В 2022 году исполняется 50 лет со дня издания романа Аркадия и Георгия Вайнеров «Визит к Минотавру» и 35 лет со дня выхода на экраны одноимённого фильма.
В основу романа братьев Вайнеров, написанного в 1972 году, положена реальная история. Прототипом для образа Полякова стал выдающийся советский скрипач Давид Ойстрах. В 1968 году его квартиру, где хранилась уникальная коллекция скрипок, взломали и украли большое количество ценностей. Скрипки, среди которых в коллекции Ойстраха тогда ещё не было работ Страдивари, не тронули.
В фильме показана настоящая скрипка
Страдивари, изготовленная мастером в годы ученичества под руководством Амати.
Через 10 лет после выхода фильма, в 1996 году, скрипка была похищена из Государственного
центрального музея музыкальной культуры имени М. Глинки.
Название отсылает к древнегреческому мифу
о Минотавре — чудовище с телом человека и головою быка, обитающем в
подземном лабиринте острова Крит. Философско-психологический подтекст фильма
построен на идее сопротивления человека своему «внутреннему Минотавру» —
жадности, зависти, злобе. «Минотавр» зависти к гению, пожирающий преступника,
толкает его на похищение бесценной скрипки.
В романе много размышлений о творчестве, тёмных и светлых сторонах натуры человека:
«Скрипки не делают. Делают бочки и
скамейки. А скрипки, как хлеб, виноград и детей, рождают и взращивают. Не сеют
хлеб в январе, не мнут виноград в мае, и человек должен созреть, чтобы родить
себе подобных. Свою скрипку ты еще должен зачать в себе и долго вынашивать.
Пройдет много времени, и тебе будет казаться, что ничего не меняется. Но
незаметно для тебя пальцы твои будут приобретать гибкость и твердость, глаз
станет светел и прям, как солнечный луч, а слух изощрен и трепетен. И тогда
воображение представит тебе, как в юношеском сне, сладком, зыбком, мгновенном,
то, что ты ищешь. Эта скрипка будет, как первая женщина в твоей жизни —
широкими полными бедрами разойдутся обечайки, тонок и строен будет стан ее
грифа, изящно, как поворот шеи любимой, наклонится завиток, а эфы загадочными
волнующими складками очертят ее лоно. И она подаст тебе свой голос — нежный,
ласковый, поющий, и не будет мига более полного счастья — сколько бы тебе ни
довелось прожить, — чем это мгновенье сладостного обладанья! И тебе будет
казаться: ничего прекраснее в мире не может быть и продлится это вечно. Но
гением становится только тот, кто отдал всего себя творению своему без остатка
и в разгаре счастья уже чувствует холодок неудовлетворенности — он уже вновь
возродился для мук и страданий в поиске совершенства…».
«Я никогда не работал в плохом настроении,
чтобы хоть один надрез не получился у меня случайным, непродуманным,
непрочувствованным. В этом и была та война, которую я вел всю жизнь, — я
давным-давно понял, что звук не получишь колдовством, омовениями и всей этой
прочей ерундой. Я много лет назад понял, что все в мире управляется законами, и
волшебный звук скрипки — не более чем познанный закон. И законов звучания
много, но большинства их мы не знаем, а они от этого не перестают существовать,
и мы медленно — терпением, памятью и умом — находим истину, хотя объяснить ее
не можем. Ощупью изыскиваем мы правду и как слепые запоминаем ее слабый рельеф,
и по звуку знаем — это хорошо! Много лет спустя объяснят, почему это так, а не
иначе. Но кто-то должен идти впереди, первым сделать то, что до него было
невозможным. И если ему это удается, то свою войну, для познания себя и
счастья, он выиграл…»
И в романе, и в фильме два параллельных
сюжета.
Действие одного из них разворачивается в
1970-х (в книге) -1980-х (в фильме) годах XX-го века в Москве. Ограблена
квартира всемирно известного скрипача Льва Осиповича Полякова: воры украли
множество ценных вещей и одну бесценную, народное достояние - скрипку
работы Антонио Страдивари. Поэтому дело находится на особом контроле и
поручено старшему инспектору Московского уголовного розыска Станиславу
Павловичу Тихонову (герою и других романов Вайнеров).
Действие второго сюжета происходит в
итальянской Кремоне XVII-XVIII-го веков: это история жизни и становления
великого скрипичного мастера Антонио Страдивари, ученика знаменитого Николо
Амати.
Страдивари и Тихонова сыграл в фильме
Сергей Шакуров.
Роль Амати - последняя роль Ростислава
Плятта.
В фильме также снимались: Валентин Гафт,
Анна Каменкова, Михаил Пуговкин, Владимир Самойлов, Александр Филиппенко, Лев Борисов,
Наталья Аринбасарова, Валентин Смирнитский, Юрий Катин-Ярцев, Марина Левтова,
Юрий Мороз, Валентин Никулин и другие.
Премьера фильма состоялась 9 ноября 1987
года, накануне Дня милиции.
Отмечаются расхождения в сюжете книги и
фильма:
1. В
романе Тихонов является старшим инспектором МУРа (согласно номенклатуре
должностей начальствующего состава уголовного розыска на 1970 год), в
фильме — старшим следователем прокуратуры. В полномочия следователя не
входит проведение оперативно-розыскной деятельности, которой занимался
Тихонов в фильме.
2. Действие
романа происходит в 1970 году, действие фильма — в 1986-м. Как
следствие — ряд анахронизмов. Так, Иконников в исполнении В. Гафта
выглядит явно слишком молодым для концертов в блокадном Ленинграде, а
Белаш — для заявленного участия в освоении целины.
3. В
романе Юрий Лопаков (Хрюня, друг детства преступника) и Данила Никодимов по
кличке Крест — разные люди. В фильме эти персонажи объединены в один.
4. В
романе напарница Тихонова носит фамилию Лаврова, в фильме — Нечаева.
5. В
романе Иконников — рыжеволосый человек с длинной рыжей бородой. В фильме
герой Валентина Гафта — гладковыбритый брюнет с короткой стрижкой.
6. В
фильме актрисе Наталье Аринбасаровой для исполнения роли аспирантки Полякова
Марины Колесниковой подобран скромный имидж «академической дамы». В романе
Тихонов восхищается красотой собеседницы и даже надолго остаётся под
впечатлением.
7. В
романе отсутствует финальная сцена погони: Тихонов и Елена находят скрипку в
продуктовом магазине, сразу же после встречи с Крестом.
8. В
романе руководителем Тихонова является начальник МУРа по фамилии Шарапов, это
тот самый постаревший герой из «Места встречи изменить нельзя». В романе есть
упоминание о его внедрении в банду «Чёрная кошка». При этом роман «Визит к
Минотавру» написан в 1972 году, а «Эра милосердия» — тремя
годами позднее. В фильме вместо Шарапова показан прокурор Уваров.
9. В
фильме полностью опущена роль матери Белаша и — как следствие — её
значительная роль в становлении сына на путь злобы и зависти к окружающим. В
романе она показана как жёсткий, малообразованный человек, в одиночку
воспитывавшая сына с позиций ненависти к более преуспевающим. Со слов
преподавателя Белаша, она отдала сына на обучение скрипке лишь только для того,
чтобы у него в будущем была возможность ездить по заграницам и, соответственно,
пользоваться этими благами. Это по её настоянию Белаш после убийства старухи
бросил всё и уехал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий