13
февраля 1883 года (140 лет назад) родился российский
театральный режиссер-реформатор, актер, педагог, основатель и руководитель
Студенческой драматической студии (известной как Третья Студия Московского
Художественного Театра), ставшей позднее Государственным театром носящим его
имени Евгений Богратионович Вахтангов.
Евгений
Вахтангов родился 13 февраля 1883 года в городе Владикавказ, Республика
Северная Осетия-Алания. Мальчик вырос в русско-армянской купеческой семье. Его
отец являлся крупным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его
дело и станет купцом. Но Женю интересовали только две вещи: любовь и свобода.
В
те годы юноша состоял в кружке «Арзамас». Дух свободомыслия раздражал отца.
Вахтангов увлекся театром и решил посвятить ему всю свою жизнь. Несмотря на
запреты отца, Евгений много и успешно выступал на любительских сценах родного
города. С каждым годом Багратион Сергеевич давил на сына все сильнее.
Не выдержав отцовского деспотизма, Вахтангов уехал из Владикавказа в Москву и поступил в университет на физико-математическое отделение и сразу же влился в студенческий театральный кружок. На втором курсе Евгений перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе Отто Эрнста. Спектакль состоялся 12 января 1905 года и дан в пользу нуждающихся.
Со своим отцом Вахтангов рассорился окончательно, когда женился на своей школьной подруге и очаровательной актрисе, Надежде Михайловне Бойцуровой. Вскоре у них родился сын Сережа. В студенческие годы, часто приезжая из города Москва во Владикавказ, пытался в родном городе организовать свой театр, мечтал о том, чтобы здание фабрики отца было отдано под театр.
С
1904 по 1905 год участвовал в нелегальных сходках молодежи. В день декабрьского
восстания 1905 года строил баррикады в одном из московских переулков,
участвовал в создании санитарной помощи раненым. Летом 1909 года руководил
Владикавказским художественно-драматическим кружком и ставил в нем пьесы «Дядя
Ваня» Антона Павловича Чехова и «У врат царства» Кнута Гамсуна. Его отец снова
оказался в ярости, считая, что расклеиваемые по городу афиши с его фамилией
позорят и наносит моральный ущерб фабрике.
Лето 1910 года Вахтангов снова проводит во Владикавказе, вместе с женой и маленьким сыном. Ставил здесь оперетту местного автора Михаила Попова, которая шла с успехом во Владикавказе и Грозном. Тут же поставил пьесу «Праздник мира», раздав билеты рабочим с фабрики отца. Увлечение театром получило новый виток в столице. Вахтангов оставил юридический факультет и поступил в Школу драмы Алексея Адашева в Москве.
Два
года будущий режиссер посещал драматические курсы Московского Художественного
Академического Театра, где познакомился с Леопольдом Сулержицким. После
разговора с Владимиром Немировичем-Данченко в 1911 году, Вахтангова зачислили в
художественный театр, откуда началось увлечение идеями Константина
Станиславского.
История
театра на Арбате началась с того самого дня, когда пылкий и увлеченный
драматургией Вахтангов предложил Сулержицкому создать студию, в которой молодые
актеры будут заниматься в свободное от МХАТ время. Вскоре, на молодого актера
обратил внимание Станиславский который поручил Евгению вести практические
занятия по своей методике актерского мастерства в Первой студии МХТ. Именно в
этой студии дарование режиссера раскрылось в полной мере.
Вахтангов
постоянно искал новые приемы изображения психологического состояния героя. Со
временем ему стали казаться тесными жесткие рамки рекомендаций Станиславского.
На основе этого «фантастического реализма» Евгений и построил теорию
собственного театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней
драматургии, пытался воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического
слома эпох. Изменяются его эстетические взгляды и художественные пристрастия,
корректируются важные положения теории и педагогики. Как и Станиславский,
считал, что главным в театральном спектакле является, естественно, актер. Но
Вахтангов предлагал жестко отделить личность исполнителя от того образа,
который воплощает на сцене.
Несмотря
на сложности и слабое здоровье Евгений Багратионович продолжал ставить
спектакли, заручившись доверием и поддержкой Станиславского. В 1920 году МХАТ
берет под крыло третью студию Вахтангова и 13 ноября 1921 года состоялась
премьера спектакля «Чудо святого Антония», получившему небывалые аншлаги.
В
чеховской «Свадьбе» поставленная им сцена пляски нищих на свадьбе вошла в
мировые хрестоматии режиссерского искусства. В «Эрике XIV» Августа Стриндберга
воплотил трагедию власти, неправедной и враждебной народу даже тогда, когда
властитель полон добра и благородства. Каждая из постановок Вахтангова 1921 и
1922 годов с огромной экспрессией выявляла противоборство тьмы и света, смерти
и побеждающей жизни.
Евгений
Богратионович начал ставить спектакли по-своему. Декорации в них состояли из
самых обычных бытовых предметов. На их основе, с помощью света и драпировок,
художники создавали фантастические виды сказочных городов, как, например, это
было сделано в последнем и самом любимом вахтанговском спектакле «Принцесса
Турандот». Впервые в истории театра возникла граница между персонажем и
артистом.
Вахтангов
мечтал поставить «Каина» Лорда Байрона и Библию. В 1921 году основал Третью
студию МХТ, ставшую позднее Государственным театром имени Евгения
Богратионовича Вахтангова. В том же году на сцене своей студии поставил пьесу
Мориса Метерлинка «Чудо Святого Антония». В этой постановке Евгений Вахтангов
уже попытался реализовать свои новаторские идеи. Это было очень яркое зрелище,
в котором и режиссер и актеры составили единый творческий ансамбль. В спектакле
удалось донести до зрителя метафорическое мышление драматурга.
В
ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась последняя репетиция в жизни
Вахтангова. Репетировал в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем. Вернувшись
домой после репетиции театральный деятель лег и более уже не вставал.
Евгений
Богратионович Вахтангов скончался 29 мая 1922 года от рака желудка в городе
Москва. Похоронен великий режиссер на Новодевичьем кладбище столицы.
Память
о Евгении Вахтангове
В
1926 году 3-я студия МХТ была переименована в Государственный академический
театр имени Евгения Багратионовича Вахтангова. А в 1931 году при театре был
создан музей, основой которого стали материалы, собранные женой Е.
Вахтангова[15].
В
1996 году Русскому театру во Владикавказе было присовено имя Евгения
Вахтангова.
В
доме, где жил Вахтангов в 1918-1922 годах (Денежный переулок, 12), в 1923 году
была открыта мемориальная квартира, на доме была установлена мемориальная
доска.
В
1924-1993 годах имя Вахтангова носил Большой Николопесковский переулок в районе
Арбата.
Во
Владикавказе есть переулок Вахтангова.
На
доме по улице Армянской во Владикавказе, где родился и вырос Вахтангов,
установлена мемориальная доска.
В
июне 2013 года был открыт памятник Вахтангову во Владикавказе.
Имя
Вахтангова носит улица в Челябинске (Металлургический район).
В
1966 году на киностудии «Центрнаучфильм» был снял фильм «Вахтангов» (реж.
Владимир Томберг).
13
октября 2014 года во дворе Щукинского училища был установлен памятник,
приуроченный к столетию основания Студенческой драматической студии.
В
честь Евгения Вахтангова назван самолет Airbus A321 авиакомпании Аэрофлот.
К
режиссёру обращено стихотворение Марины Цветаевой «Евгению Богратионовичу
Вахтангову» (1918).
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий