12 января 1907 года (115 лет назад) родился Сергей Павлович Королев.
Сергей Королев родился 30 декабря 1906 (12 января 1907) года в Житомире, в интеллигентном семействе. Когда Сереже было 3 года, отец ушел из семьи, и мальчик воспитывался бабушкой и дедушкой по материнской линии.
В 4 года малыш стал свидетелем полёта Сергея Уточкина на самолёте. Возможно, это событие очень глубоко засело в голове Королёва и повлияло на его дальнейшую жизнь.
В 1917 году он вновь переехал к матери в Одессу, которая к тому моменту вышла замуж за Г. М. Баланина, заменившего Сергею отца. Именно отчим серьёзно повлиял на судьбу будущего главного конструктора. Он был инженером и обучал мальчика техническим наукам, рассказывал о полётах к Луне, привёл его в одесский авиакружок.
В южном городе он был зачислен в местную гимназию, но проучился там недолго: в связи со сменой власти в стране гимназия была закрыта, и мальчик под руководством матери и отчима обучался на дому. В 1922-1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах. Сергей очень хорошо учился, ему легко давались точные науки. Уже в школьные годы он проявлял повышенный интерес к авиатехнике, которая в то время еще была новинкой. Он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. В 1923 году начал заниматься в планерном кружке, где в семнадцатилетнем возрасте создал свой первый проект летательного аппарата – «безмоторный самолет К-5».
Будущий гений имел крайне интересный характер. Нечеловеческий ум сочетался с детской неусидчивостью и невнимательностью. Его мечтательность была безграничной, что впоследствии и помогло Сергею осуществить все свои планы.
Слабостью Королева была литература в фантастическом жанре. Он пламенно любил творчество изобретателя Эдуарда Циолковского. Прочитав довольно известию книгу «Исследование мировых пространств реактивными приборами», молодой гений вдохновился и захотел изучить мир за пределами земной атмосферы. Очень скоро два исследователя встретились. Они очень быстро нашли общий язык и хорошо сдружились. Сергей рассказал Эдуарду о том, что мечтает дотянуться до звёзд, Циолковский же ответил, что на этот путь нужно несколько человеческих жизней.
В 1924 году Сергей стал студентом Киевского политехнического института, выбрав в качестве профилирующего направления авиатехнику. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу. Всего за пару лет он освоил все важнейшие технические дисциплины, и сразу переехал в Москву, чтобы продолжить обучение в Высшем техническом училище им. Н. Баумана, где участвовал в организации первой в стране планерной школы. Окончив ее, он стал инструктором и испытателем планеров.
Королев также занимался в аэродинамическом кружке им. Н.Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. Одновременно Сергей Королев учился летать на самолете, получил диплом летчика и построил небольшой самолет – авиетку. В 1927-1930 годах участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.
В институте Королев обучался на вечернем отделении, а в дневное время в 1927-1930 годах работал на авиационном заводе № 22, где был сначала инженером, затем старшим инженером, позже руководителем группы.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК-4 (научный руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил диплом об окончании МВТУ и присвоении квалификации «инженер-аэромеханик».
После окончания МВТУ работал старшим инженером, руководителем бригады моторного оборудования на авиационном заводе № 39.
В 1931 году Королеву удалось создать новую общественную организацию под названием Группа изучения реактивного движения – ГИРД. По сути, это была лаборатория по проектированию ракетных летательных аппаратов. Уже спустя два года организация принесла свои плоды – был удачно проведен первый запуск ракеты.
С марта 1931 года Королев был старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.
В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года стал ее начальником. В 1933 году под руководством Королева состоялись испытания первых советских жидкостных ракет ГИРД-09 конструкции Михаила Тихонравова (август) и ГИРД-Х конструкции Фридриха Цандера (ноябрь).
В 1933-1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года – НИИ-3 Наркомата оборонной промышленности) сначала заместителем начальника института по научной части, с 1934 года – старшим инженером, с 1935 года – начальником сектора, с 1936 года – главным конструктором, с 1937 года – начальником группы ракетных аппаратов. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).
Страна остро нуждалась в развитии ракетостроения, и Королёв все силы направил на разработку ракетных летательных аппаратов. Талантливому конструктору это удалось: он обосновал концепцию ракетного истребителя-перехватчика, способного за считанные минуты достигать больших высот и атаковать самолеты.
В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Отбывать наказание его выслали на Колыму. Благодаря ходатайству летчиков Валентины Гризодубовой и Михаила Громова, авиаконструктора Андрея Туполева, также находившегося в заключении в это время, дело Королева было пересмотрено. В июне 1940 года он был приговорен к восьми годам исправительно-трудовых лагерей и направлен в Особое техническое бюро при НКВД СССР, после чего он оказался в возглавляемом Туполевым ЦКБ-29 (Центральное конструкторское бюро), где заключенные специалисты разрабатывали проект бомбардировщика Ту-2.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны (1941-1945) ЦКБ-29 эвакуировалось из Москвы в Омск. В середине ноября 1942 года Сергея Королева перевели в другую организацию такого же лагерного типа – ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством бывшего его коллеги по РНИИ Валентина Глушко велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Королев, работая в ОКБ заместителем главного конструктора двигателей, занимался проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Параллельно с конструированием ракетного ускорителя он начал самостоятельно разрабатывать проект нового аппарата – ракеты для полетов в стратосферу.
27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости, но в ОКБ он продолжал работать до самого конца Великой Отечественной войны. Полная его реабилитация состоялась лишь 18 апреля 1957 года.
В августе 1945 года Сергей Королев вернулся в Москву, а в сентябре 1945 года уехал в Германию в качестве специалиста Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники, где пробыл до конца января 1947 года. В марте 1946 года он был назначен первым заместителем начальника и главным конструктором института «Нордхаузен» (Германия), где под его руководством был осуществлен полный проект ракеты дальнего действия Фау-2 (А-4).
В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела в специальном конструкторском бюро НИИ № 88 (ныне Центральный научно-исследовательский институт машиностроения) Министерства вооружения СССР, который находился в подмосковном городе Калининграде (ныне город Королев).
В 1947 году он осуществлял техническое руководство пуском первого образца ракеты А4 на полигоне Капустин Яр. В этом же году на базе Фау-2 была создана первая советская баллистическая ракета Р-1 из отечественных материалов, испытанная в 1948 году, а в 1950 году принятая на вооружение. В 1948 году Королев занимался совершенствованием высотных геофизических ракет, созданных на базе военных, читал курс лекций по ракетной технике в МВТУ имени Баумана.
В 1950 году после реорганизации в НИИ-88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором особого конструкторского бюро (ОКБ-1) НИИ-88 Министерства оборонной промышленности (МОП) СССР, а в 1954 году и заместителем директора НИИ № 88 по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам.
В 1956-1966 годах – начальник и главный конструктор ОКБ-1, выделенного из НИИ-88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева).
Коллеги Сергея Павловича удивлялись его целеустремлённости и упорности. Часто мужчина работал с привычным для него пессимизмом и цинизмом, возможно, эти черты появились в нём во время тяжёлой работы. Леонид Кербер утверждает, что часто Королева могли видеть мрачным и угнетённым. И это, несмотря на невероятные успехи, которые достигал коллектив, которым он управлял.
Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно-ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полет человека – Юрия Гагарина, первые научные спутники «Электрон», автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи «Молния-1», спутник фотонаблюдения «Зенит»). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно-поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.
Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945-1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно-космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.
Являлся автором более 250 научных работ, статей и изобретений. При этом Королев был крайне суеверным человеком по жизни. Он очень злился, если на площадке перед запуском ракеты находились женщины. Он носил всегда с собой в кармане две монетки на удачу и верил, что, перебирая их в сложных ситуациях, сможет решить проблему быстро и эффективно.
Сергей Королев – действительный член Академии наук СССР (1958), член Президиума АН СССР (1960-1966), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957), был награжден орденами Ленина (1956, 1961), орденом «Знак Почета» (1945), медалями.
Королев был дважды женат. Первой его супругой стал одноклассница Ксения Винцентини, подарившая ему дочь Наталию. В 1948 году этот брак распался.
Со своей второй супругой – переводчицей Ниной Котенковой – Королев познакомился на работе. Общих детей у пары не было.
14 января 1966 года Сергей Павлович скончался во время проведения операции – сердце не выдержало нагрузки. Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
После смерти Королёва темпы развития космических программ в стране заметно снизились. Некоторые историки склонны считать, что если бы не его смерть, СССР точно бы смогла обогнать США в колонизации Луны. Дело в том, что лунная программа Королёва была уникальной для того времени. Однако на смену Хрущёву пришёл Брежнев, который посчитал, что полёт на Луну не такое важное дело. Леонид Ильич решил, что будет куда важнее заняться разработкой и улучшением беспилотных аппаратов.
Помним всегда о пионерах космоса. Ему бы пожить ещё лет несколько, и Луна была бы нашей: станции и космодромы для полётов к Марсу уже существовали бы,
ОтветитьУдалитьСмотрела фильм "Небо". Вот такая захватывающая, иногда не щадящая жизнь была у него. Что имеем ...
ОтветитьУдалить