Продолжаем
представлять книгу А. О. Фёдорова «Библиотечная блогосфера» (с первой частью
наших размышлений над ней можно ознакомиться здесь).
Четвёртая
часть книги посвящена функционалу блога. Начинается она с общих советов по
ведению блога и выбору платформы для него. В числе доступных бесплатных
платформ называются LiveJournal и Blogger.com.
Автор
отмечает, что публикации в блоге должны обновляться минимум три-четыре раза в
неделю, а предположительное количество временных затрат на ведение блога при
этом составит от 4-5 часов в неделю и более, если есть желание сделать
по-настоящему популярный блог (то есть публиковать сообщения чаще).
Что
же (какие разделы или вопросы) автор относит к функционалу блога?
1. Метаданные,
то есть «личную» информацию о владельце, список сайтов, где находятся ссылки на
блог (например, у нас это - ссылка на сайт ВМУК «ЦСГБ»). В разряд метаданных
попал и перечень популярных постов, который находится на боковой панели блога;
2. Организация
сообщений (способ представления информации по каждому отдельному «посту»).
Отмечается, что каждой записи соответствует новая страница и постепенно новые
записи вытесняют старые в архив. К средствам организации сообщений А.О. Фёдоров
относит:
· Рубрики, теги (метки) –
позволяют собрать вместе сообщения по определённой теме. Теги отличаются от
рубрик большей «дробностью» - напоминают ключевые слова. Автор отмечает, что
они позволяют быстрее и полнее индексировать содержание блога поисковыми
машинами;
· Свежие тексты –светятся
на боковой панели и облегчают ориентацию в блоге. Часто вместо свежих текстов там
находятся популярные записи или теги с отметкой – сколько записей «под ними»
собрано;
· RSS
и синдикация. Под синдикацией А. О. Фёдоров понимает возможность просматривать
записи дружественных блогов через одну общую ленту новостей и функции
оповещения через аналогичные ленты о появлении нового сообщения в блоге. RSS
(Real Simply Sindication
–действительно простая синдикация). Для удобства знакомства с новостями автор
рекомендует записи из дружественных блогов, которые могут в «ленте» выглядеть
по-разному, привести к единой форме подачи информации. Это можно сделать,
выбрав в настройке один из вариантов: «Передавать только заголовки»,
«Передавать заголовок и часть текста», «Передавать заголовки и полный текст».
· Комментарии
рассматриваются как возможность вести диалог с читателями блога и как
показатель популярности записи (по количеству комментариев), как средство увеличения
трафика. Автор рекомендует включить предварительную модерацию комментариев или установить
автоматическую защиту от ботов (роботов) – капчу. На некоторых платформах
блогов есть возможность ограничить комментарии с определённой (чаще всего
ненормативной) лексикой, или защиту от людей, занесённых в чёрный список.
От
описания функционала блога автор плавно переходит к практическим вопросам его
ведения. И здесь нам с вами повезло и не повезло одновременно – все шаги по
созданию блога рассматриваются на платформе Blogger.com.
Повезло, потому что есть возможность сверить действия с рекомендациями
специалиста. Не повезло, потому что большую часть работы мы уже проделали, а
хотелось бы получить новые советы – увы, книга рассчитана на новичков и
чайников. Так что нам с вами, опытным блогерам, остаётся вылавливать из этой
части зёрна истины или одобрять/не одобрять какие-то утверждения автора.
Например, вот эти:
«Момент
истины в блогинге наступает тогда, когда вы начинаете писать сообщения. Лучшие
программы, самые мощные серверы и команда замечательных специалистов не помогут
вам добиться успеха, если вы пишете не то, что нужно, не так, как нужно или не
тогда, когда нужно».
«Блог
библиотеки успешен только тогда, когда у него находятся новые читатели, которые
возвращаются после первого посещения. Чем лучше вы знаете своих читателей, тем
больше шансы, что ваши публикации будут им интересны». К этому утверждению
прилагает полезный совет: чтобы удержать посетителей, надо изучить их
потребности, а сделать это можно постоянно разговаривая с комментаторами,
выясняя – кто они такие. Как выяснить это? Фёдоров предлагает написать им
электронные письма.
