Опера
«Поднятая целина» была написана Иваном Ивановичем Дзержинским в 1937 году.
Вскоре после успешной постановки «Тихого Дона» по заданию
ленинградского Малого оперного театра И. И. Дзержинский начал работу над оперой
«Поднятая целина» по первой части одноименного романа М. А. Шолохова (1932).
Композитор проявил большую смелость, обратившись к сюжету из жизни деревни в
период коллективизации, то есть к событиям исторически близким. Чтобы лучше
познакомиться с песнями донских казаков, Дзержинский побывал на Дону в станице
Вешенской и в казачьих колхозах в районе Миллерова. Это путешествие композитор
предпринял по совету Шолохова, встреча с которым произошла на спектаклях
«Тихого Дона». Опера была завершена в 1937 году. 23 октября того же года в
Москве, на сцене Большого театра Союза ССР, состоялось первое ее представление.
Либретто, написанное братом композитора Л. И. Дзержинским, близко к
литературному первоисточнику. Однако если первая часть романа завершается
острой ситуацией — появлением бежавшего из ссылки кулацкого сына Тимофея, то в
либретто сюжет развит далее. Колхозникам во главе с Давыдовым и Нагульновым
удается поймать Тимофея, разоблачить организатора заговора Островнова.
Опера
поставлена 23 октября 1937 года в Большом театре. В постановке оперы принимали
участие дирижёр Самуил Абрамович Самосуд, режиссёр Мордвинов, художник Вильяме,
балетместер Захаров; артисты: Нагульнов - Головин, Давыдов - Евлахов, Лушка -
Кругликова, дед Щукарь - Стрельцов, Тимофей - Коротков, Островнов - Перегудов,
Половцев - Бугайский, Банник - Годовкин.
Коллектив
Большого театра работал над этой оперой с большим подъемом, горя желанием
ответить на высокую награду правительства и создать спектакль, достойный
орденоносного театра. В исключительно короткий срок – в течение нескольких
месяцев – была проведена колоссальная работа. Усилия театра увенчались успехом.
Театру удалось создать волнующий спектакль, в котором авторы талантливо
воскрешают недавние страницы борьбы за коллективизацию на Дону. Особенный успех
выпал на долю артистов-орденоносцев Е. Кругликовой1 (Лушка) и
Головина2 (Нагульнов). Они создали на редкость живые и
правдивые образы. Прекрасно звучал оркестр Большого театра под управлением
первоклассного мастера – народного артиста СССР орденоносца С.А. Самосуда3.
Всяческих похвал заслуживает работа постановщика заслуженного артиста Б.А.
Мордвинова и художника П.В. Вильямса.
После
окончания репетиции коллектив Большого театра долгими аплодисментами
приветствовал композитора И.И. Дзержинского, либреттиста, дирижера,
постановщика, художника, артистов.
На репетиции
присутствовал автор романа «Поднятая целина» – писатель М.А. Шолохов. Артисты
театра и зрители устроили ему шумную овацию.
Из сборника
Виктора Васильевича Петелина «Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках,
письмах и статьях современников» (Кн. 1):
«Спектакль
«Поднятая целина» понравился М.А. Шолохову.
В
беседе с нашим сотрудником писатель поделился своими впечатлениями о спектакле.
– Спектакль
получился удачный, – говорит М.А. Шолохов. – Музыка И. Дзержинского в «Поднятой
целине» более зрела, чем в опере «Тихий Дон». Если в «Тихом Доне» у меня
вызывало некоторое недовольство отсутствие казачьих напевов, то здесь линия
народности в музыке дана очень ярко и целостно. Прекрасно прозвучала, например,
казачья песня с присвистом. Мне кажется, что ее подхватят и запоют по всей
стране. Хороши также музыкальные характеристики основных героев оперы. Только
образ деда Щукаря, на мой взгляд, не совсем доработан. Хотелось бы, чтобы ему
была дана более яркая и своеобразная трактовка.
Мне
очень понравился Нагульнов, которого мастерски поет и играет Д. Головин.
Особенной силы его исполнение достигает в напряженной сцене в райкоме. Хороша
также и Лушка (артистка Кругликова), хотя вначале она дана несколько
обескровленной. Давыдова (артист Евлахов) хотелось бы видеть более
мужественным, энергичным.
Прекрасное
оформление к опере создал художник Вильямс. Оформление оперы безусловно дает
представление о наших донских просторах. Оно полно своеобразной лирики. Видно,
что художник очень хорошо почувствовал наши пейзажи.
Большую
работу над спектаклем проделал музыкальный руководитель дирижер Самосуд. Слушая
оперу под его управлением, я испытывал огромное удовлетворение. Немало
поработал и постановщик Мордвинов.
Если
говорить о недостатках, то следует отметить отдельные устранимые
недоработанности в тексте либретто. Некоторая неточность имеется и в костюмах
действующих лиц. Пока вяло развертывается первый акт. К премьере спектакля все
это, очевидно, будет выправлено, и столичные зрители увидят и услышат
полноценный оперный спектакль.
–
Повторяю, – заканчивает М.А. Шолохов, – опера мне очень понравилась и в целом
меня удовлетворяет».
В 1937 году
опера поставлена в Ленинградском Малом оперном театре, ныне Михайловский театр.
В постановке принимали участие дирижёр Борис Эммануилович Хайкин,
постановка Зона, художник Штоффер, балетместер Чеснаков; артисты: Давыдов -
Чернышёв, Нагульнов - Орлов, Лушка - Софронова, дед Щукарь - Балашов, Лукич- Чесноков, Половцев - Бутягин, Тимофей - Малаховский, Фрол
- Аббакумов.
«Казачья песня» из оперы
«Поднятая целина»
(Муз. - И Дзержинсий, слова: А. Чуркин)
Исполняет: Краснознаменный ансамбль Краснознаменный хор песни и пляски Советской Армии под. упр. нар. арт. СССР А. В. Александрова Запись 1937 г.
«Романс Давыдова» - исполняет Сергей Лемешев
Комментариев нет:
Отправить комментарий