20 марта 1828 года родился норвежский драматург Генрик Ибсен.
Генрик Ибсен родился в портовом городе
Шиен (Южная Норвегия) в семье богатого коммерсанта.
Когда Генрику было восемь лет, его отец
разорился, и семья была вынуждена переселиться в заброшенное поместье. Эти
перемены сильно повлияли на характер мальчика. Он стал нелюдим, молчалив и
серьезен. В то время как другие дети играли в саду, их старший брат запирался в
коморке возле кухни. Там он читал старинные книги отца и разучивал фокусы,
которые потом демонстрировал перед родительскими гостями.
В четырнадцать его отдали в частную
школу. Тихий неприметный мальчик, проводивший свободное время за чтением
библии, он, однако, обращал на себя внимание литературными талантами. Однажды
на уроке Генрик прочитал сочинение, в котором описал свой сон. В этом сне, он
со своими спутниками переходил горы, а когда стемнело и они остановились на
ночлег, ему явился ангел. Он повел его по огромным каменным ступеням вниз по
горе, у подножья которой раскинулся разрушенный город. Улицы лежали в руинах,
меж которых покоились мертвецы.
Ангел сказал ему, что жизнь человеческая есть суета. После этих слов поднялся шепот, переросший в рев, мертвые ожили и простерли к нему руки. Он с криком проснулся в холодном поту, сердце бешено колотилось от страха. Можно представить какое впечатление произвел на его юных одноклассников такой рассказ. Не удивительно что они считали его странным.
В шестнадцать лет Ибсен оставляет дом и
отправляется в Гримстад, где работает учеником аптекаря. Там он проработал
около пяти лет и написал свои первые произведения. Занявшись журналистикой,
пишет сатирические стихи. Выкраивая время, готовится к экзаменам в университет
в Христиании.
К 1850 г Ибсен написал первые стихи и драму
«Катилина», тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями
1848 в Европе.
Позже он бросает медицину и переезжает в
Христианию. Перебравшись в Христианию Ибсен был захвачен водоворотом
политической жизни. Он заводит радикально настроенных друзей из рабочего
движения, пишет статьи для оппозиционных газет и участвует в революционных
демонстрациях.
В то же время его бескомпромиссный нрав
не может принять политику лидеров оппозиционных либералов, готовых пойти на
соглашение с правящей властью. Он пишет обличающую их во лжи и лицемерии
сатирическую пьесу «Норма или Любовь политика».
26 сентября 1850 г. поставлена пьеса
Ибсена —одноактная лирическая драма «Богатырский курган».
В 1851—1857 гг. благодаря пьесам
«Катилина» и «Богатырский курган» Ибсен занимает место драматурга, режиссера и
художественного руководителя Норвежского театра в Бергене.
В конце 1840 — начале 1850-х гг. Ибсен
обратился к сатире и гротеску; буржуазной современности Ибсена противопоставлял
героическое национальное прошлое, мир патриархальной крестьянской жизни и
возвышенность человеческих чувств. Пишет пьесы «Иванова ночь», «Фру Ингер из
Эстрота», «Пир в Сульхауге». Она и «Катилина» — единственные пьесы Ибсена 50-х
гг., которые в этот период пользуются успехом Создает также пьесу «Воители в
Хельгеланде», основанную на сагах.
В 1857 г Ибсен снова переезжает в
Христианию и возглавляет столичный Норвежский театр, художественным
руководителем которого остается до 1862 г.
В 1858 г. Ибсен женится на Сусанне
Торесен. Рождается их единственный сын Сигурд. По словам Сюзанны, Ибсен всегда
любовался молоденькими, хорошенькими девушками и женщинами, но нравились они
ему чисто эстетически, и если разжигали страсть, то лишь в его воображении. С
именем Ибсена не связано никаких шумных скандалов, он никогда не ставил свою
жену в неловкое положение.
Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был
известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред Ибсен —
кинорежиссёром.
Далеко не всегда публика принимает осуждение
в свой адрес. Пьесы Ибсена, открывающие самые неприглядные и отталкивающие
сцены мещанской жизни, были жестко раскритикованы, на него началась настоящая
травля. В 36 лет он вынужден покинуть родину. В 1864 г на полученную стипендию
и с помощью друзей Ибсен уезжает в Италию. Вернется он лишь спустя 27 лет,
будучи уже признанным писателем и драматургом с мировым именем.
В 1864—1891 гг. Ибсен жил в Риме,
Дрездене, Мюнхене.
В 1866 г. появляется драматическая поэма
«Бранд», главный герой которой — человек необычной цельности и силы, не
останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала.
Следом выходит пьеса в стихах «Пер Гюнт». Герой этой пьесы — полная
противоположность Бранду. Пер Гюнт, простой крестьянский парень, воплощение
душевной слабости человека.
Эта пьеса символизирует окончательное
размежевание Ибсена с романтизмом и романтической идеализацией характера.
На рубеже 70-х гг. Ибсен пишет
политические и историко-философские стихи.
В 1873 г заканчивает дилогию о
Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин», которую он называет «мировой драмой»,
где решаются проблемы устройства мира и возникает идея «третьего царства» —
нравственно-политического идеала драматурга.
Мировая слава приходит к Ибсену в конце
70-х гг., когда он выступает с острокритическими пьесами из современной жизни,
драмами идей.
Основная тема пьес «Столпы общества»,
«Кукольный дом», «Привидения», «Враг народа» — несоответствие между показным
блеском буржуазного общества и его фальшивой внутренней сутью. Пьесы построены
аналитически, драматическое напряжение создается не внешними событиями, а
постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом.
С середины 80-х гг. социальная критика у
Ибсена ослабевает («Дикая утка»), В его поздних пьесах усложняется подтекст,
возрастает тонкость психологического рисунка, одновременно усиливаются элементы
символики. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план, однако Ибсен
беспощаден к своим героям, когда они осуществляют свое призвание за счет жизни
и счастья других людей: «Росмерсхольм», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес»,
«Йун Габриель Боркман».
Начиная с 80-х годов, имя Ибсена служило
во всем мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и
внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. Его пьесы шли во
многих театрах. «Пер Гюнт» был положен на музыку Э. Григом.
В 1891 г Ибсен возвращается на родину.
70-летие Ибсена становится национальным праздником в Норвегии.
23 мая 1906 г после тяжелой
продолжительной болезни (драматург был парализован) Ибсен умер в Христиании.
С 1986 года в Норвегии вручается
национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года —
Международная премия Ибсена.
В городе Шиен действует Театр Ибсена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий