27 октября 2024 г. 1899 года (125 лет назад) родился советский
актёр Михаил Жаров.
Будущий актёр родился в Москве в ноябре
1899 года в небогатой мещанской семье. Отец его вырос в приюте, но сумел освоить
профессию печатника и зарабатывать на жизнь себе и семье.
Миша жил в центре Москвы, невдалеке от Екатерининского парка (рядом с ним сейчас Театр Советской армии), и однажды увидел там чудо: огромную конструкцию, «в центре которой красовался рог изобилия, а из него сыпалось несметное количество всяких драгоценностей-бриллиантов, сверкающих камней. Все блестело и слепило под лучами солнца, создавая феерическую картину. Эта картина, как мираж, запала в мою душу навсегда». Это была реклама «синематографа Эдисона», и Миша с сестрой просиживали в нем целые дни (тогда можно было зайти в любой момент и не выходить часами).
Потом
мальчик, «напялив отцовский картуз и большие, не по ноге галоши, изображал
перед матерью и сестрами похождения Глупышкина, Дурашкина, Бобби, проделывая
все виденные на экране трюки. Это называлось «сводить маму в Эдисон».
В четырнадцать лет Михаил Иванович
поступил в ученики к наборщику типографии, но проработал там всего два года. В
1915 году он устроился администратором в оперный театр Зимина. Вскоре его стали
задействовать в спектаклях как статиста. В том же 1915 году Жаров впервые
сыграл в кино.
Подростком Жаров случайно попал в
массовку оперы Цезаря Кюи «Капитанская дочка». Потом еще угодил в массовку
фильма «Царь Иван Васильевич Грозный», где главную роль играл Шаляпин. Впервые
в жизни сел там на лошадь, она вела себя как вздумается, и Шаляпин опасливо
сказал юноше: «Молодой человек, попридержите-ка лошадку. А то она или меня, или
вас наверняка пришибет. Как вы полагаете?» Еще забавнее, что статист Жаров
умудрился-таки залезть в кадр: много лет спустя они с Сергеем Эйзенштейном и
Николаем Черкасовым, готовясь к съемкам своего «Ивана Грозного», наткнулись на
этот старый фильм и опознали на экране «перепуганного юнца, которого приклеили
к бороде». Но с кинематографом у Жарова тогда «не сложилось», а работа в театре
пришлась юноше по душе.
В 1918 году он поступил в студию при
театре ХПСРО, недолго существовавшем в послереволюционной Москве. По окончании
студии он играл в некоторых других новых московских театрах:
Опытно-героическом, Первом передвижном и Рогожско-Симоновском.
В 1921 году Михаил Жаров поступил в
знаменитый театр Мейерхольда. В спектаклях авангардного режиссёра Жаров
продолжал играть эпизодические роли. Несмотря на отсутствие ведущих ролей,
Михаил Иванович заработал репутацию характерного и острого артиста, которому
прекрасно удавались комедийные роли. В 1923 году Жаров присоединился к группе
«Синяя блуза», в которую входили такие яркие деятели того времени, как
Маяковский, Кирсанов и Осип Брик.
В 20-е он снимался в эпизодах (хотя и в
таких громких картинах, как «Аэлита», «Мисс Менд» и «Папиросница от
Моссельпрома», - главные роли, если и доставались, то в проходных фильмах). Единственным
крупным появлением Жарова на экране в то время была роль в ленте Сергея
Козловского «Дорога к счастью».
А потом в какой-то момент Жарову пришлось
выбирать между ролью простого тихого комсомольца в дебюте будущего классика
Юлия Райзмана «Земля жаждет» и главаря шайки Жигана в «Путевке в жизнь». Актер
спросил постановщика «Путевки» Николая Экка: «Почему ты думаешь, что я должен
играть жулика и убийцу?» Экк ответил: «Потому, что ты не похож ни на жулика, ни
на убийцу тем более!» И Жаров выбрал «Путевку», а с Райзманом насмерть
рассорился.
С этой роли началась всенародная слава
Жарова. Ещё одной знаковой ролью актёра стала роль Меншикова в фильме «Пётр
Первый». Несмотря на занятость в кино, он продолжал играть в театрах: в
Камерном театре Александра Таирова (1931–38) и в Малом театре (с 1938 г.).
Во время Великой Отечественной войны Жаров
продолжал сниматься. Советские киностудии производили фильмы, призванные
поднять боевой дух на фронте и в тылу. Михаил Иванович снялся в картинах
«Оборона Царицына», «Воздушный извозчик», «Во имя Родины» и других
патриотических фильмах.
Крупным успехом Жарова стала роль Малюты
Скуратова в многосерийной картине Сергей Эйзенштейна «Иван Грозный». После
войны Михаил Иванович продолжал работать и в театре, и в кино. На сцене Малого
театра он выступал в классических постановках «Ревизор», «Гроза» и «Васса
Железнова». В кино Жаров продолжал играть небольшие характерные роли.
В конце жизни Михаил Иванович показал
себя с новой стороны. Совместно с Владимиром Раппопортом и Виталием Ивановым он
срежиссировал два последних фильма из серии киноповестей о добром пожилом
сельском милиционере Анискине. Персонаж Жарова просто и не спеша расследует
правонарушения, которые происходят на его участке. Милиционер Анискин, роль
которого сыграл Жаров, надолго стал народным любимцем. Роли в фильмах о Фёдоре
Анискине оказались последней крупной работой Михаила Жарова. Через три года
после выхода фильма «Анискин и Фантомас», 15 декабря 1981 года, Михаил Иванович
умер.
Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий