Страницы

Страницы

понедельник, 1 июля 2024 г.

Выдающийся советский скульптор Вера Мухина

 

1 июля 1889 года (135 лет назад) родилась советский скульптор (автор скульптуры «Рабочий и колхозница») Вера Мухина.

Вера Мухина вошла в историю искусства как «первая дама советской скульптуры». Выступив автором легендарного монумента «Рабочий и колхозница», эта художница с безупречным чувством гармонии стала настоящим певцом нового мира.

Вера Мухина родилась в Риге 19 июня (1 июля) 1889 года в состоятельной купеческой семье, основы благополучия которой заложил дед девочки Козьма Игнатьевич Мухин (1809–1878). Он в середине XIX века разбогател на торговле хлебом, льном, пенькой с Англией и Голландией, и налаженное дело позволяло его многочисленным детям, также распоряжавшимся немалыми капиталами, уделять свой досуг художественным выставкам и музыкальным вечерам. Отцом Веры стал один из младших сыновей семьи, Игнатий Кузьмич Мухин (1857–1903), который женился на дочери рижского аптекаря Надежде Вильгельмовне Мюде (1867–1891).

Свою мать Вера Мухина не помнила – та умерла от туберкулёза, когда дочери шёл второй год. Отец, опасаясь, что балтийский климат скажется на здоровье дочерей, перевёз Веру и её старшую сестру Машу с Балтийского моря на Чёрное – в Феодосию. Воспоминания детства Веры Мухиной неразрывно связаны с Крымом. Она росла романтичной, но послушной: примерно училась в гимназии, не доставляла лишних хлопот отцу и гувернантке-француженке. Каждое лето семья выезжала за границу. На ребёнка производили огромное впечатление замки Баварии и курорты Тироля, дворцы Лувра и картинные галереи Флоренции.

В 1903 году после смерти отца Веру с сестрой забрали к себе родственники, жившие в Курске. Девушка была типичной гимназисткой той поры. Она хорошо училась, понемногу рисовала, пела, музицировала, немалое её внимание занимали танцы, наряды и флирт с молодыми людьми – словом, ничто не указывало на дремлющую могучую творческую энергию и художественный талант, что впоследствии принесут всемирную славу.

Толчком к переменам стал переезд сестёр Мухиных в Москву в 1907 году. Театральная и поэтическая среда древней столицы постепенно втянула девушку в свою орбиту: она стала всерьёз интересоваться живописью, всё смелее пробовала себя в рисунке. Поворотным моментом в биографии Веры Мухиной стало поступление в художественную студию К.Ф. Юона в 1908 году. Здесь она получила первые уроки серьёзной, вдумчивой работы. На примерах старых мастеров Юон объяснял своим слушателям значение линии, контура, светотени, другие технические премудрости, но более всего учил работе воображения и искусству видеть. Благодарность своему учителю Вера Мухина сохранила на всю жизнь.

После знакомства и общения с членами художественного объединения «Бубновый Валет» – П.П. Кончаловским, А.В. Лентуловым, И.И. Машковым, Р.Р. Фальком – у юной художницы возник интерес к лепке, скульптуре. В 1912 году вместе со своими подругами-художницами Л.С. Поповой и Н.А. Удальцовой Вера Мухина отправилась в Париж в студию знаменитого скульптора Эмиля-Антуана Бурделя. В этом мастере молодую московскую художницу привлёк «пафос огня».

Модерн, который к тому моменту буквально пропитал Париж, потряс воображение молодой художницы. Она постигала творчество Поля Сезанна и Пабло Пикассо, её очаровывала смелость кубистов. Во Франции Вера Мухина провела три года и вернулась в Россию незадолго до начала Первой мировой войны. К этому моменту она пережила и переросла увлечения многими модными веяниями, и желала творить самостоятельно.

С началом войны Вера Мухина пошла работать сестрой милосердия в один из московских госпиталей, сменив до октября 1917 года несколько врачебных заведений. Там она познакомилась с эвакуированным с фронта по болезни врачом Алексеем Андреевичем Замковым (1880–1942). Родившийся в крестьянской семье, он без всякой поддержки получил медицинское образование, а во время войны трудился в полевых госпиталях хирургом. Его знакомство с медсестрой Мухиной быстро переросло во взаимную привязанность, а 11 августа 1918 года пара вступила в брак. Единственный сын супругов Всеволод Алексеевич Замков (1924–2003) избрал другую дорогу и стал кандидатом физико-математических наук. Более всего он известен как прототип советского пионера Вольки Костылькова – главного героя популярной детской повести Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч».

Несмотря на то, что служба отнимала массу времени, Мухина увлечённо создавала скульптурные работы – «Портрет сестры Маши», «Портрет В.А. Шамшиной», композицию «Пьета», участвовала в оформлении спектакля «Фамира Кифаред» в постановке А.Я. Таирова в Камерном театре, увлеклась эскизами костюмов.

Дореволюционное творчество Мухиной характеризуется поисками в области больших форм, новаторскими подходами к «преображению» натуры, ростом творческих сил, но только после революции 1917 года она нашла свою собственную тему и включилась в строительство «нового светлого мира». Художница отказалась эмигрировать за границу вслед за старшей сестрой и осталась в голодной и холодной Москве. Здесь она создавала эскизы работ на революционные и освободительные темы, которые поначалу не находили признания.

В 1918 году Вера Мухина получила заказ на памятник просветителю XIX века Н.И. Новикову, но когда модель скульптуры была почти закончена, промёрзшая в нетопленой мастерской глина рассыпалась бесформенной грудой по полу. Несмотря на обескураживающую неудачу, Мухина продолжала упорно работать. В 1919–1923 гг. она создала эскизы целого ряда скульптур и композиций – «Революция», «Освобождённый труд», «Брут, убивающий Цезаря», памятников В.М. Загорскому и Я.М. Свердлову. По разным причинам все они остались невостребованными, но скульптор не опускала руки – она пробовала разные формы, ракурсы, материалы, и заставила говорить о себе как об одной из больших надежд молодого советского искусства.

Первый большой успех пришёл в 1927 году с произведением «Крестьянка» – мощным, грубым, архаичным изваянием, символизирующим титаническую силу русской женщины. На выставке в честь 10-летия Октябрьской революции скульптура, хотя и вызвала горячие споры и прямо противоположные оценки, удостоилась первой премии. Искусствоведы считают, что стиль скульптур Веры Мухиной окончательно оформился именно после «Крестьянки»: обобщённый монументальный образ, лаконичность и метафоричность формы стали отличительной чертой лучших работ мастера.

С 1927 по 1930 гг. Вера Мухина преподавала во ВХУТЕИНе, в 1928 году совершила продолжительную поездку по Европе. Она посетила мастерские знаменитых ваятелей, гостила у сестры в Будапеште, участвовала в оформлении советских экспозиций. В 1930 году по вине мужа, подговорившего её бежать вместе с ним из Советского Союза, Мухина была арестована ОГПУ в Харькове и приговорена к трёхлетней ссылке в Воронеж, но через полтора года ей разрешили вернуться в Москву. В 1932 г. она разработала грандиозный и, к сожалению, не реализованный проект «Фонтана национальностей», в 1934 году выполнила два прекрасных надгробия – сына А.М. Горького М.А. Пешкова и знаменитого оперного певца Л.В. Собинова, приходившегося ей родственником.

Всемирная слава пришла к скульптору в 1937 году. Советский Союз принимал участие во Всемирной выставке в Париже, и на крыше павильона с экспозицией решили установить монумент, отражающий главную идею советского строя, его порыв в будущее. В конкурсе на тему «Рабочий и колхозница» приняли участие четыре знаменитых скульптора – В.А. Андреев, М.Г. Манизер, И.Д. Шадр и В.И. Мухина. Композиция, созданная Мухиной, идеально отвечала условиям конкурса, её скульптура «Рабочий и колхозница» сразу же завоевала всеобщее признание и стала одним из самых узнаваемых символов СССР.

Во время Великой Отечественной войны Вера Мухина создала целую галерею скульптурных портретов, в том числе балерины Г.С. Улановой и хирурга Н.Н. Бурденко, а также многих героев-фронтовиков. В 1943 и 1952 гг. по её проекту возвели два памятника А.М. Горькому в Москве и Горьком, в 1954 году установили памятник П.И. Чайковскому во дворе Московской консерватории. Заслуги Веры Игнатьевны Мухиной были отмечены пятью Сталинскими премиями в области литературы и искусства, в 1947 году она стала академиком Академии художеств СССР.

Помимо скульптуры, Вера Мухина была известна как дизайнер, создатель модных фасонов одежды. С начала 1920-х гг. она сотрудничала и дружила с известным московским модельером Н.П. Ломановой и знаменитым дизайнером А.А. Экстер. На парижской выставке 1925 года коллекция Мухиной и Ломановой взяла гран-при. Также Вера Игнатьевна много работала со стеклом, фарфором. Среди приписываемых её авторству и известных почти каждому изобретений – гладкий ободок гранёного стакана, придавший сосуду классический вид, и знаменитая пивная кружка, существовавшая в неизменном виде более полувека.

В 1952 году Вера Мухина, несмотря на приступы стенокардии и невзирая на снег, ветер и дождь, работала по 12 часов в сутки на открытом воздухе над памятником А.М. Горькому в его родном городе. Пожилая женщина по нескольку раз в день взбиралась на леса, хотя её мучала сильная одышка. Она довела работу над памятником до завершения и слегла с сильными сердечными болями.

Весь последний год жизни Веры Игнатьевны прошёл в больницах и санаториях, хотя она постоянно пыталась работать и даже нарушала ради этого предписания врачей. Скончалась Вера Игнатьевна Мухина 6 октября 1953 года. Похоронена великий скульптор рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Москве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий