Страницы

Страницы

понедельник, 8 июля 2013 г.

Два капитана волгоградской фантастики



Волгоградская фантастика зародилась в 1949 году, когда в местном издательстве вышла книга И. Ефремова «Рассказы о необыкновенном».
За шестьдесят лет, прошедших с того момента, литературный Волгоград стал одним из центров фантастики. В настоящее время в городе живёт и работает несколько десятков писателей-фантастов. Наиболее заметными  фигурами в этой когорте являются два маститых фантаста, известных не только в России, но и за рубежом. Это – Евгений Юрьевич Лукин и Сергей Николаевич Синякин. О произведениях этих писателей и пойдёт речь.

Евгений Юрьевич Лукин родился 5 марта 1950 года в Ориенбурге. Писатель-фантаст, по образованию филолог. Обладатель многочисленных наград – «Бронзовой улитки», премии «Аэлита», «АБС-премии» (премии им. А. и Б. Стругацких), «Интерпресскон» и т.п. В 2008 году за «заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность» награждён медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Долгое время работал в соавторстве с женой Любовью Лукиной, внезапно ушедшей из жизни в 1996 году. Продолжает писать прозу и стихи.
Творчество Евгения Лукина – это смесь социальной фантастики и сатиры на наше общество. Филологическое образование позволяет Лукину играть словами. Язык и стиль автора отличаются лёгкостью и живостью, а сюжеты - комичностью ситуаций. Благодаря всему этому среди его поклонников – как юные, так и зрелые читатели.
Лукин, Е. Ю. Избранное : в 3 т. / Евгений и Любовь Лукины. – Волгоград : Издатель, 2010.
Трёхтомник произведений Евгения и Любови Лукиных – это практически полное собрание сочинений этих авторов, написанных до 2009 года. Он включает как прозаические, так и поэтические произведения авторов. В качестве приложения приводится перечень наград, полученных Евгением и Любовью Лукиными.
Лукин, Е. Ю. После нас хоть потом : фантастические повести / Евгений Лукин. – Волгоград : Издатель, 2005. – 528 с.
Повести из сборника «После нас хоть потом» входят в цикл «Баклужинские истории». Действие их разворачивается в недалёком будущем. В первых двух повестях «После нас хоть потом» и «Алая аура протопарторга» независимое Сусловское государство (бывшая область России) распадается на суверенные районы, что порождает множество смешных и трагических событий. Как водится, появляются и новые вожди, среди которых выделяются фигуры колдуна Ефрема Нехорошева, его ученика президента Суслово Глеба Портнягина и протопарторга Африкана из независимого Лыцка. Третья повесть «Чушь собачья» связана с первыми двумя местом действия, но в ней речь идёт об обществе, где люди выполняют роли собак, и гордятся своей родословной, количеством покушений на кражу… ходят на выставки служебных собак, чтобы лично участвовать, и показать «высший кобеляж».
Лукин, Е. Катали мы ваше солнце : [роман] / Евгений Лукин. – М. : АСТ ; Вадимир : ВКТ, 2010. – 315 с.
Действие романа «Катали мы ваше солнце» проходит в «славянском антураже». В некотором царстве, в Берендеевом государстве стоял стольный град Сволочь-на-Сволочи, на который, сказывают, в оны годы свалилось красно солнышко… И вот жители современного городка вынуждены работать на то солнце – то запуская его с катапульты в небо, то закатывая обратно в горушку из-за которой ему положено появляться. То ли сказка, то ли явь – ведь, и в наше время частенько приходится выполнять рутинную и никому не нужную работу до тех пор, пока не явится какой-нибудь бунтарь, вроде Кудыки Чудиныча.
Произведения Евгения Лукина с удовольствием публикуют в периодических изданиях. Представляем две «свежие» повести автора, появившиеся в свет на страницах журнала «Если» в 2012 году.
Лукин, Е. Педагогическая поэма второго порядка / Евгений Лукин // Если. – 2012. - № 7. – С. 157-242.
В новой повести автор продолжает описывать «баклужинский» мир. В этот раз он останавливается на теме «нечтения», и о том, как решает проблему обучения детей классике преподаватель литературы местной школы Савелий Павлович. А наталкивает его на гениальное педагогическое решение встреча с ролевиками… И вот уже в ход идёт новая тайная «Игра в классики», которая настолько захватывает массы, что вызывает зависть официальной религии.
Лукин, Е. Тело, которому служишь / Евгений Лукин // Если. – 2012. - № 12. – С. 183-258.
Человек не задумывается, как работает его тело, до тех пор, пока оно здорово. И к богу с молитвами о здравии не обращается. Может быть, это обстоятельство натолкнуло Евгения Лукина на мысль приставить к человеческому телу чертей и заставить их следить за деятельностью и исправностью всех частей человеческого организма? Как выяснилось, они – старательные работники и… внимательные слушатели стихов, которые читает им то самое тело, которому они служат.

Сергей Николаевич Синякин – родился 18 мая 1953 года в посёлке Пролетарий Новгородской области. Писатель-фантаст, по образованию юрист. Работал в органах внутренних дел.
Обладатель наград в области фантастики – лауреат «АБС-премии», «Интерпресскон», «Бронзовая улитка», «Сигма-Ф».
Творчеству Сергея Синякина свойственна социально-философская направленность. Он затрагивает вопросы морали, ответственности личности перед обществом и общества перед личностью, описывая своих героев с глубоким психологизмом. Иначе не может быть, потому что автор долгое время проработал в должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности. Ему, как никому другому, известно и о силе человеческого духа, и о подлости человеческой души.
Книги этого автора – для читателя, который любит размышлять на вечные темы и хорошо знает литературу и историю.
Синякин, С. Заплыв через реку Янцзы : [сборник] / Сергей Синякин. – Волгоград : Издатель, 2004. – 608 с.
В книгу вошли рассказы, повести и романы, в числе которых «Монах на краю Земли», «Кавказский пленник» и «Так начинают споры с солнцем».
Повесть «Монах на краю Земли» описывает события, которые начинаются в 1937 году и заканчиваются после полёта человека в космос. Главный герой – аэронавт Аркадий Наумович Штерн, ставший по воле государства зэком. Увиденное им и его товарищами при аварии аэростата сначала было неугодно, потому что не вписывалось в общую политику общества, а потом стало желанным предметом политической и научной спекуляции. Это история о том, как маленький человек оказался противопоставлен огромному числу «экспериментаторов» над человеческим обществом, потому что был единственным, кому открылась тайна жизни.
«Кавказский пленник» был написан Сергеем Синякиным после командировки в Чечню в составе отряда милиционеров, и повествует о мирном пастухе Саллауддине Баймирове, ставшем боевиком. По своей сути это – философская повесть с небольшим вкраплением фантастики – летающей тарелкой и пришельцем, который пытается выяснить у главного героя, нашёл ли тот свободу, которую искал.
«Бытовой роман из загробной жизни», как обозначил его сам автор, «Так начинают споры с солнцем» посвящён теме поэтического вдохновения, поэтому главные герои – Поэт и Муза. Автор рисует картины мира, в который перемещаются после смерти души литераторов. Новизна удивляет Поэта только вначале, затем всё яснее и яснее проступают те же самые проблемы, которые были у него в земной жизни. Также есть «раскрученные» и «забытые» поэты, также есть нечто, что не даёт подняться выше и раскрыть талант полностью.
Синякин, С. Н. Марсианская роза : повести и рассказы / Сергей Синякин. – Волгоград : Издатель, 2007. – 448 с.
Сборник «Марсианская роза» включает в себя повести «Яркан звёздного паука», «Третье нашествие марсиан», «Бесы марсианских пустынь», «Звери у двери», цикл рассказов «Страшные марсианские сказки» и публицистические размышления «Советские марсианские хроники». Автор по-своему обыгрывает темы, поднятые в произведениях Г. Уэллса, А. Азимова и других зарубежных фантастов. В его произведениях марсиане предстают то захватчиками, то спасителями. Объединяет все эти произведения социально-философская направленность. Автор размышляет о сложностях контакта с внеземным разумом, но ставит вопрос не столько о пришельцах, сколько о землянах – а не стыдно ли нам будет общаться с представителями других планет, а готовы ли мы морально к такому контакту, нет ли у нас в обществе таких недостатков, которые сделают невозможным общение с представителями других миров?
Синякин, С. Н. Мрак тени смертной / С. Н. Синякин. – Волгоград : Издатель, 2009. – 408 с. : ил.
«Мрак Тени смертной» - сборник повестей антифашистской направленности, написанных в жанре альтернативной истории. По законам этого жанра под пером Сергея Синякина возникают новые государства и местности (Северная Казакия на территории современного Волгограда), история развивается по другому сценарию. Описывается мир после победы Германии во Второй мировой войне. Главные герои - реальные и вымышленные нацисты, которым дан шанс осознать тяжесть совершённых преступлений или ответить за них. Известный шпион Азеф вспоминает свою прошлую жизнь, в которой он был Иудой Искариотом, и страшится третьей инкарнации и будущих злодеяний. Эсесовец Зигфрид Таудлиц, скрывшийся от правосудия в Южной Америке и создавший в своём поместье нечто, напоминающее империю, гибнет при дележе наследства. Ганс Унтерменьш на пороге смерти вспоминает мать-славянку и понимает, что это – единственная ценность, которая у него была в жизни. Ойген ум-Грайм становится подопытным при эксперименте тайного общества нацистов «Аненэрбе». Всем воздаётся по заслугам, никто не уходит от ответственности. Автор считает, что и победителей судят, только не людским судом, а божьим или судом совести.
Синякин, С. Н. Горькая соль войны : рассказы и повесть / Сергей Синякин. – Волгоград : Издатель, 2010. – 288 с.
В сборник вошли повесть «Точка в розыске» и подборка рассказов «Сталинградские зёрнышки». Автор писал их в надежде, что однажды наш «мир станет чище и лучше, люди без опаски станут смотреть в Будущее, и каждый росток этого Будущего, будет означать созидание, а не разрушение».
Рассказы Сергея Синякина – это зарисовки с натуры, небольшие сценки из жизни сталинградцев в период битвы и первые послевоенные годы. Складываясь воедино, эти зарисовки создают большое историческое полотно. Главные герои рассказов Синякина – простые люди, потому что, по мнению автора, «путь – каким бы длинным или коротким он ни был – проходят отдельные люди. Именно они совершают подвиги или ошибаются в дороге, именно они любят и ненавидят, верят и надеются, мечтают, страдают и исполняются высокого духа». «Точка в розыске» – повесть о работе опергруппы в прифронтовом Сталинграде, разыскивающей убийц нескольких женщин. Действие заканчивается 24 августа 1942 года.

Синякин, С. Н. Книга о странных вещах / С. Н. Синякин. – Волгоград : Издатель, 2011. – 280 с.
Сборник рассказов и небольших повестей «Книга о странных вещах» выбивается из общего ряда произведений Сергея Синякина. И дело даже не в том, что все произведения в ней посвящены… смерти. Поражает будничность и бессмысленность смертей, описанных автором, которая несколько контрастирует с его же утверждением в предисловии к сборнику: «Мёртвые – проводники, которые знают маршрут». Впервые в его книгах главные герои – лишние люди в этой жизни: бомжи, непризнанные гении, душевно больные. Можно с уверенностью сказать, что их прообразами послужили люди, с которыми автор сталкивался «по долгу службы» в отделе по раскрытию убийств. Читателю не предлагают сочувствовать героям, ему следует задуматься над тем, как бездарно можно прожить свою жизнь, как она хрупка. Если кто-то захочет оставить более чёткий и яркий след на Земле после себя, чем его герои, автор будет этому рад. 

В рамках одного обзора сложно раскрыть творчество двух капитанов волгоградской фантастики в полной мере. К тому же Евгений Юрьевич Лукин и Сергей Николаевич Синякин продолжают работать, и, будем надеяться, что порадуют нас новыми своими произведениями. Приглашаем вас самостоятельно познакомиться с их творчеством. Всегда ждём вас в нашей библиотеке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий