Страницы

Страницы

понедельник, 23 августа 2021 г.

Сталинградская битва в хрониках фронтовых операторов

 

Кадры кинохроники Великой Отечественной войны позволяют нам заглянуть в лица защитников Родины, увидеть события военных лет так, словно они происходят на наших глазах.

Нам повезло – Сталинградскую битву снимала группа из 15 фронтовых операторов, которые под огнём противника, под бомбёжкой снимали горящий город, бойцов, поднимающихся в атаку, плачущих на руинах родных домов детей…

Статья А. Д. Хрущ «Сталинградская битва в хрониках фронтовых операторов» рассказывает о беспрецедентном на тот момент событии – съёмках документального фильма в условиях бомбёжки и уличных боёв. Фронтовые операторы запечатлели на плёнке и бобмардировку Сталинграда 23 августа 1942 года, и многочисленные переправы через Волгу, и оборону Дома Павлова, и многие, многие другие события сражения за наш город.

 Хрущ А. Д.

Сталинградская битва в хрониках фронтовых кинооператоров

Фронтовыми кинооператорами в Сталинграде отснято более 35 тысяч метров плёнки и свыше 100 сюжетов. На их основе режиссером Леонидом Варламовым в начале 1943 года был смонтирован фильм «Сталинград», подробно рассказавший об этапах крупнейшего в мировой истории сражения. В статье, через призму видеохроники Сталинградской битвы, рассматривается место и роль кинематографа в формировании и укреплении духа военнослужащих Советской армии и гражданского населения СССР.

На следующий день после начала Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года, состоялся Пленум Центрального комитета профсоюзов работников искусств, на котором было принято постановление «об организации художественного обслуживания Красной Армии, Военно-Морского Флота и всего гражданского населения» [1]. На военный лад перестраивалась не только промышленность, но и работа кинематографа [2].

Осенью 1941 года, в связи с быстрым продвижением противника по территории СССР, началась эвакуация киностудий из европейской части страны на Восток, где они имели возможность продолжать работу и выполнять основную задачу – поднятие морального духа армии и пропаганду антигерманского настроения в тылу.

Несмотря на тяжелые условия работы в эвакуации, кинематограф военного времени создавал образцы высокохудожественных произведений [3].

В августе 1942 года Комитет по делам кинематографии принял постановление о производстве документального фильма о Сталинградской битве. Сражение, положившее начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны, снимала группа в составе 15 фронтовых кинооператоров под руководством Александра Кузнецова.

На протяжении практически полугода Борис Вакар, Николай Вихирев, Соломон Гольбрих, Израиль Гольдштейн, Давид Ибрагимов, Исаак Кацман, Абрам Кричевский, Иван Малов, Евгений Мухин, Валентин Орлянкин, Григорий Островский, Михаил Посельский, Авенир Софьин, Борис Шадронов выполняли одну общую задачу – дать правдивый документальный материал для будущего фильма о Сталинградской битве [5].

В первые недели наступления гитлеровских войск, в июле 1942 года, бои велись на дальних подступах к городу. Советские воины героически дрались, контратакуя врага и выдвигая свои орудия на прямую наводку. В те трудные дни было снято на плёнку много боевых эпизодов, вошедших в «Союзкиножурнал».

Борис Викар и Израиль Гольдштейн сняли отражение атаки вражеских танков. В одном из танковых боёв был ранен кинооператор Валентин Орлянкин.

Соломон Гольбрих и Михаил Посельский удачно запечатлели пол сражения в разгар боя: вздрагивал подбитый танк, из его люка вываливалось безжизненное тело гитлеровца.

Но всё это было лишь прелюдией к тому сражению, что развернулось в самом городе Сталинграде к сентябрю 1942 года. Здесь фронтовые операторы впервые столкнулись со съемкой уличных боёв. Умозрительно они представляли, что значит бой за улицу, за дом, но необходимо было научиться его снимать и не стать случайной жертвой немецкого снайпера.

Валентин Орлянкин, Борис Шадронов, Давид Ибрагимов и Авенир Софьин под бомбами среди горящих развалин, переползая по ходам сообщений, которые здесь назывались улицами, перебегая, где висели таблички «Здесь не переходи, а перебегай. Стреляет немецкий снайпер», маскируясь за стенами домов, снимали беспримерные по своей жестокости уличные бои.

В 62-й армии, оборонявшей непосредственно город, работал Валентин Орлянкин. Он был прикреплён к 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева. Валентин Орлянкин участвовал в каждом штурме, который предпринимала его часть. «Жизнерадостный, ловкий мастер альпинизма, он быстро освоился с трудными тропинками, проложенными в разрушенных зданиях. Часто бывая в подразделениях, оборонявших город, он стал всеобщим любимцем. В его трудной и опасной работе ему помогали все, от командующего армией В. И. Чуйкова до рядового бойца, с которым он коротал ночь в траншее» [6].

Именно Валентин Орлянкин снял оборону «дома Павлова» - полуразрушенного жилого дома, со всех сторон окруженного противником, героическая оборона которого продолжалась 58 дней. Чтобы дать возможность оператору попасть в «дом Павлова», командующий армией приказал прорыть туннель под нейтральной зоной, простреливаемой немцами. Орлянкин провёл несколько дней с гарнизоном дома, снял большой эпизод, в котором подробно рассказал о том, как сражаются советские воины, показал их быт, их тревожный отдых [7].

Валентин Орлянкин снимал и бои за Г-образный дом, расположенный на высоком берегу Волги. В этом доме прочно засел противник. Из его окон велось круглосуточное наблюдение за Волгой и левым берегом, отсюда гитлеровцы били прямой наводкой по советским переправам. Наши сапёры сумели произвести подкоп и заложили под дом заряд взрывчатки. Орлянкин снял взрыв дома, последующий его штурм и бои за развалины.

Немало удачных кадров уличных боёв принадлежат оператору Авениру Софьину.

Создание документального фильма в условиях боевых действий – сложный и опасный труд. Главная задача оператора – накопление материала, всесторонне отражающего события. Именно в этом заключается специфика и основная трудность работы. Для построения связного кинорассказа оператору необходимо снять не только общие, но и крупные планы, детали. Только так мог получиться законченный сюжет, интересный и впечатляющий материал. В условиях постоянного риска также приходилось заботиться и о высоком техническом качестве кадров.

Отдельные эпизоды Сталинградской битвы и 75 лет спустя поражают эмоциональной силой – панорама пустынной вокзальной площади от разрушенных домов до развалин фонтана, снятая Авениром Софьиным, длинная панорама Сталинграда, снятая Александром Казаковым с противоположного берега Волги, оператор словно одним взглядом пытался охватить пылающий город. Казаков снял кадры первого воздушного налёта на Сталинград 23 августа 1942 года. Операторы Давид Ибрагимов и Борис Викар снимали боевые вылеты советской штурмовой и бомбардировочной авиации, оператор Абрам Крическсий – переправу через Волгу.

Первая партия киноматериала, доставленная в Москву из Сталинграда, произвела впечатление, и руководство кинематографа приняло решение о создании полнометражного фильма о Сталинградской битве.

Все операторы, чьи кадры впоследствии вошли в фильм, вели кинодневник Сталинградской битвы, свидетелями и участниками которой они являлись. Им удалось показать, что перенёс советский воин, остановивший фашистскую армию у берегов Волги.

В съемках оборны Сталинграда были найдены и разработаны новые приемы военного кинорепортажа, которые впоследствии широко применялись на всех фронтах и особенно на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

Для того, чтобы обострить драматургическую коллизию, Леонид Варламов просил искать немецкую кинохронику в оставленных врагом солдатских клубах и автофургонах. Так, в фильме о Сталинграде были впервые использованы трофейные немецкие кадры.

27 февраля 1943 года фильм «Сталинград» был показан членам Государственного Комитета и получил одобрение. 10 марта 1943 года в крупных кинотеатрах Москвы началась демонстрация нового хронико-документального ильма. В первый день картину посмотрели 55 тысяч человек. На копировальных фабриках печаталось 300 копий «Сталинграда» [9]. В Сталинграде фильм был впервые показан жителям 8 апреля 1943 года.

Советская пресса посвятила фильму «Сталинград» множество отзывов. Его успех означал большую победу советского документального кино. Лента была показана в действующих частях армии, принимавших участие в Сталинградской битве.

Кинооператоры с честью выполнили свой долг. Об их работе рассказал писатель С. Нагорный: «На Сталинградском фронте мне довелось встречаться с кинооператорами, трястись с ними в полуторке, летать на одном самолёте, видеть, как они снимают, и говорить с ними о фронтовых делах, и курить из одного кисета… Люди киногруппы оставили впечатление двужильной неутомимости, отваги и профессионального энтузиазма…

Теперь стало ясно, что эти люди, загорелые и промороженные люди, видавшие все фронтовые виды, снимали хорошо, здорово и что сделанные ими кадры составили замечательный фильм о Сталинграде. Фильм о величайшем сражении Великой Отечественной войны» [10].

Фильм «Сталинград» получил государственную премию СССР, а режиссер Леонид Варламов, операторы Борис Вакар, Абрам Казаков, Валентин Орлянкин и Авенир Софьин были удостоены звания лауреатов Сталинской премии.

Выход фильма этого на экран многих стран мира стал сенсацией. Каждый человек, желавший гибели фашизму, мог воочию увидеть героев, победивших самую прославленную армию Гитлера, и деморализованных пленных солдат вермахта, мрачно бредущих через заснеженную Волгу.

Уинстон Черчилль в личном и секретном послании Иосифу Сталину отметил:

«Вчера вечером я видел фильм «Сталинград». Он прямо-таки грандиозен и произведёт самое волнующее впечатление на наш народ».

Кинодраматургия военного времени, возможно, гораздо реалистичнее, точно передавала исторические детали, при этом сохраняя общечеловеческие нравственные идеалы и моральные принципы, рассказывала о войне.

Сквозь огонь сражений фронтовые кинооператоры прошли по всем дорогам Великой Отечественной войны. Они оставили нам «живые» свидетельства прошлого, запечатлев для нас историю такой, какой она была на самом деле.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ[1]

1. Максакова Л. В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М. : Наука, 1977. С. 29.

2. Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. М., 190. С. 26-28.

3. Максакова Л. В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М. : Наука, 1977. С. 46-47.

4. Там же. С. 33.

5. Зорина М., Нестеров А. Реклама. Кинопрокат. Практика. Методика. М., 1982. С. 40-41.

6. Их оружие кинокамера : [рассказы фронтовых операторов] / сост.: А. Лебедев, Д. Рымарев. 2-е изд. М. : Искусство, 1984. С. 79.

7. Из кинолетописи Великой Отечественной, 1941-194 / авт.-сост. А. А. Лебедев. М. : Искусство, 197. С. 163.

8. МЗСБ КП-22520/4, л/ф Орлянкина.

9. Успех фильма «Сталинград» // Красная звезда. 1943. 11 марта (№ 58).

10. Литература и искусство. 1943. 6 марта.

 

Источник:

Хрущ, Д. А. Сталинградская битва в хрониках фронтовых кинооператоров / Д. А. Хрущ // Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа: уроки Сталинграда : материалы научно-практической конференции, посвященной 75-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве ; Волгоград, 12 апреля 2018 г. / отв. ред. Л. И. Будченко ; Волгоград. комитет по культуре администрации Волгоградской области ; Волгоградское региональное отделение Ассамблеи народов России. – Волгоград, 2019. – С. 91-95.



[1] Приводится в авторском варианте без корректировки с нашей стороны

Комментариев нет:

Отправить комментарий