Страницы

Страницы

пятница, 10 мая 2024 г.

Жизнь и трагедия Юлии Друниной

 

10 мая 1924 года (100 лет назад) родилась советская поэтесса, санинструктор Великой Отечественной войны Юлия Владимировна Друнина.

Юлия Друнина — удивительная поэтесса, талант которой позволил ей очень просто и метко описывать собственные переживания, ужасы военного времени и, конечно, романтические отношения.

Многие строки стихов Юлии Друниной оказались настолько близки каждому человеку, что до сих пор остаются актуальными, востребованными и понятными каждому. «Баллада о десанте», «Ты — рядом, и все прекрасно», «Зинка», «Осень», «Знаешь» эти и другие стихотворения по сей день заставляют читателей переживать чувства, которые вложила в них поэтесса. Они находят отклик в наших переживаниях, волнуют душу.

В судьбе Юлии Друниной отразилась история целой страны. Эта хрупкая, интеллигентная девушка с утонченными чертами лица была как будто создана для поэзии. И не противясь судьбе, всю жизнь писала стихотворения. Кроме, того времени, что спасала раненых на полях сражений Великой Отечественной...

Юлия родилась почти одновременно со своей страной — спустя всего несколько лет после Октябрьской революции, 10 мая 1924 года. Во всяком случае, так она сказала, когда в 1941-м записывалась в добровольную санитарную дружину при Красном Кресте. На самом деле шестнадцатилетняя девушка прибавила себе год, но с тех пор во всех документах значилась именно эта выдуманная дата.

Талантливая девочка появилась на свет в Москве, в бедной семье интеллигентов. Отец — учитель истории, мать трудилась в библиотеке. Юля с детства жила в окружении книг, увлекалась чтением и начала сочинять рифмы в 11 лет. Первым поэтическим успехом стала победа в конкурсе: стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» опубликовали в «Учительской газете» и прочитали в радиоэфире.

Как рассказывала сама Друнина, в юности она писала «о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно, экзотической». Но очень скоро пришла война, и сразу из творчества юной санитарки «как ветром, выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам».

С первых дней войны поэтесса работала санитаркой в московском госпитале. Когда фашисты приближались к столице, ее отправили под Можайск, строить оборонительные укрепления. Где она попала в самое пекло: в ходе бомбежки отстала от своих, а затем прибилась к отряду солдат, которым как раз нужен был медик. Их группа попала в окружение, многим так и не суждено было вернуться к своим. Друниной повезло, она выжила.

Конечно, хрупкой девушке, юной мечтательнице, было страшно — и в окопах, и в госпиталях. Мало кто знал, что Юлия боялась крови, и не раз ей приходилось держать себя в руках, чтобы не потерять сознание. Но она даже не задумывалась о том, чтобы спрятаться, отсидеться в тылах.

В том же бесконечно долгом 1941-м Друнина с семьей эвакуировалась в Сибирь — согласилась только потому, что отец тяжело болел после инсульта. Спустя несколько месяцев он умер, и девушка вновь стала искать способы попасть на фронт. Поступила в школу младших авиаспециалистов в Хабаровске, но вскоре курсантам объявили, что их переводят в запас. Юлию это не устраивало, и она добилась того, чтобы попасть в медсанбат на передовой.

Спасая раненых, Друнина нередко забывала о себе, и однажды, в 1943 году, сильно простудилась. Истощенную, ее отправили в госпиталь. Там, впервые с начала войны, она написала строки, которые, пожалуй, слышал каждый:

«Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне».

После госпиталя девушка вновь вернулась на фронт и чуть не погибла в одном из боев в Латвии. Осколок снаряда попал в шею, но Юлия лишь обвязала рану и продолжила работать, пока не потеряла сознание. Позже врач сказал ей, что осколок был всего в двух миллиметрах от сонной артерии — именно столько отделяло ее от смерти.

Друнину комиссовали. Но она добилась возвращения в строй. В составе артиллерийского полка приближала победу на полях сражений в Псковской области и Прибалтике. За полгода до Победы старшина медицинской службы Юлия Друнина все же была вынуждена вернуться в Москву, получив серьезную контузию.

Нет ничего парадоксального в том, что поэт называет военное время чистым. Люди отдавали жизни друг за друга, за оставшихся в тылу родных, за свою землю. Но закончилась война, и наступило другое время: не гибнуть, а выживать; не защищать других, а думать о себе. В такой новой реальности Друнина чувствовала себя беспомощной.

Но ей повезло: долгие годы она была не одна. Вернувшись с фронта, она сразу поступила в Литинститут, где познакомилась с Николаем Старшиновым и вышла за него замуж. В браке родилась дочь Елена.

Дни пролетали в бытовых хлопотах, безденежье и коммунальных склоках. В этих условиях Друнина растила дочку и писала стихи, а отношения с Николаем постепенно охлаждались. В 1954 году Юлия поступила на курсы сценаристов и… влюбилась. Ее вторым супругом стал кинодраматург Алексей Каплер, с которым она прожила самые счастливые 20 лет

Муж стремился оградить ранимую душу жены от суровой реальности жизни. Он дал ей возможность полностью посвятить себя творчеству. Насколько беспечными были ее годы, проведенные рядом с Каплером, настолько тяжело оказалось пережить его потерю. У супруга нашли онкологию, он умер в 1979 году.

Когда в СССР началась перестройка, Друнина приветствовала надвигавшиеся перемены. Но лишь поначалу. Вскоре поняла, что ее страна приближается к краху. Она пыталась сдерживать подступавшее зло, стала депутатом, призывала сохранить лучшее, что было в Советском Союзе. Но чем дальше, тем отчетливее Друнина понимала, что не сможет остановить несущуюся к пропасти державу.

Она знала, как защищать свою Родину на поле боя. А в условиях, когда сама страна отвернулась от своих солдат, Юлия Друнина не смогла сберечь даже себя, утратив сокровенный смысл существования. Она выбрала добровольный уход из жизни. В одном из ее последних писем есть такие строки: «По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…».

Она ушла из жизни 21 ноября 1991 года, а в предсмертной записке попросила похоронить ее рядом с Алексеем Каплером на Старокрымском кладбище, родные исполнили ее волю.

 

Юлия Друнина рассказывает о себе и читает стихи



Книжная лавка. Юлия Друнина читает свои стихи



Вечер поэзии Юлии Друниной


Комментариев нет:

Отправить комментарий