Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве, на улице Большая Молчановка. До 1940 года жил на таком часто упомянутом в его произведениях Арбате, в доме № 43. И дата, и место рождения поэта приобрели символический характер. Арбат у Окуджавы – символ мира, добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти. А 9 мая стало для него днём окончания самой страшной и бесчеловечной войны, о которой поэту-фронтовику удалось так точно и по-новому рассказать в своих песнях. Родители поэта в 1922 году решением ЦК компартии Грузии были направлены на учёбу в Москву. Затем отца командировали назад в Тифлис (ныне Тбилиси), семья уезжает вместе с ним. Но в 1925 году мать с Булатом возвращаются в Москву.
В 1937 году отец поэта Шалва Степанович Окуджава, крупный партийный работник, был арестован, а затем расстрелян. В карагандинский лагерь была сослана мать Ашхен Степановна Налбандян. Самому Булату едва удалось избежать отправки в детский дом. Из девятого класса он ушёл на фронт, где был миномётчиком и пулемётчиком. Получил ранение и после этого уже был радистом тяжёлой артиллерии.
Он пишет: «Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: «Разнесёте их по домам, а завтра мы вас отправим». Длилось так полгода…Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: «Пишите сами свои повестки, у меня рука не поднимается это сделать». Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он – ко мне, я – к нему».
С 1945 по 1950 год Булат Окуджава учился на филологическом факультете Тбилисского университета. Тогда родилась его первая песня:
Неистов и упрям,
гори, огонь, гори.
На смену декабрям
Приходят январи.
Нам всё дано сполна –
и горести, и смех,
одна на всех луна,
весна одна на всех.
По окончании
университета Окуджава работал учителем русского языка и литературы в
сельской школе под Калугой. Здесь же в 1956 году выходит его первый
поэтический сборник «Лирика». Он возвращается в Москву, где вскоре в кругу
московских литераторов приобретут известность многие песни поэта. Изначально их
знали только в компании друзей, а с 1959 года – публично. Выступления Булата
Окуджавы начинают записываться на магнитофоны, вскоре его песни узнает вся
страна.
Многомиллионная
аудитория поэта складывалась в основном из людей, ни разу его не видевших,
но ощутивших с ним прочный, доверительный эмоциональный контакт. Успех пришёл к
Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к
каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная повседневная
жизнь – как, например, в песне «Полночный троллейбус» (
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний,
случайный…
После второго
сборника стихов в 1959 году последовало первое прозаическое произведение «Будь
здоров, школяр!» о будничных, но оттого не менее страшных днях войны,
потом другие. Проза и поэзия в творчестве Окуджавы всегда рядом, но для людей
60-80-х годов он прежде всего поэт.
В стихах Булата Окуджавы воссоздаётся мир трогательных, храбрых, сентиментальных и хрупких персонажей. Поэт любит изображать эпоху ХVIII – начала XIX века с её галантными кавалерами, прекрасными дамами, сказочными героями.
Из воспоминания
друзей и коллег:
«Мы были как
братья. Об Окуджаве я мог бы говорит много, потому что нас связывала большая
долгая дружба, а мог бы сказать в двух словах: это был настоящий, великий поэт
и замечательный человек. Булат был мне как брат и часто звонил мне не только из
Москвы, но и из Парижа, когда туда уезжал. Звонил, чтобы передать привет от
наших общих знакомых, просто сказать несколько слов… Я часто вспоминаю его
строки: «Чем дольше живём мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса». Исаак
Шварц – советский и российский композитор. Народный артист Российской
Федерации.
«Я люблю
Булата. В этом я ничуть не оригинален. Меня не смущает, мне даже приятно,
что его любят многие. И мне всегда хотелось, чтобы таких любящих было всё
больше и больше. Мне казалось, что я знаю какой-то волшебный камень. И этого
камня волшебного хватит на всех. И можно и нужно сделать так, чтобы как можно
больше людей знали эти песни, радовались им, радовались ему, потому что его
песни – это и есть он…». Лев Шилов – советский и российский
искусствовед, прозаик, архивист, один из крупнейших российских собирателей и
исследователей аудиозаписей голосов писателей.
«Булат решил
купить себе пиджак. Я думаю, что решил он это давно, но до поры не вспоминал о
своём решении, да и времени свободного не выходило. А тут вдруг вскинулся:
нужен пиджак! Мы поехали по магазинам. Тема пиджака для Булата особенная. Она
проходит через все его песни и стихи. Так что понятно, что пиджак требовался
какой-то необычный. Но какой? Мы перемерили их с дюжину, пока не остановились
на одном. Конечно, снова клетчатом, из плотной ткани». Анатолий
Приставкин – российский писатель, автор романов, повестей и рассказов.
«Заходи – у
меня есть джонджоли. Даже при плохой слышимости по телефону мне не нужно было
догадываться, кто мог произносить это магическое кодовое слово дружбы –
джонджоли. Этому слову было 40 лет. Это такая грузинская трава с крошечными
бубенчиками на тонких стеблях, её маринуют в стеклянных банках, где она
становится похожа на водоросли цвета хаки, а затем едят. Кому-то – вкусно,
кому-то – кисло». Евгений Евтушенко - русский советский и
российский поэт.
«Смерть
Булата Окуджавы для меня самая большая потеря за всю мою литературную
жизнь. Его высокая стройная фигура везде выделялась выражением необычайного
одиночества и одновременно силы, преодолевающей это одиночество. Теперь ясно,
что он для всех нас, для страны, был ледоколом, пробивающим льды одиночества». Фазиль
Искандер – русский прозаик, журналист, поэт, сценарист.
Хотелось бы
снова вернуться к Арбату Окуджавы. Арбатскую дружбу Булат Шалвович
пронесёт через всю жизнь, будет помнить своих друзей, искать с ними встречи.
Возможно, одна из причин, которая привела взрослого Булата в августе 1974 года
в наши Северные края – в Сыктывкар, а потом в Инту – надежда
встретиться с актёром Евгением Урбанским, который был из Инты.
Он даже
посвятил Инте свою песню, мелодия к которой не сохранилась.
Сверяйте любовь по минувшим дорогам.
Где каждая в душу ложится верста,
Я многое видел, я помню о многом,
Но в сердце моем остается Инта.
Что проку, если вечные подошвы
Да грустная короткая любовь?
Пожить бы подольше,
Чтоб встретиться вновь.
И если в какой-нибудь вечер январский
Инта предо мной замаячит, маня,
Пусть давний приятель мой Женя Урбанский
Приедет на станцию встретить меня.
Конечно
же, поэт писал и для детей. Одна из самых фантазийных, сказочных
историй связана у Окуджавы с историей песен к сказке »Приключения
Буратино». Ведь он получил предложение написать песни для всех героев к новому
музыкальному фильму – «Золотой ключик» про Буратино и написал большой цикл – 12
песен. Однако взяли для фильма только три, даже две с половиной. Но Булату
Шалвовичу так понравились герои, что он продолжал писать песни, даже когда уже
они были – казалось бы – не нужны! И их было 23.
Но, к
сожалению, сегодня большинство мелодий пропало. Спасибо Сергею и Татьяне
Никитиным, друзьям Булата, что они сохранили несколько мелодий и пели
их на концертах. Вот некоторые из них: »Песня Мальвины», «Поле чудес», «Песенка
черепахи Тортиллы», «Фонарщики».
В конце мая
1997 года, находясь в Париже, Окуджава заболел гриппом, и его поместили в
больницу. Последовали осложнения – давали знать о себе старые болячки.
Иммунитет был очень ослаблен. Врачи дали печальный прогноз. 12 июня в 1997
году в Париже, в военном госпитале, в 22 часа Булат Окуджава
скончался. Похоронили Булата Окуджаву на Ваганьковском кладбище в Москве. На
могиле установлен памятник в виде каменной глыбы с написанным на ней именем
барда.
Каким он был? Скромным,
добрым, умеющим мечтать, улыбаться над собой и своими ошибками и дарить людям
мир героев. Любимых героев. Булат Окуджава подарил нам свет. Свет музыки. Свет
стихов. Как и герои-Фонарщики в его песне к сказке про Буратино.
Мы – люди неплохие.
Лишь ночь, и мы в пути.
Фонарщики ночные,
Волшебники почти.
Мы не играем в прятки.
С полночной тьмой, о, нет.
Все тайны и загадки,
Пожалуйте на свет.
Горят, горят фонарики
Оранжевым огнём.
Глядите, государики:
Светло, как будто днём!
Проходим вслед
Туда, где тень.
Да будет свет,
Как будто день.
Комментариев нет:
Отправить комментарий