12 ноября 1954 года (70 лет назад) родился российский
писатель Юрий Поляков.
Юрий Михайлович Поляков родился 12
ноября 1954 года в самом центре Москвы — на углу Маросейки и Большого
Спасоглинищевского переулка (тогда улицы Богдана Хмельницкого и Архипова). Его
отец, Михаил Тимофеевич Поляков рабочий на заводе, мать Лидия Ильинична
технолог на производстве. Детство писателя прошло в обычной советской семье,
что, однако, не помешало ему с ранних лет проявить интерес к литературе.
«Я рос в заводском общежитии
маргаринового завода, но у меня остались самые светлые воспоминания. Коренной
москвич, но мои дедушки-бабушки — крестьяне, приехали в столицу с Рязанщины.
Одни перед революцией, вторые — в индустриализацию», — рассказывал он.
С юных лет у Полякова проявился талант к сочинительству стихотворений. Впервые творческие наклонности Юры, отметила его преподаватель по литературе. Подробности своего детства писатель не афиширует, поэтому информации о его жизни в юном возрасте мало.
О будущей профессии Юрий Михайлович не
задумывался, он и так знал с детства, учитывая свои наклонности к литературе
его путь был предопределён. Он поступает в Московский педагогический институт
им. Н.К.Крупской. Начиная со студенческой скамьи Поляков начинает свой трудовой
путь. Он устроился в одну их московских школ преподавателем русского языка и
литературы. С 19 лет стал абитуриентом Литературной студии Московского
городского комитета ВЛКСМ в Москве.
По окончании института Юрий Михайлович
получает диплом. По специальности русская филология, и устраивается на работу в
школу рабочий молодёжи, где он преподаёт русский язык и литературу. Но Юрия
призывают на службу в армию. В самом начале прохождения воинской повинности, он
был заряжающим САУ 2С3 «Акация», в группе войск в Германии.
А затем служил редактором дивизионной
газеты. Его способность трезво оценивать ситуацию, и умение изложить её на
бумаге, способствовали назначению его на эту должность. Он с достоверностью
указывал на недостатки в воинской службе и быте солдат, особенно его волновал
вопрос дедовщины. И во время службы у него возникла идея написания произведения
на эту тему.
После посещения семинаров советской
поэтессы Ларисы Васильевой, Юрий Михайлович приступает к оттачиванию навыков в
поэзии. Его учителем в прозе стал Вадим Витальевич Сикорский. Первое
стихотворение Полякова было опубликовано в «Московском комсомольце», в 1974
году. В это время начинающий писатель и поэт ещё был студентом филологического
факультета, а всего через три года в этом же издании публикуется цикл стихов
Полякова.
По возвращению из армии Юрий Михайлович
устраивается в школьный отдел Бауманского комитета комсомола. Его мечты о
творчестве пришлось на время отложить. Через год Поляков меняет место работы.
Он принят на должность корреспондента еженедельной газеты правления и парткома
писательской организации Союза Писателей Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики в Москве «Московский литератор».
Позднее он получит повышение, и станет
главным редактором. С 1979 года Поляков сотрудничает с общественно-политическим
еженедельником «Литературная газета». И работая в периодических изданиях Юрий
Михайлович публикует сборник стихов «Время прибытия», а через два года его
читатели смогли познакомится с ещё одной книгой стихотворений под названием
«Разговор с другом». Но вышедшие издания не делают его популярным, они не
принесли автору известность.
Первую настоящую известность писателю
принесла повесть «Сто дней до приказа», написанная в 1980-м и
опубликованная в 1987 году. Произведение стало настоящей сенсацией даже для
разгара перестройки, когда ниспровергалось всё и вся. Книга поднимала
актуальные и болезненные темы — дедовщину и крючкотворство в советских
вооруженных силах, что сделало ее культовым произведением конца 1980-х.
Сначала военная цензура не позволила
опубликовать повесть, но после приземления немецкого пилота Матиаса Руста на
Красной площади в 1987 году главный редактор журнала «Юность» Андрей Дементьев
связался с цензорами и попросил разрешение на публикацию. Несмотря на
возражения, Дементьев настоял на своем, напомнив, что лучше бы они остановили
Руста, а не повесть.
Всесильный Сергей Михалков, тогда
председатель правления Союза писателей РСФСР, тоже помог и даже назвал Полякова
«последним советским писателем». Михалков написал письмо в Главное
военно-политическое управление с настоятельной просьбой опубликовать «Сто дней
до приказа». В ответ на звонок возмущенного политрука «литературный небожитель»
отметил, что Поляков вовсе не антисоветчик, а наоборот, возможно, последний из
советских писателей.
Книга многократно переиздавалась и была
экранизирована в 1990-м году, но сам автор остался недоволен фильмом режиссера
Хусейна Эркенова, посчитав его слишком авторским и отдаленным от оригинала.
Поляков отметил, что режиссер стремился к самореализации, спекулируя на
названии повести.
Позднее выходит в свет его вторая
повесть «ЧП районного масштаба», которая позже так же была экранизирована.
Постепенно Поляков обрёл своих читателей. К нему пришла популярность и
известность. В 90-х годах он публикует ещё несколько социальных романов, которым
были даны высокие оценки критиками.
Юрий Михайлович готовился к защите
кандидатской диссертации. Его темой стала творческая деятельность известного
советского прозаика Георгия Кузьмича Суворова. В 1981 году он успешно её
защищает, и получает учёную степень, и становится кандидатом филологических
наук, а немного позднее и вступает в членство Союза Писателей СССР.
В 2001 Поляков стал главным редактором
ведущего издания страны о литературе — «Литературной газеты» и занимал
этот пост до 2017-го. Проза Полякова по-прежнему была широко востребована и на
родине и за рубежом. Настоящей классикой стал роман «Грибной царь» —
сплетение психологической драмы, семейной хроники и детектива в сеттинге
современной России с элементами гротескного реализма.
Литературные критики относят
произволения Юрия Михайловича к жанру гротескного реализма. В 2000-х годах
многие произведения Полякова переводились на иностранные языки, и включались в
школьную программу. Многие его стихотворения были положены на музыку.
Благодаря социально-политическому
очерку «Молчание кремлят» писатель обретёт заслуженную благодарность от его
почитателей таланта. Он станет известным публицистом, его смелые очерки в
2000-х годах принесут ему популярность.
В 2010 году Полякова приглашают ведущим
программы «Контекст», которая транслировалась по телеканалу «Россия-Культура».
Юрий Михайлович принимается за работу со свойственной ему целеустремлённостью.
Его деятельность через два года была отмечена вниманием руководства страны, он
включён в список доверенных лиц президента страны Путина.
Увлечение политикой, не заставило
писателя забыть про своё творчество, но оно немного сменило вектор. Юрий
Михайлович увлёкся написанием пьес, которые с успехом ставятся как на
отечественных сценах, так и за рубежом. Поляков активно продолжает заниматься
политикой, и входит в состав Совета по культуре и искусству, так же является
членом президиума Общества русской словесности.
В 2016 году он выпускает книгу из серии
«Жизнь замечательных людей», которая имеет название «Последний советский
писатель», это автобиографическое произведение. 2017 год ознаменовался выходом
его сборника стихотворений и рассказов «Перелётная элита».
В 2017 году Поляков становится участником литературного фестиваля «Волжская
волна», который проходил на пароходе, совершая круиз по Волге. Его формат — это
семинары и круглые столы. Осенью этого же года Юрий Михайлович посещает
Севастополь, и проводит там встречу со своими читателями. Как следствие ему
запрещают посещение территории Украины.
В конце 2017 года он издаёт книгу «По
ту сторону вдохновения», называя её «мемуарной публицистикой». В ней он делится
со своими читателями секретом успехов своих произведений, ведёт разговор о
политической и культурной жизни России в 90- годах. В этом произведении он
вспомнил о Владиславе Листьеве, рассказал о знакомстве с ним и трагической
кончине известного ведущего.
Юрия Михайловича можно часто встретить
на политических ток-шоу. Он часто принимает участие в радиопрограмме «Особое
мнение», которая транслируется радиостанций «Эхо Москвы». Участие в этой
программе стало визитной карточкой радиостанции. Поляков ежемесячно выходит в
эфир, и обсуждает с радиослушателями политические проблемы страны, так же ведёт
разговор на социальные темы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий