ПВО), в августе 1959 – июле 1968 – командующий Киевской (с марта 1960 – 8-й отдельной) армией ПВО – заместитель командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.

В июле 1968 – январе 1972 – заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны.

В январе 1972 – ноябре 1981 – председатель Центрального Комитета ДОСААФ СССР. С ноября 1981 – военный инспектор – советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат в члены Центрального Комитета КПСС с марта 1976 года, член Центрального Комитета Компартии Украины в феврале 1960 – марте 1971 года. Депутат Верховного Совета СССР 2–10-го созывов (в 1946–1984 годах), член Президиума Верховного Совета СССР в 1979–1984 годах.

Военный лётчик 1-го класса (1951), кандидат военных наук (1969).

Александр Иванович был прекрасным педагогом. Среди его учеников, которых он поставил на крыло, 30 Героев Советского Союза, из них три летчика удостоены этого звания дважды!

Покрышкин автор пяти книг: «Крылья истребителя», «Твоя почётная обязанность», «Небо войны», «Познать себя в бою», «Тактика истребительной авиации» Две из них, в детстве, были зачитаны мною до дыр. На мой взгляд, Александр Иванович обладает писательским талантом. Читается легко и интересно. Именно с его книг, множество советских мальчишек «заболели небом».

Жил в Москве. Умер 13 ноября 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 6 орденами Ленина (23.12.1941; 24.05.1943; 06.03.1963; 21.10.1967; 21.02.1978; 05.03.1983), орденом Октябрьской Революции (05.03.1973), 4 орденами Красного Знамени (22.04.1943; 18.07.1943; 24.12.1943; 20.04.1953), 2 орденами Суворова 2-й степени (06.04.1945; 29.05.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (06.11.1947; 04.06.1955), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалью «За боевые заслуги» (03.11.1944), другими медалями; иностранными орденами Карла Маркса (ГДР; 08.05.1975), Сухэ-Батора (Монголия; 08.1974) и Боевого Красного Знамени (Монголия; 06.07.1971), Народной Республики Болгария 2-й степени (14.09.1974), Возрождения Польши 4-й степени (06.10.1973) и «Виртути Милитари» 4-й степени (Польша; 19.12.1968), Тудора Владимиреску 2-й (01.10.1974) и 3-й (24.10.1969) степени (Румыния), медалью Армии США «За выдающиеся заслуги» (06.1943) и другими иностранными медалями.

Почётный гражданин городов Владикавказ (30.04.1974), Краснодар (17.03.1980), Новосибирск (07.12.1967), Мариуполь (Донецкая область, Украина; 23.08.1968), Бельцы (Молдова; 23.02.1966) и Усть-Каменогорск (Казахстан; 18.03.1976).
Бронзовый бюст А.И. Покрышкина установлен в Новосибирске. В Новосибирске и Краснодаре установлены памятники, а в городах Краснодар, Бердск (Новосибирская область), Запорожье (Украина) и посёлке Чкаловск (в черте города Калининград) – бюсты А.И. Покрышкина. В Москве, Киеве, Краснодаре, Новосибирске и Перми на домах, где он жил, учился и работал, установлены мемориальные доски.

Его именем названы станция метро в Новосибирске, сквер в Краснодаре, площадь в Ржеве, улицы в городах Москва, Волгоград, Иркутск, Краснодар, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Якутск, Новоалтайск и Рубцовск (Алтайский край), Салават (Башкортостан), Малгобек (Ингушетия), Ангарск (Иркутская область), Сухиничи (Калужская область), Берёзовск, Калтан, Мариинск, Новокузнецк и Полысаево (Кемеровская область), Тимашёвск (Краснодарский край), Бор (Нижегородская область), Болотное, Обь, Татарск, Черепаново и Чулым (Новосибирская область), Шахты (Ростовская область), Полевской (Свердловская область), Ипатово (Ставропольский край), Советская Гавань (Хабаровский край), Миасс (Челябинская область), Алма-Ата и Усть-Каменогорск (Казахстан), Мариуполь (Донецкая область, Украина), Могилёв (Беларусь) и Полоцк (Витебская область, Беларусь), посёлке Кача (Крым) и других населённых пунктах, а также малая планета № 3348 «Покрышкин» (открыта 6 марта 1978 года).

Имя А.И. Покрышкина носят Ржевская бригада ПВО, Московская областная общеобразовательная школа-интернат с первоначальной лётной подготовкой (в Монино), Сибирский авиационный кадетский корпус (в Новосибирске), Новосибирский учебный авиационный центр, Новосибирский технический колледж, Запорожский центр лётной подготовки и 204-я бригада тактической авиации ВВС Украины, самолёт Ан-148-100 (RA-61715, МЧС России), а также школа № 110 в Ростове-на-Дону, школа№ 3 в городе Муравленко (Тюменская область), школа № 2 в станице Калининская (Краснодарский край) и школа № 14 в станице Кавказская (Краснодарский край).

В 1946 году посёлок Грюнвайде был переименован в посёлок Покрышкино (Нестеровский район Калининградской области). В 1986–1999 годах его имя носило Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО, в 1987–2009 годах – танкер «Александр Покрышкин» (порт приписки – Новороссийск), в 1952–1969 годах – буксирный пароход «Покрышкин» (порт приписки – Великий Устюг), в 1989–2010 годах – 689-й (бывший 16-й) гвардейский истребительный авиационный полк (Калининградская область, расформирован в 2010.

Подготовила Наиля Сабитовна Якимович

Комментариев нет:

Отправить комментарий