Страницы

Страницы

пятница, 5 августа 2022 г.

Незаслуженно забытый. Константин Случевский

 7 июля 1837 года (185 лет назад) родился русский писатель, поэт Константин Константинович Случевский. 

 Константин Константинович Случевский родился 7 августа  1837 года в Петербурге. Родом из дворян Черниговской губернии. Его отец — Константин Афанасьевич Случевский 2-й (1793—1856) был полковником, Санкт-Петербургским полицмейстер, затем тайным советником, вице-директором Департамента внешней торговли Министерства финансов. Своё воспитание Костя получил в Первом кадетском корпусе, из которого в 1855 году по окончании курса первым учеником, с записанием на мраморную доску, был выпущен прапорщиком в Семёновский полк. Позже он перешёл в лейб-гвардии стрелковый Его Императорского Величества батальон, и прослужил в нём около двух лет. Затем поступил в Академию Генерального штаба, но в 1861 году оставил военную службу и отправился за границу.

Дальнейшее обучение в течении нескольких лет Константин Константинович продолжил в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 году получил степень доктора философии. В Сорбонне изучал философию и естественные науки.

Вернулся в Россию и служил в Министерстве внутренних дел и государственных имуществ, в котором прослужил около семнадцати лет чиновником особых поручений. С апреля 1891 года по 1902 год состоял на должности главного редактора газеты «Правительственный вестник». Состоял членом совета Главного управления по делам печати и имел придворное звание гофмейстера.

Печатался с 1857 года. В цикле статей «Явления русской жизни под критикою эстетики« (в. 1 — 3, 1866 — 1867) резко полемизировал с идеями революционный демократов. Занимал высокие государственные должности, редактировал «Правительственный вестник» (1891 — 1902). Опубликовал роман «От поцелуя к поцелую» (1872), несколько книг стихов (последняя — «Песни из «Уголка», 1902), повести, рассказы, поэмы, географо-этнографический труд «По северу России» (т. 1 — 3, 1888).

В «Общезанимательном вестнике» публиковал свои стихи и переводы из французских писателя-романтика Виктора Гюго, поэта Огюста Барбье и английского поэта-романтика Джорджа Ноэла Гордона Байрона. Затем помещал стихи в «Иллюстрации», в 1860 г. поместил ряд стихотворений в «Современнике» и «Отечественных записках». Они сразу обратили на себя внимание общественности. Мнения критики в оценке произведений молодого поэта разделились. Таких выдающихся эстетических ценителей, как Иван Сергеевич Тургенев и Аполлон Александрович Григорьев, они привели в восторг.

К числу первых стихотворений Случевского принадлежат «Статуя», «Весталка», «Мемфисский жрец» и другие лучшие произведения. Звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается серьёзная поэтическая сила. Аполлон Григорьев со свойственным ему отсутствием меры превознёс талант Случевского в таких преувеличенных выражениях, что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда «Искры», которая начала выуживать у К. Случевского неудачные выражения и сделала его мишенью злых и остроумных насмешек.

Гонение «Искры» болезненно подействовало на Константина, и он исчез со страниц журналов и только в 1866 году выпустил 3 полемические брошюры против теорий Николая Гавриловича Чернышевского и Дмитрия Ивановича Писарева под общим заглавием «Явления русской жизни под критикою эстетики» (Санкт-Петербург, 1866—1867).

Стихотворения поэт начал снова писать только в 1878 году, когда выпустил особым приложением к новогоднему номеру «Нового времени» поэму «В снегах». Успех поэмы, в которой присутствуют красивые места (встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение автора, и он начал деятельно печататься в разных журналах лирические стихотворения, поэмы, мистерии, баллады и другие, которые были собраны в четырех книжках (Санкт-Петербург, 1881—1890), а затем вошли в состав «Сочинений К. К. Случевского», изданных Адольфом Фёдоровичем Марксом в 6 томах (Санкт-Петербург, 1898).

Творчество Константина Случевского противоречиво: острое неприятие действительности сочетается с убеждением в невозможности изменить её, напряжённая эмоциональность и психологическая глубина — с жёлчным резонерством, внимание к общественным проблемам — с мистическими настроениями. Был одним из предшественников русского модернизма. В некоторых своих стихах он напоминал Федора Ивановича Тютчева.