И
ещё кое-что, что стоило бы взять на заметку библиоблогеру – проект «Пульс
библиотечной блогосферы» (biblionation.ru),
который был реализован при помощи блогера Атнера Егорова (atner.livejornal.ru).
По мнению автора, этот проект помогает удовлетворить потребность блогеров в
«жареном» - то есть узнавать всё самое интересное, что происходит в библиотечной
блогосфере, а также следить за рейтингами.
И
снова Фёдоров возвращается к затратам времени на публикацию сообщений в блоге,
приводя мнение опытных библиотечных блогеров о том, что для создания успешного
блога нужно тратить на него час-два в день. Ежедневное ведение блога при этом
надо начинать с просмотра комментариев и ответа на них, чтения почты (оттуда можно
иногда получить интересные материалы для публикации в блоге). Если информации,
полученной по почте, достаточно для создания сообщения, пора приступать к его
написанию. Если же нет, можно изучить статистику блога – вернее, раздел,
касающийся трафика – здесь могут обнаружиться переходы с какого-нибудь
интересного, но незнакомого ресурса, на котором вы можете найти что-то для
публикации в блоге. После ознакомления с трафиком, начинается просмотр ленты
сообщений с дружественных сайтов (RSS-канала) и отбор наиболее
значимого для подготовки своих публикаций.
Самая
интересная часть книги для нас, наверное, - глава об этапах продвижения блога
библиотеки. Автор даёт следующие рекомендации:
1.
Наладить
отношения с блогосферой;
2.
Получить
комментарии в свой блог;
3.
Комментировать
чужие записи – это привлекает внимание других блогеров;
4.
Размещать
ссылки на чужие блоги – если в этих блогах есть функция оповещения о ссылках,
вас заметят;
5.
Общаться
с реальными, живыми людьми, участвовать в отраслевых конференциях;
6. Вставлять
адрес своего блога везде, где можно – включить в подписи к электронным письмам,
в буклеты и рекламные материалы.
Вот, собственно, и всё,
о чём рассказал Андрей Олегович Фёдоров.
Подводя итоги, хочется
сказать, что информация, представленная в книге – весьма полезная и важная, но
не полная. Например, очень скудно, очень мало сказано о способах продвижения
блога – представлен не полный перечень действий. Заводя блог, мы отдавали себе
отчёт, что времени на комментирование чужих «дневников» у нас может не хватить,
поэтому при продвижении своего блога выбрали тактику, которая не называется в
книге «Библиотечная блогосфера». В ближайшее время мы расскажем, как именно
продвигали блог, и к каким результатам это привело.
Марина Николаевна, интересный материал, сделала на него ссылочки у себя (в конце поста). http://novichokprosto-biblioblog.blogspot.ru/2013/06/blog-post.html#more
ОтветитьУдалитьАктивная библиотечная жизнь идет в Вашей библиотеке! Сужу по информации с Вашего блога. Молодцы! Удачи Вам и дальнейших успехов во всех Ваших начинаниях!
Спасибо за внимание к нам и ссылки на наш блог!
УдалитьЖизнь в нашей библиотеке кипит и не о всём, что происходит, успеваем рассказать! Комментировать других мы не успеваем, но самое интересное всё же просматриваем по мере возможности!
Будете в наших краях - ждём в гости! Вам привет и от Светланы Ивановны, и от других членов нашего коллектива!
Спасибо за приглашение, обязательно при возможности загляну к вам в гости. Поздравляю Вас и весь Ваш коллектив с наступающим прекрасным весенним праздником - 8 Марта! Желаю всем доброго здоровья, счастья и радости жизни, весеннего настроения, успехов и процветания Вашему блогу и замечательной библиотеке - филиалу №17!
Удалить