Страницы

Страницы

среда, 13 июля 2022 г.

Театральный гений Петр Фоменко

13 июля 1932 года (90 лет назад) родился театральный режиссер Пётр Наумович Фоменко.

Петр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве.

В юные годы биографии мальчик отличался любознательностью и разносторонними интересами. Так в детстве он с энтузиазмом занимался в секциях по футболу, теннису, хоккею с мячом и традиционному хоккею. По мимо этого, среди его увлечений были занятия на скрипке. К слову сказать, Петр довольно хорошо овладел данным инструментом, с отличием, окончив обучение в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. В последствии биографы, изучающие жизнь и деятельность Фоменко, в своих трудах писали, что за любовь к искусству в семье отвечала мама, которая с раннего детства познакомила сына с театром и миром искусства.

После одного из таких посещений, мальчик так был поражен игрой актеров и музыкальном сопровождением, что всерьез задумался о карьере артиста. Однако сразу же после школы, он по не ведомым причинам продолжил обучение в Музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, которое с успехом окончил по классу скрипки. Уже будучи студентом, Фоменко все четче осознавал, что развиваться в данном направлении дальше он не хочет. И что его все с большей силой манит сцена и театральные подмостки.

В 1955 году он заочно окончил филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина, а в 1961 году — режиссерский факультет ГИТИСа.

Сразу после окончания ГИТИСа вчерашнему студенту потупило предложение о работе в театре имени Маяковского. Вопреки распространенному мнению, здесь будущую звезду вовсе не поджидал «успех», да и «признание» не торопилось приходить.

Свой первый спектакль — «Беспокойное наследство» К.Финна — Фоменко поставил в 1958 году в Московском драматическом театре.

Затем он ставил спектакли на сценах многих театров Москвы.

Постановки, в который Петр Фоменко выступал в качестве режиссера никак не подходили под общепринятые в Советском Союзе рамки.

Среди запрещенных спектаклей оказалась постановка под названием «Смерть Тарелкина», хотя зритель увидел ее не более пятидесяти раз. В тоже время пьеса «Новая Мистерия-Буфф» и вовсе не был допущен к показу советскому зрителю.

Со временем к молодому режиссеру «приклеилось» новое прозвище «осквернитель русской классики» и он на протяжении нескольких лет не мог получить хорошую должность. Были времена, когда его приглашали на должность помощника или в качестве постановщика в провинциальный театр, однако это не могло удовлетворить внутренний мир Петра Наумовича. Был момент, когда ему, для того, чтобы заработать на жизнь даже пришлось вспомнить о второй специальности и устроиться филологом.

Затем молодой и талантливый режиссер отправился в Грузию, чтобы попытаться найти свое счастье там. Здесь ему действительно улыбнулась удача, и на протяжении двух лет он работал в театре имени Грибоедова в Тбилиси.

В 1970-е годы Фоменко существует между двух столиц. С 1972 года он является режиссером Ленинградского театра Комедии (с 1977 года — главный режиссер). Здесь им были выпущены спектакли: «Троянской войны не будет» Ж.Жироду, «Мизантроп» Мольера, «Лес» А.Островского, «Свадьба. Юбилей» А.Чехова, «Сказка Арденского леса» У.Шекспира и другие. В эти же годы он продолжает ставить спектакли и в столичных театрах.

Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Петр Наумович вернулся в Москву. С этого времени начинается педагогическая деятельность Фоменко в ГИТИСе. За годы преподавания он выпустил четыре курса студентов, многие из которых стали известными режиссёрами и актёрами.

Параллельно с педагогической работой Фоменко продолжает ставить спектакли на сценах московских театров. Среди его известных режиссерских работ 1980–90-х годов: «Плоды просвещения» Л.Толстого, «Дело» А.Сухово-Кобылина, «Государь ты наш, батюшка» Ф.Горенштейн, «Без вины виноватые» А.Островского, «Калигула» А.Камю, «Великолепный рогоносец» Ф.Кроммелинка и другие.

Также известны работы Фоменко в кино. Это художественные фильмы «На всю оставшуюся жизнь», «Почти смешная история» и «Поездки на старом автомобиле». Он автор многих телеспектаклей: «Новеллы о Ходже Насреддине», «Детство. Отрочество. Юность» и «Семейное счастие» по Л.Толстому, «Пиковая дама» и «Метель» по А.Пушкину.

В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (второй по счету его набор) получил статус театра, художественным руководителем которого стал сам Петр Наумович. Так родился один из лучших российских театров — «Мастерская П. Фоменко». Это один из немногих живых, развивающихся театров сегодня, с высокой театральной культурой и своими законами актерской игры.

Созданные Фоменко спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий. Всего Петром Наумовичем создано более 60 спектаклей в театрах России и Европы. Постановки режиссера в разные годы видели зрители Польши, Франции, Италии, Германии, Японии, Колумбии, Китая, Греции.

Фоменко — Народный артист России, профессор Российской академии театрального искусства, Заслуженный деятель искусств РСФСР и Польши, лауреат различных государственных и театральных премий, награжден орденами России и других стран.

Скончался Гений театральной режиссуры и педагогики Петр Наумович Фоменко 9 августа 2012 года в Москве от сердечного приступа. Он до последних дней жизни руководил одним из лучших российских театров — Мастерской, названной его именем...

Комментариев нет:

Отправить комментарий