Поэт совершил несколько поездок по России в свите великого князя Владимира Александровича, Случевский описал их в сочинении «По северу России. Путешествие Их Императорского высочества великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны» (Санкт-Петербург, 1888) и «По северо-западу России» (Санкт-Петербург, 1897).

Для сцены Константин Случевский написал «Город упраздняется» (совместно с Виктором Александровичем Крыловым) и «Поверженный Пушкин» (1899). Так же напечатал «Книжки моих старших детей» (Москва, 1890—1892), брошюры «Историческое значение святого Сергия» (Москва, 1891), «Государственное значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры» (Москва, 1889 и Санкт-Петербург, 1892) и другие.

Наиболее известен «Профессор бессмертия» — смесь беллетристики, не особенно яркой, и чисто отвлеченных рассуждений на религиозно-философские темы. Совершив несколько поездок по России в свите вел. кн. Владимира Александровича, Случевский описал их в сочинении «Пo северу России. Путешествие Их Имп. высоч. вел. кн. Владимиpa Александровича и вел. кн. Марии Павловны» (СПб., 1888) и «По северо-западу России» (СПб., 1897).

Для сцены поэт написал «Город упраздняется» (в сотрудничестве с драматургом Виктором Александровичем Крыловым) и «Поверженный Пушкин» (1899). Кроме того, он напечатал «Книжки моих старших детей» (М., 1890—1892), брошюры:

«Историческое значение св. Сергия» (М., 1891);

«Государств. значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры» (М., 1889 и СПб., 1892) и др.

Поэзия поэта до сих пор вызывает такое же разделение мнений, как и много лет тому назад. Группирующийся около К.К. Случевского кружок поэтов (редакция юмористического листка «Словцо» и альманаха »Денница») ставил его очень высоко, называл «королем» современной русской поэзии (Платон Краснов), посвятил ему особые книги (Аполлон Аполлонович Коринфский, «Поэзия К. К. Случевского», СПб., 1900) и т. д.; но значительная часть журналистики относилась к поэту холодно, а подчас и насмешливо.

При присуждении в 1899 году Пушкинских премий историк литературы Нестор Александрович Котляревский, которому II отдел Академии наук поручило разбор стихотворений Константина, высказался за назначение маститому поэту награды 1-го разряда — полной премии, но большинство голосов постановило ограничиться почетным отзывом. Неодинаковому отношению критики к Случевскому вполне соответствует неровность поэтических достоинств его стихотворений. Ни у одного из наших поэтов с именем нет такого количества слабых стихотворений. Недостатки доходят подчас до курьезов (хор в мистерии «Элоа», начинающийся словами: «Была коза и в девушках осталась»; введение в русскую речь французского апострофа — «Ходят уши настр'жа и множество других выражений).

Самый стих Случевского, в начале его деятельности звучный и красивый, с годами стал тяжел и неуклюж, в особенности в стихах полуюмористического и обличительного характера, (например, «Из дневника одностороннего человека»). В стихотворениях и поэмах мистического характера («Элоа» и другие) символизм и отвлеченность переходят иногда в непонятность. Но вместе с тем у Константина Константиновича были несомненные и незаурядные достоинства. Первое место в ряду их занимала полная самостоятельность. У него почти не было перепевов; все, что он писал, носило отпечаток собственной его душевной жизни. Стихотворением, поставленным во главе собрания его сочинений, он сам себя называл поэтом «неуловимого», которое «порою уловимо». В этом отношении он в наиболее удачных из своих «дум» напоминал Тютчева.

Он искал в «земном творении» «облики незримые, глазу незаметные, чудеса творящие»; он был убежден, что «не все в природе цифры и паи, мир чувств не раб законов тяготенья, и у мечты законы есть свои». Это дало ему в лучшие моменты творчества истинную внутреннюю свободу и поднимало на большую высоту его лирическое настроение.

В ряду лирических стихотворений К.К. Случевского выдались последние по времени произведения его музы — «Песни из уголка», интересные по свежести чувства и бодрости духа, черпающего свою бодрость именно в том, что «жизнь прошла», что поэт «ни к чему теперь не годен», что «мгла» «своим могуществом жестоким» его не в силах сокрушить, что «светом внутренним, глубоким» он может «сам себе светить». (критик и историк литературы Семен Афанасьевич Венгеров)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий