12 июля (по другим
сведениям 12 апреля) 1914 года (110 лет назад) родился советский актёр кино
Пётр Алейников.
Родился 12 (25) апреля 1914
год д. Кривель в крестьянской семье белорусов-католиков Мартина
Марковича Алейника и Марианны Алексеевны (ур. Сенокос, умерла в августе 1963).
Крещён 13 (26) апреля 1914 год ксендзом Иоанном
Боровиком в римско-католическом костёле Посещения Пресвятой Девой Марией Св.
Елизаветы в деревне Фащевка. Восприемниками при крещении были Иосиф Аржанович и
Екатерина Тямрук.
Исходя из оригинала метрической записи о
рождении и крещении, следует считать, что известная из некоторых источников дата
рождения 29 июня (12 июля) 1914 года является
ошибочной.
Отец рано умер, в десять лет мальчик сбежал из дома и бродяжничал. Его определили в школу-интернат, где местный киномеханик начал обучать парнишку своему мастерству. Так Петя полюбил кино и захотел стать актёром.
Из интерната сбежал, чтобы пробраться в Москву, где
«учат на актёров». Был снова задержан и попал в детскую трудовую колонию. Здесь
окончил драмкружок и в 1931 году приехал в Ленинград с
рекомендательным письмом, поселился на Охте и поступил в Техникум
сценических искусств на курс Сергея Герасимова.
Ещё будучи студентом, начал сниматься в
эпизодах: «Встречный», «Крестьяне». Всенародную славу Алейников обрёл после
выхода на экраны фильма «Семеро смелых». Роль, сыгранная им в этом
фильме — повар Петька Молибога — в полной мере раскрыла его
лирико-комедийное дарование и редкое обаяние.
На съёмках фильмов «Трактористы» и «Большая
жизнь» Алейников знакомится с актёрами Борисом Андреевым и Николаем
Крючковым, дружба с которыми сохранится на долгие десятилетия, и во многих
картинах они будут участвовать вместе.
После Великой Отечественной войны карьера
Алейникова постепенно пошла на спад. Последней его значимой работой стала роль
Пушкина в фильме «Глинка». Учитель Алейникова – Сергей Герасимов высоко оценил
эту работу актёра: «Пётр, ты сыграл лучшего Пушкина, какого я когда-нибудь
видел на экране!». Но именно после этой роли Алейников попал в немилость
режиссёров.
Актёр во многом стал заложником своего
привычного амплуа: зрители и режиссёры по-прежнему воспринимали его как Савку
из «Трактористов» и Ваню Курского из «Большой жизни», а время требовало других
героев, да и сам Алейников становился старше и серьёзнее. Будучи актёром
разноплановым, он мечтал о драматических ролях, но с годами его приглашали
сниматься всё реже. Во многом это было связано с тем, что Алейников начал злоупотреблять
алкоголем — опять же по причине невостребованности. Много гастролировал по
стране и за «халтуру» был раскритикован среди прочих артистов в статье
директора Гастрольного бюро СССР О. Малаховой «В обход закона», опубликованной
в газете «Советская культура».
В 1967 году вышел последний
фильм с участием Алейникова «Утоление жажды», где он сыграл роль старого
рабочего Марютина.
Скончался Пётр Алейников 9 июня 1965
года в Москве от пневмонии. В последние годы актёр сильно пил и имел
серьёзные проблемы со здоровьем.
Борис Андреев, узнав о намерениях властей
похоронить его друга на Ваганьковском кладбище, добился того, чтобы Петру
Алейникову было отдано то место на Новодевичьем кладбище, которое было
зарезервировано для самого Андреева. Во время прощания с Алейниковым в Театре
киноактёра «Андреев упал большим телом на гроб — и громко зарыдал. И горе
его (вот что значит энергетика настоящего артиста) сразу всем передалось —
и, как мне показалось, в помещении вокруг гроба сразу стало тесно», - писал А.
Нилин.
О творчестве Петра Алейникова снят фильм «Пётр Мартынович и годы большой жизни» (1974). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за актёрскую работу» (1968, посмертно).
Комментариев нет:
Отправить комментарий