Страницы

Страницы

воскресенье, 27 октября 2024 г.

От Жигана до Анискина. Михаил Жаров


27 октября 2024 г. 1899 года (125 лет назад) родился советский актёр Михаил Жаров.

Будущий актёр родился в Москве в ноябре 1899 года в небогатой мещанской семье. Отец его вырос в приюте, но сумел освоить профессию печатника и зарабатывать на жизнь себе и семье.

Миша жил в центре Москвы, невдалеке от Екатерининского парка (рядом с ним сейчас Театр Советской армии), и однажды увидел там чудо: огромную конструкцию, «в центре которой красовался рог изобилия, а из него сыпалось несметное количество всяких драгоценностей-бриллиантов, сверкающих камней. Все блестело и слепило под лучами солнца, создавая феерическую картину. Эта картина, как мираж, запала в мою душу навсегда». Это была реклама «синематографа Эдисона», и Миша с сестрой просиживали в нем целые дни (тогда можно было зайти в любой момент и не выходить часами). 

Потом мальчик, «напялив отцовский картуз и большие, не по ноге галоши, изображал перед матерью и сестрами похождения Глупышкина, Дурашкина, Бобби, проделывая все виденные на экране трюки. Это называлось «сводить маму в Эдисон».

В четырнадцать лет Михаил Иванович поступил в ученики к наборщику типографии, но проработал там всего два года. В 1915 году он устроился администратором в оперный театр Зимина. Вскоре его стали задействовать в спектаклях как статиста. В том же 1915 году Жаров впервые сыграл в кино.

Подростком Жаров случайно попал в массовку оперы Цезаря Кюи «Капитанская дочка». Потом еще угодил в массовку фильма «Царь Иван Васильевич Грозный», где главную роль играл Шаляпин. Впервые в жизни сел там на лошадь, она вела себя как вздумается, и Шаляпин опасливо сказал юноше: «Молодой человек, попридержите-ка лошадку. А то она или меня, или вас наверняка пришибет. Как вы полагаете?» Еще забавнее, что статист Жаров умудрился-таки залезть в кадр: много лет спустя они с Сергеем Эйзенштейном и Николаем Черкасовым, готовясь к съемкам своего «Ивана Грозного», наткнулись на этот старый фильм и опознали на экране «перепуганного юнца, которого приклеили к бороде». Но с кинематографом у Жарова тогда «не сложилось», а работа в театре пришлась юноше по душе.

В 1918 году он поступил в студию при театре ХПСРО, недолго существовавшем в послереволюционной Москве. По окончании студии он играл в некоторых других новых московских театрах: Опытно-героическом, Первом передвижном и Рогожско-Симоновском. 

В 1921 году Михаил Жаров поступил в знаменитый театр Мейерхольда. В спектаклях авангардного режиссёра Жаров продолжал играть эпизодические роли. Несмотря на отсутствие ведущих ролей, Михаил Иванович заработал репутацию характерного и острого артиста, которому прекрасно удавались комедийные роли. В 1923 году Жаров присоединился к группе «Синяя блуза», в которую входили такие яркие деятели того времени, как Маяковский, Кирсанов и Осип Брик.

В 20-е он снимался в эпизодах (хотя и в таких громких картинах, как «Аэлита», «Мисс Менд» и «Папиросница от Моссельпрома», - главные роли, если и доставались, то в проходных фильмах). Единственным крупным появлением Жарова на экране в то время была роль в ленте Сергея Козловского «Дорога к счастью».

А потом в какой-то момент Жарову пришлось выбирать между ролью простого тихого комсомольца в дебюте будущего классика Юлия Райзмана «Земля жаждет» и главаря шайки Жигана в «Путевке в жизнь». Актер спросил постановщика «Путевки» Николая Экка: «Почему ты думаешь, что я должен играть жулика и убийцу?» Экк ответил: «Потому, что ты не похож ни на жулика, ни на убийцу тем более!» И Жаров выбрал «Путевку», а с Райзманом насмерть рассорился.

С этой роли началась всенародная слава Жарова. Ещё одной знаковой ролью актёра стала роль Меншикова в фильме «Пётр Первый». Несмотря на занятость в кино, он продолжал играть в театрах: в Камерном театре Александра Таирова (1931–38) и в Малом театре (с 1938 г.). 

Во время Великой Отечественной войны Жаров продолжал сниматься. Советские киностудии производили фильмы, призванные поднять боевой дух на фронте и в тылу. Михаил Иванович снялся в картинах «Оборона Царицына», «Воздушный извозчик», «Во имя Родины» и других патриотических фильмах.

Крупным успехом Жарова стала роль Малюты Скуратова в многосерийной картине Сергей Эйзенштейна «Иван Грозный». После войны Михаил Иванович продолжал работать и в театре, и в кино. На сцене Малого театра он выступал в классических постановках «Ревизор», «Гроза» и «Васса Железнова». В кино Жаров продолжал играть небольшие характерные роли. 

В конце жизни Михаил Иванович показал себя с новой стороны. Совместно с Владимиром Раппопортом и Виталием Ивановым он срежиссировал два последних фильма из серии киноповестей о добром пожилом сельском милиционере Анискине. Персонаж Жарова просто и не спеша расследует правонарушения, которые происходят на его участке. Милиционер Анискин, роль которого сыграл Жаров, надолго стал народным любимцем. Роли в фильмах о Фёдоре Анискине оказались последней крупной работой Михаила Жарова. Через три года после выхода фильма «Анискин и Фантомас», 15 декабря 1981 года, Михаил Иванович умер.

Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий