Страницы

Страницы

воскресенье, 8 октября 2023 г.

«Реставратор всея Руси» Савва Ямщиков

8 октября 1938 года (85 лет назад) родился советский и российский реставратор Савелий Ямщиков.

Ямщиков Савва Васильевич — советский и российский реставратор, историк искусства, публицист, журналист. Заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН (Российская Академия естественных наук), член Союза писателей России. Савва Васильевич стал первым реставратором, получившим за двухсотлетнюю историю Российской Академии художеств её почётную медаль. Он открыл жанр русского провинциального портрета XVIII века—XIX веков, возродил к жизни имена забытых русских художников и иконописцев.

Родился Савелий Ямщиков в Москве в простой семье 8 октября 1938 года. Детство его прошло в одном из барачных домов на Павелецкой набережной. Людей, близких к искусству, в семье Ямщиковых не было. Разве что дедушка Савелия Васильевича, который был кузнецом. Интересно, что при крещении мальчику было дано имя Савва, однако в советском ЗАГСе отцу сказали, что не могут звать советского человека Савва. И записали Савелием. Может быть, поэтому сам Савва Васильевич не очень любил, когда его называли «по паспорту». В детстве и юности Савва Ямщиков посещал церковные службы, пел в церковном хоре, но и комсомольцем был. Лишённый наставничества погибшего в войну отца, опекаемый бабушкой, так как мама с утра до вечера трудилась, чтобы Савва с братом не умерли с голоду, он сам занимался своим образованием и устройством в жизни. Много читал, мечтал сниматься в кино.  

В 1956-1958 годах Савва работал грузчиком-такелажником шестого разряда «Завода внутришлифовальных станков» и учился на вечернем отделении исторического факультета МГУ. По его признанию, на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ забрёл случайно. Легко сдал экзамены и поступил, при конкурсе 19 человек на место. Учась на втором курсе, он получил предложение от преподавателя техники живописи и реставрации Филатова Виктора Васильевича начать свою трудовую деятельность во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. (Центр находился в Марфо-Мариинской обители, основанной святой Елизаветой (великой княгиней Елизаветой Фёдоровной), построенной А. В. Щусевым и расписанной М. В. Нестеровым). Так, с двадцати лет Савва начал работать реставратором.

В 1962 году Савва Ямщиков окончил университет и продолжил работать в реставрационных мастерских. Здесь он и нашел свое призвание. Встретившись однажды с образцами древнерусского искусства, Савва Васильевич не захотел расставаться с ними и посвятил этому всю свою жизнь.

Большую часть своей жизни Савва Васильевич Ямщиков провёл в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем,обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для восстановления в Москве.

За сорок с лишним лет Савве Ямщикову удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов XVIII—XIX вв. из различных музеев России, вернуть многие забытые имена замечательных художников. Организованные Саввой Васильевичем выставки, на которых показывались новые открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью отечественной культуры. На них воспитывались молодые художники, историки искусства, писатели и все те, кому дорого художественное наследие России.

Кроме реставрационных выставок Савва Васильевич сумел в советское время познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда — от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. Издав десятки книг, альбомов, каталогов, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вёл постоянные рубрики на Центральном телевидении, в частности «Служенье муз не терпит суеты», снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом.

Савва Васильевич был женат трижды. Первая жена Велина Братанова была из Болгарии. Это был молодой университетский брак. Они вместе учились. Её отец был дипломатом. Их союз не выдержал проверку на взросление, и они расстались. Была ещё вторая жена, но и этот брак распался.

Третью избранницу он увидел на Московском конкурсе балета в Большом театре в 1972 году и влюбился с первого взгляда. Валя Ганибалова была балериной Кировского театра. Савва Васильевич дружил с некоторыми артистами этого театра. Однажды друзья пришли к нему в мастерскую с Валей Ганибаловой. Так жизнь свела их, и они стали мужем и женой. Прожили вместе четыре года. В 1974 году родилась замечательная дочь Марфа, которая пошла по стопам отца.

После расставания Валя продолжила карьеру балерины в Кировском (Мариинском) театре в Ленинграде и впоследствии снова вышла замуж. Марфа осталась жить с бабушкой в Москве.

v Савва Васильевич был очень заботливым отцом, сильно переживал, что не может полностью себя посвятить семье. Многие люди нуждались в нем, и он нуждался в людях. Отсюда шло непрерывное его общение, которое стало образом жизни. Причем его общение всегда было подкреплено каким-то делом. Ему обязательно нужно было кому-то помочь.

Но главным делом жизни Саввы Ямщикова были открытия уникальных произведений русской культуры, забытых имен художников, введение в научный обиход новых живописных школ. Он с бригадой единомышленников — реставраторов помогал провинциальным музеям сохранять памятники искусства. Затем устраивал знаменитые выставки, знакомившие миллионы зрителей с сокровищами Пскова, Новгорода, Вологды, Костромы и, конечно, Ярославля. Всю свою жизнь этот удивительный человек посвятил таким городам – небольшим, уютным, хранящим свою историю в вековых сводах церковных куполов. Провинция – это чистота духовной жизни, которая всегда питала его.

Много лет Савва Васильевич работал у архимандрита Алипия (Воронова) в Псково - Печерском монастыре, о чём впоследствии написал фундаментальный труд. Уникальная коллекция ста икон «Живопись древнего Пскова», собранная и отреставрированная во Всероссийском реставрационном центре под руководством Саввы Ямщикова, легла в основу псковской музейной экспозиции.

Сохранению исторического облика древнего Пскова и заповедника «Пушкинские горы» он отдавал все свое время. Мечтал о том, чтобы древний Псков был восстановлен во всем своем культурном, архитектурном и историческом величии. Савва Васильевич прикипел к Пскову. Но сначала девяностых годов, он долго болел. Страдая от тяжелой депрессии, на протяжении почти десяти лет не выходил из дома и почти ни с кем не общался, вообще не знал, вернется ли к своей привычной жизни и работе. И все-таки он выздоровел! Сам сумел вытащить себя из болезни и вернулся к любимому делу.  Поправившись, он поехал во Псков, Петрозаводск, Ярославль. Первое, что он делал в каждом городе – это шел на кладбище: многие из его друзей уже были там.

Последнее десятилетие своей жизни он посвятил Пскову. В Пскове о нем до сих пор ходят легенды.

Знаменательно, что человек этот, из породы титанов, ушел из жизни в городе, которому было отдано его сердце.

Савва Васильевич Ямщиков умер во Пскове. И в этом промысел, особая мистика его судьбы. Он помчался в Псков, чтобы подготовить заседание по спасению погибающих памятников древнего города. Прибыл в назначенное место в назначенное время, чтобы уйти в обожаемую им псковскую землю, навеки остановиться в местах, где беспредельное счастье, как озарение, нисходило на него много лет назад.

Савва Васильевич – один из тех людей, чьё имя вот уже несколько десятилетий ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России – скончался в Пскове утром 19 июля 2009 года на 71–ом году жизни. Согласно собственному желанию похоронен в Пушкинских Горах на городище Воронич, на кладбище у храма Георгия Победоносца, рядом с могилой хранителя Пушкинского музея-заповедника Семёна Степановича Гейченко и около родового некрополя Осиповых-Вульф. Похороны состоялись 22 июля 2009 года. Накануне, 21 июля, прощание с Саввой Ямщиковым и гражданская панихида состоялись в Пскове. Гроб с телом был установлен в Псковском музее-заповеднике, в том зале, где 15 июля начала работать выставка картин из собрания Саввы Ямщикова «Музей друзей».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий