Страницы

Страницы

вторник, 25 июня 2024 г.

Прославленный лётчик Владимир Коккинаки


25 июня 1904 года (120 лет назад) родился советский лётчик-испытатель Владимир Коккинаки.

Коккинаки Владимир Константинович (1904-1985) – легендарный советский летчик- испытатель, установивший 22 мировых рекорда в авиации. Его называли «король воздушных рекордов». Он работал в КБ Ильюшина, и, начиная с 1935 года, практически все ИЛы прошли через руки Владимира Коккинаки. Коккинаки первым в 1939 году совершил перелет Москва – Северная Америка длиной 8000 км по так называемой «ортодромической дуге». Именно по «трассе Коккинаки» через 20 лет начались рейсы Москва-Нью-Йорк.

Владимир Коккинаки родился в 1904 году в Новороссийске в семье портового грузчика. Необычная фамилия Коккинаки досталась легенде советской авиации Владимиру Константиновичу от обрусевших греков, чьим прямым потомком он и являлся.

В семье было 6 братьев и сестра, пятеро братьев связали свою жизнь с авиацией. Было время, когда в КБ Ильюшина работал экипаж из трех братьев Коккинаки.

Владимир с 12 лет начал трудовую жизнь: он работал на виноградных и табачных плантациях, матросом и грузчиком в порту. Коккинаки стал известным в городе спортсменом: занимался плаванием, боксом, тяжелой атлетикой, был вратарем сборной Новороссийска по футболу. В 1925 году он был призван в армию. Отслужив два года в пехоте, Коккинаки начал учиться на военного летчика. Вскоре талантливому пилоту предложили стать испытателем.

В 1935 году Коккинаки установил свой первый, неофициальный рекорд мира - на самолёте И-15 достиг высоты 14575 м. С самолёта для снижения веса были сняты почти все приборы, вместо сиденья установлена тоненькая дощечка, а сам лётчик был одет только в утеплённую куртку с унтами и кислородную маску. Рекорд был установлен при шестидесятиградусном морозе и в негерметичной кабине. В 1936 году Коккинаки впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжёлом двухмоторном бомбардировщике.

В 1938 году Коккинаки совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток протяжённостью 7580 километров в качестве подготовки к перелету в Америку. Перелет длился 24 часа 36 минут и проходил в трудных погодных условиях. Большую часть маршрута летчики шли на высоте 6000 метров и выше, пилотируя в кислородных масках. Несколько недель у Коккинаки не сходили мозоли от штурвала на руках.

Регулярные полеты в Америку по маршруту Валерия Чкалова через Северный полюс были невозможны из-за слишком тяжелых условий полета. Поэтому возникла идея маршрута по ортодромической дуге «большого круга»: через Скандинавию, Исландию, над Северной Атлантикой и Канадой. Первым этот маршрут и прошел Владимир Коккинаки в 1939 году.

Машина вылетела из подмосковного аэропорта 28 апреля. Курс был на Нью-Йорк. Он был выстроен по кратчайшему маршруту. Однако вскоре отказал автопилот. Остальное время летели вручную, кабина промерзла насквозь, уровень кислорода падал. Из-за погодных условий их не принимали в аэропортах. Самолет совершил вынужденную посадку на острове залива Святого Лаврентия. О поступке советского летчика писали в американских газетах. Маршрут же, проложенный Коккинаки использовался для перелетов впоследствии. За этот перелет летчик удостоен почетной награды – бриллиантового ожерелья «Цепь пионера розы ветров».

К началу Великой Отечественной войны Коккинаки был уже в звании генерал-майора авиации. Несмотря на настойчивые просьбы отправить его на фронт он всегда получал отказ – он нужен был в качестве испытателя. Ильюшин работал над самолетом-штурмовиком, которого не было ни у одной армии мира. Коккинаки уже успел облетать Ил-2 и высоко оценил его качества. Но запускать его в массовое производство не спешили. Только после личного обращения к Ворошилову, в начале 1941 года его стали выпускать.

В сентябре 1957 года Коккинаки становится дважды Героем Советского Союза.

Последним самолетом, который испытывал Коккинаки, стал лайнер ИЛ-62. Этот самолет стал последней работой Сергея Ильюшина. Про Ильюшина говорили: у него был один летчик-испытатель, и с ним ничего не случилось. Этот факт – высочайшая оценка мастерства двух выдающихся людей – конструктора и испытателя.

В 1964 году карьера лётчика-испытателя была завершена. За свою долгую работу в небе Коккинаки установил 20 мировых рекордов.

Оставив лётную работу, Владимир Константинович не ушёл из авиации, он продолжал трудиться в конструкторском бюро Ильюшина. В 1967-1968 годах он возглавил Международную авиационную федерацию.

Прославленный лётчик умер 7 января 1985 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий