31 марта 1966 года советские специалисты осуществили запуск первого искусственного спутника Луны.
Запуск «Луны-10» был вторым по счету — первый, состоявшийся 1 марта 1966 года в 14:03 с космодрома Байконур, постигла неудача. Возможно, причиной сбоя, из-за которого уже на околоземной орбите неправильно сработал двигатель разгонного блока «Л», стала спешка. Ведь станция, которая так и не вышла на трассу Земля — Луна, была разработана и изготовлена в рекордно короткие сроки: всего лишь за 25 суток! В итоге она, как это было принято в советской практике обозначения не выполнивших программу космических аппаратов, получила название «Космос-111». А «Луной-10» через месяц стала ее станция-близнец.
31 марта 1966 года с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния-М», которая вывела автоматическую межпланетную станцию «Луна-10» на низкую околоземную орбиту. Затем АМС была переведена на траекторию полета к Луне. 1 апреля была выполнена коррекция траектории. 3 апреля 1966 года на расстоянии 8000 км от Луны началось торможение; в результате станция «Луна-10» уменьшила скорость на 0,64 км/с и в 21:44 мск впервые в мире вышла на орбиту вокруг Луны.
Станция была достаточно простой по составу оборудования. По данным НПО им. Лавочкина, которое в 1966 году разрабатывало и собирало станцию, внутри ее герметичного контейнера были установлены телеметрическая аппаратура для сбора информации, программно-временное устройство, радиоаппаратура метрового и дециметрового диапазонов, электронные блоки научных приборов и химические батареи. На внешней стороне будущего первого искусственного спутника Луны разместили антенны радиокомплексов, штангу магнитометра длиной 1,5 метра, а также наружные датчики. Внешне лунный спутник был похож на невысокий цилиндр, увенчанный чуть неровно установленным конусом с закругленной верхушкой.
Станция совершила 460 оборотов вокруг Луны и выполнила 219 сеансов связи с Землёй. Во время XXIII съезда КПСС с борта спутника «Луна-10» прозвучала мелодия «Интернационала», которую делегаты прослушали стоя. Через 56 суток после выхода на лунную орбиту, 30 мая 1966 года АМС «Луна-10» закончила активное существование ввиду исчерпания заряда химических батарей (она не была оборудована солнечными батареями).
Как отмечали специалисты, за это время удалось полностью выполнить всю намеченную программу полета, получив массу интереснейшей и важной информации: в частности, о том, что магнитное поле Луны имеет, скорее всего, солнечное происхождение, что возмущение ее движения за счет нецентральности поля тяготения в пять-шесть раз больше, чем возмущения, вызванные гравитационными влияниями Земли и Солнца, и что на окололунной орбите плотность метеоров выше, чем в межпланетном пространстве. Кроме того, с помощью «Луны-10» удалось впервые получить данные об общем химическом составе Луны по характеру гамма-излучения ее поверхности, общий уровень которого, как оказалось, несколько превышает уровень гамма-излучения над породами земной коры.
Полет и работа станции «Луна-10» стали рекордными: Международная авиационная федерация FAI зарегистрировала и подтвердила своими дипломами три достижения. Во-первых, мировой рекорд массы, доставленной на лунную орбиту, в классе «S» (космические модели). Во-вторых, абсолютный мировой рекорд продолжительности активного существования автоматической станции на лунной орбите. И в-третьих, мировой рекорд продолжительности активного существования на лунной орбите в классе «S». Но самый главный рекорд остался неподтвержденным — да он и не нуждался в подтверждении: «Луна-10» стала еще одним достижением России в космической гонке, лишним подтверждением того, что наша страна способна на уникальные достижения.
Подготовила Марина Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий