Страницы

Страницы

пятница, 28 июня 2024 г.

Забытый гениальный режиссёр Абрам Роом

28 июня 1894 года (130 лет назад) родился советский кинорежиссер Абрам Роом.

Родился в Вильнe, в многодетной семье Мордхеля (Мордуха) Беньяминовича Рома (1852—1923) и Леи Давидовны-Абелевны Ром (1872—1914), уроженцев Евье. В 1904 году поступил в виленскую восьмилетнюю частную гимназию Н. А. Виноградова, которую окончил в 1914 году. 5 февраля 1915 года «евьевский мещанин А. М. Ром явился к исполнению воинской повинности, но по освидетельствованию был признан совершенно неспособным к воинской службе».

Как и многие его сверстники, в кинематограф он пришел после традиционных попыток получить серьезную профессию медика-психиатра.

В 1914-1917 годах учился в Петроградском психо-неврологическом институте, в 1917-1922 годах — на медицинском факультете Саратовского университета.

Но его поманил театр (сначала в Саратове «Показательный детский», затем в Москве - «Театр Революции») и первые опыты в кино (природа кинематографа виделась как забавный аттракцион).

С 1923 года — режиссёр театра Революции в Москве, сорежиссёр Мейерхольда по спектаклю «Озеро Люль». Режиссёр и педагог Высшей педагогической школы ВЦИК в Москве. В 1925-1934 годах — педагог ВГИКа, доцент.

С 1924 года — режиссёр киностудии Госкино, Совкино, Союзкино. С 1936 года — режиссёр киностудии Украинфильм, с 1940 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».

Первыми его фильмами были эксцентрические комедии, названия которых говорят сами за себя - «Что говорит «Мос», сей отгадайте вопрос» и «Гонка за самогонкой».

Он создавал своё направление в кино. Главное — актёр и даже театральный, психологизм, бытописательство. Его кинематографический почерк сегодня назвали бы гиперреализмом, имея в виду сверхвнимание к среде, атмосфере действия, игре исполнителя с вещью, внутреннему состоянию человека. Найти себя ему помогал докинематографический опыт: учение у великого психолога В. Бехтерева, изучение книг З. Фрейда, профессиональное занятие медициной, работа в театре.

Новаторство двух самых совершенных немых фильмов Роома - «Третья Мещанская» и «Приведение, которое не возвращается» - сделало его европейской кинознаменитостью.

Роома называют родоначальником эротического кино и считают одной из предтеч итальянского неореализма. К середине 30-х интерес режиссера к интимной жизни человека стал почти крамолой, и он подвергся запрету «как идеологически вредный, формалистический, непонятный». Правда, и в этом прокрустовом ложе умный, недюжинный художник умел создавать шедевры – например, кинотрагедию «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова.

Художественный руководитель фильмов «На графских развалинах» (1957), «Дело № 306» (1956). Автор сценария фильма «Ветер» (1926), снялся в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927).

Роому было 70, когда в 1964 году он снял «Гранатовый браслет». За Куприным последовал Бунин (не разрешенный к постановке «Солнечный удар»), за ним Чехов («Цветы запоздалые») и, наконец, Горький («Преждевременный человек» по пьесе «Яков Богомолов»).

Умер Абрам Роом в Москве в 1976 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий