Страницы

Страницы

вторник, 12 ноября 2024 г.

«Последний советский писатель» Юрий Поляков


12 ноября 1954 года (70 лет назад) родился российский писатель Юрий Поляков.

Юрий Михайлович Поляков родился 12 ноября 1954 года в самом центре Москвы — на углу Маросейки и Большого Спасоглинищевского переулка (тогда улицы Богдана Хмельницкого и Архипова). Его отец, Михаил Тимофеевич Поляков рабочий на заводе, мать Лидия Ильинична технолог на производстве. Детство писателя прошло в обычной советской семье, что, однако, не помешало ему с ранних лет проявить интерес к литературе. 

«Я рос в заводском общежитии маргаринового завода, но у меня остались самые светлые воспоминания. Коренной москвич, но мои дедушки-бабушки — крестьяне, приехали в столицу с Рязанщины. Одни перед революцией, вторые — в индустриализацию», — рассказывал он.

С юных лет у Полякова проявился талант к сочинительству стихотворений. Впервые творческие наклонности Юры, отметила его преподаватель по литературе. Подробности своего детства писатель не афиширует, поэтому информации о его жизни в юном возрасте мало.

О будущей профессии Юрий Михайлович не задумывался, он и так знал с детства, учитывая свои наклонности к литературе его путь был предопределён. Он поступает в Московский педагогический институт им. Н.К.Крупской. Начиная со студенческой скамьи Поляков начинает свой трудовой путь. Он устроился в одну их московских школ преподавателем русского языка и литературы. С 19 лет стал абитуриентом Литературной студии Московского городского комитета ВЛКСМ в Москве.

По окончании института Юрий Михайлович получает диплом. По специальности русская филология, и устраивается на работу в школу рабочий молодёжи, где он преподаёт русский язык и литературу. Но Юрия призывают на службу в армию. В самом начале прохождения воинской повинности, он был заряжающим САУ 2С3 «Акация», в группе войск в Германии.

А затем служил редактором дивизионной газеты. Его способность трезво оценивать ситуацию, и умение изложить её на бумаге, способствовали назначению его на эту должность. Он с достоверностью указывал на недостатки в воинской службе и быте солдат, особенно его волновал вопрос дедовщины. И во время службы у него возникла идея написания произведения на эту тему.

После посещения семинаров советской поэтессы Ларисы Васильевой, Юрий Михайлович приступает к оттачиванию навыков в поэзии. Его учителем в прозе стал Вадим Витальевич Сикорский. Первое стихотворение Полякова было опубликовано в «Московском комсомольце», в 1974 году. В это время начинающий писатель и поэт ещё был студентом филологического факультета, а всего через три года в этом же издании публикуется цикл стихов Полякова.

По возвращению из армии Юрий Михайлович устраивается в школьный отдел Бауманского комитета комсомола. Его мечты о творчестве пришлось на время отложить. Через год Поляков меняет место работы. Он принят на должность корреспондента еженедельной газеты правления и парткома писательской организации Союза Писателей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Москве «Московский литератор».

Позднее он получит повышение, и станет главным редактором. С 1979 года Поляков сотрудничает с общественно-политическим еженедельником «Литературная газета». И работая в периодических изданиях Юрий Михайлович публикует сборник стихов «Время прибытия», а через два года его читатели смогли познакомится с ещё одной книгой стихотворений под названием «Разговор с другом». Но вышедшие издания не делают его популярным, они не принесли автору известность.

Первую настоящую известность писателю принесла повесть «Сто дней до приказа», написанная в 1980-м и опубликованная в 1987 году. Произведение стало настоящей сенсацией даже для разгара перестройки, когда ниспровергалось всё и вся. Книга поднимала актуальные и болезненные темы — дедовщину и крючкотворство в советских вооруженных силах, что сделало ее культовым произведением конца 1980-х.

Сначала военная цензура не позволила опубликовать повесть, но после приземления немецкого пилота Матиаса Руста на Красной площади в 1987 году главный редактор журнала «Юность» Андрей Дементьев связался с цензорами и попросил разрешение на публикацию. Несмотря на возражения, Дементьев настоял на своем, напомнив, что лучше бы они остановили Руста, а не повесть.

Всесильный Сергей Михалков, тогда председатель правления Союза писателей РСФСР, тоже помог и даже назвал Полякова «последним советским писателем». Михалков написал письмо в Главное военно-политическое управление с настоятельной просьбой опубликовать «Сто дней до приказа». В ответ на звонок возмущенного политрука «литературный небожитель» отметил, что Поляков вовсе не антисоветчик, а наоборот, возможно, последний из советских писателей.

Книга многократно переиздавалась и была экранизирована в 1990-м году, но сам автор остался недоволен фильмом режиссера Хусейна Эркенова, посчитав его слишком авторским и отдаленным от оригинала. Поляков отметил, что режиссер стремился к самореализации, спекулируя на названии повести.

Позднее выходит в свет его вторая повесть «ЧП районного масштаба», которая позже так же была экранизирована. Постепенно Поляков обрёл своих читателей. К нему пришла популярность и известность. В 90-х годах он публикует ещё несколько социальных романов, которым были даны высокие оценки критиками.

Юрий Михайлович готовился к защите кандидатской диссертации. Его темой стала творческая деятельность известного советского прозаика Георгия Кузьмича Суворова. В 1981 году он успешно её защищает, и получает учёную степень, и становится кандидатом филологических наук, а немного позднее и вступает в членство Союза Писателей СССР.

В 2001 Поляков стал главным редактором ведущего издания страны о литературе — «Литературной газеты» и занимал этот пост до 2017-го. Проза Полякова по-прежнему была широко востребована и на родине и за рубежом. Настоящей классикой стал роман «Грибной царь» — сплетение психологической драмы, семейной хроники и детектива в сеттинге современной России с элементами гротескного реализма.

Литературные критики относят произволения Юрия Михайловича к жанру гротескного реализма. В 2000-х годах многие произведения Полякова переводились на иностранные языки, и включались в школьную программу. Многие его стихотворения были положены на музыку.

Благодаря социально-политическому очерку «Молчание кремлят» писатель обретёт заслуженную благодарность от его почитателей таланта. Он станет известным публицистом, его смелые очерки в 2000-х годах принесут ему популярность.

В 2010 году Полякова приглашают ведущим программы «Контекст», которая транслировалась по телеканалу «Россия-Культура». Юрий Михайлович принимается за работу со свойственной ему целеустремлённостью. Его деятельность через два года была отмечена вниманием руководства страны, он включён в список доверенных лиц президента страны Путина.

Увлечение политикой, не заставило писателя забыть про своё творчество, но оно немного сменило вектор. Юрий Михайлович увлёкся написанием пьес, которые с успехом ставятся как на отечественных сценах, так и за рубежом. Поляков активно продолжает заниматься политикой, и входит в состав Совета по культуре и искусству, так же является членом президиума Общества русской словесности.

В 2016 году он выпускает книгу из серии «Жизнь замечательных людей», которая имеет название «Последний советский писатель», это автобиографическое произведение. 2017 год ознаменовался выходом его сборника стихотворений и рассказов «Перелётная элита».
В 2017 году Поляков становится участником литературного фестиваля «Волжская волна», который проходил на пароходе, совершая круиз по Волге. Его формат — это семинары и круглые столы. Осенью этого же года Юрий Михайлович посещает Севастополь, и проводит там встречу со своими читателями. Как следствие ему запрещают посещение территории Украины.

В конце 2017 года он издаёт книгу «По ту сторону вдохновения», называя её «мемуарной публицистикой». В ней он делится со своими читателями секретом успехов своих произведений, ведёт разговор о политической и культурной жизни России в 90- годах. В этом произведении он вспомнил о Владиславе Листьеве, рассказал о знакомстве с ним и трагической кончине известного ведущего.

Юрия Михайловича можно часто встретить на политических ток-шоу. Он часто принимает участие в радиопрограмме «Особое мнение», которая транслируется радиостанций «Эхо Москвы». Участие в этой программе стало визитной карточкой радиостанции. Поляков ежемесячно выходит в эфир, и обсуждает с радиослушателями политические проблемы страны, так же ведёт разговор на социальные темы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий