Страницы

Страницы

вторник, 30 марта 2021 г.

Летописцы казачьей жизни. Братья Туроверовы

 Март подарил миру двух поэтов Казачьего Зарубежья – Николая Николаевича и Александра Николаевича Туроверовых.

 НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА ТУРОВЕРОВА считают самым талантливым казачьим поэтом.

Родился он 30 марта 1899 года в станице Старочеркасской в семье судейского.

Поэтичность была свойственна многим отпрыскам старинной династии Туроверовых. Помимо военных подвигов, эта дворянская плеяда прославилась образованностью и литературным даром. В XIX веке Туроверовы дали Дону нескольких талантливых поэтов, одному из них даже удалось издать сборник, в который были включены два стиха, ставших позже народными песнями – «Конь вороной с походным вьюком» и «Много лет Войску Донскому». Через поколение эту традицию поддержали Николай и Александр Туроверовы.

Родители поощряли в мальчиках широту взглядов и увлечений: на одной чаше юношеских занятий был «гранит» науки, на другой – поэтическая страсть, по одну сторону досуга – скачки на лошадях, по другую – творческие вечера в Дворянском собрании. Они одинаково разбирались в конной упряжи и новинках литературы, рьяно верили в силу русского оружия и всей душой ненавидели войну. Были годны и к военному ремеслу, и к штурму литературных вершин. Старший брат участвовал в издании школьного журнала, причем сразу под несколькими псевдонимами. В доме часто встречали гостей; кроме казачьих песен звучали малороссийские мелодии – мать будущих поэтов Анна, урожденная Карпова, была родом с Украины. От нее дети получили доброту, природную созерцательность и типичный южнорусский юмор.

В 1917 году Николай Николаевич Туроверов закончил Каменское реальное училище, в 17 лет был зачислен в лейб-гвардии Атаманский полк, с которым принимал участие в Первой Мировой войне. После развала фронта вернулся домой, и вступил в партизанский отряд есаула Василия Чернецова.

Встав на сторону Белого движения, прошёл всю гражданскую войну: сражался в донских степях, ходил в Кубанские походы с добровольческой Армией, участник Ледяного похода, потом Крым, гнилые воды Сиваша, Перекоп.

В донской армии, в составе возрождённого Атаманского полка, с ноября 1919 года, Николай Туроверов был начальником пулемётной команды, в звании подъесаула, четырежды был ранен. Вместе с тысячами казаков и русских офицеров был вывезен из Крыма, при эвакуации Русской армии Врангеля.

Дальше был лагерь на Лемносе и обычный путь белого эмигранта, ушедшего из Крыма, - Сербия, принявшая эту волну эмиграции. Там он работал лесорубом и мукомолом.

В 1922 году Николая Туроверову удаётся перебраться в Париж. По ночам он разгружает вагоны, а днём посещает лекции в Сорбоннском университете.

Потом работа в банке. Там проработал, с перерывами, почти40 лет своей жизни. В 1928 году в Париже Николай Туроверов издаёт свой первый сборник стихов «Путь». Основная их тема – степь, станица, Новочеркасск. В 1937 году выходит второй его сборник «Стихи».

 В 1939 году Николай Туроверов поступает в 1-ый иностранный кавалерийский полк Иностранного Легиона, служит в Северной Африке, участвует в подавлении восстания друзских племён Ближнего Востока. Этому периоду своей он посвятил стихотворный цикл «Легион»

В 1940 году 1-й Кавалерийский полк был переброшен во Францию, в преддверии начала активной фазы войны с Германией. С мая полк участвует в оборонительных боях против немецких войск и продолжает вести боевые действия до капитуляции Франции.

В годы оккупации Николай Туроверов сотрудничал с газетой «Парижский вестник», писал стихи, после войны работа в банке. Несмотря на тяжесть военных лет, Николаю Туроверову удаётся издать новый сборник стихов,  следующие выйдут в 1945и 1955 годах.

Николай Туроверов – один из активных создателей казачьего землячества до Второй мировой войны, он неустанно собирал предметы русской, военной истории, организовывал выставки.

После войны он также продолжает активно участвовать в жизни казачьего землячества, в течение 11 лет председательствует в парижском Казачьем союзе, организует  выставки «1812», «Казаки», «Суворов».

Создаёт «Кружок казаков-литераторов», музей лейб-гвардии Атаманского полка.

Печатается в журнале  «Перезвоны», в «Новом журнале». В 1960 году публикует в журнале «Новре слово» свою повесть «Конец Суворова».

Творчество Николая Туроверова делится на основные периоды:

1. Пять книг стихотворений:

- 1928 год - «Путь»

- 1937 г. - «Стихотворения»

- 1939 г. - «Стихотворнения»

- 1942 г. - «Стихотворения. Книга 4»

- 1965 г. - «Стихотворения. Книга 5»

2. Исторические очерки, издания («Суворов», «Атаман Сирко», «Смерть Чернецова»)

3. Неопубликованные рукописи

4. Статьи (газеты на русском языке: Pense Russe (Русская Мысль, Париж), Renaissance (Возрождение, Париж).

Скончался великий донской поэт Николай Николаевич Туроверов 23 сентября 1972 года в Париже, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев - де-Буа рядом с могилами однополчан Атаманского полка.

На здании Каменского  педагогического колледжа – Каменск-Шахтинский установлена мемориальная доска, посвящённая Николаю Туроверову.

В станице Старочеркасской, на родине поэта, установлена памятная доска, на которой, под барельефом с его изображением написано: «Крупнейший поэт казачьего и российского зарубежья ХХ века, донской казак. Родился 18 (31) марта 1899г. в станице Старочеркасской. Области Войска Донского».

 

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ТУРОВЕРОВ – младший брат Николая Туроверова – родился 26 марта 1903 года в станице Каменской, куда был переведён отец поэтов – судебный пристав Новочеркасского окружного суда.

Окончив каменскую начальную школу, Александр был определен в Новочеркасск, чтобы продолжить учебу в качестве кадета Донского Императора Александра III корпуса. Учеба в нем растянулась на долгие годы, но не по причине нерадивости ученика, а в силу объективных причин: в октябре 1917 года на Дон накатились революционные волны, и в их водоворот затянуло всех казаков от мала до велика, разделив их на красных и белых, на своих и чужих. Учебу Александр заканчивал уже в Югославии, где в 20-х годах заново возродился Донской кадетский корпус.

Но сначала были жестокие годы и кровопролитные битвы. На Дону Туроверов сражался против красных в рядах легендарного партизанского отряда есаула В. Чернецова. В одном из боев совсем еще юный боец – 15-летний кадет – за храбрость получил Георгиевский крест 4-й степени. При всей трагичности донской смуты, дни, совпавшие для автора с прекрасной юношеской порой, были, по его определению, «замечательными».

После смерти Чернецова Александр снова ненадолго окунулся в учебу в освобожденном Новочеркасске. Затем отступал в составе кадетского корпуса пешим строем в Новороссийск. Позже в Крым – последнее пристанище десятков тысяч русских офицеров, казаков, солдат и чиновников, а также гражданских беженцев. Вчерашнее бредовое чувство предстоящей разлуки с Родиной переставало быть чем-то фантастическим и становилось реальностью. Образ уходящих на юг кораблей стал одним из главных в творчестве обоих Туроверовых.

В ноябре 1920 года в числе группы старших кадетов Александр Туроверов навсегда покинул Родину.

Первое, что сделал Туроверов-младший в эмиграции, – это снова сел за парту в восставшем из пепла кадетском корпусе в югославском Белграде. Учился, как и прежде, старательно и очень хорошо.

В 1923 году в 35-м выпуске корпуса в звании вице-урядника Александр закончил учебу. И снова ее начал. На этот раз в Чехии, куда неутомимый студент отправился постигать инженерную науку в Горной академии в г. Пшибраме. Опять это были «замечательные» дни.

Вскоре образование дало свои плоды – молодой инженер устроился на работу на завод каучуковых изделий во Франции. Произошло это, вероятно, не без содействия старшего брата, который к тому времени уже основательно обжился в Париже. В 1930-м году братья Туроверовы вновь воссоединились, чтобы не расставаться уже никогда.

Во Франции возобновляется литературная деятельность Туроверова. Его публикации появились в журналах «Казачий союз», «Родимый край», «Возрождение», «Военная быль» (все – Франция), «Новый журнал» (США). В 1939 году А. Туроверов был принят в ряды «кружка казаков-литераторов» и стал одним из авторов крупнейшего издания «Казачий альманах».

Вскоре «веселая мачеха» Франция преподнесла ему «сюрприз», избежать которого он, впрочем, не смог бы ни в Чехии, ни в Югославии, ни в любой другой точке Европы. Началась Вторая Мировая война. Как и большинство других русских эмигрантов призывного возраста, Туроверов был мобилизован во французскую армию и, пройдя через военную мясорубку (в том числе – знаменитую «линию Мажино»), к счастью, остался жив.

В первые послевоенные годы, продолжая работу на заводе, он активно участвовал в общественной жизни казачьего зарубежья во Франции, был директором журнала «Казачий союз», в котором публиковались и его стихи. У него также произошли перемены в личной жизни – он женился. Его избранницей стала Ирина Орлова, чьи героические предки – сплошь генералы – прославили свой род, сражаясь за Россию в различных гвардейских казачьих войсках

Ирина Туроверова отмечала, что в эмиграции ее муж притягивал коллег по работе своим остроумием; незлые шутки и акцент вмиг ставили его в центр компании, его манере поведения пытались даже подражать.

Семья поселилась в старинном предместье Парижа Сен-Клу, которое как нельзя лучше подходило для жизни сверхкультурных эмигрантов, к коим, без сомнения, относились и Туроверовы. Один за другим у Туроверовых родились «три богатыря» – Михаил, Иван и Николай.

Перо Александра Николаевича «выстреливало» многочисленные рассказы, стихи и статьи. Его очерки были разбросаны по всей эмигрантской прессе, и, конечно, никто не занимался их систематизацией. А жаль. «Ведь их писал человек не только хорошо и разносторонне образованный и, безусловно, не обделенный Божьим даром, но и человек патриотически настроенный, любивший свое многострадальное Отечество», – писал о поэте исследователь его творчества К. Хохульников.

Последние годы жизни Александра Туроверова сопровождались тоской по отчему дому, по оставшимся в далеком прошлом родным и близким, по утраченной Родине. В некоторых стихах зазвучали декадентские мотивы. Несколько лет поэт был практически парализован.

Умер поэт 2 ноября 1978 года. В газете «Русская мысль» о нем написали: «Смерть опечалила многих его друзей… Судьба не благословила Александра Николаевича быть погребенным в родном краю, который любил он беззаветно, по ее прихотливой воле нашел он приют в гостеприимной Франции».

 

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий