В 1939-м году (85 лет
назад) Бертольд Брехт закончил работу над пьесой «Мамаша Кураж и её дети».
«Мамаша Кураж и её
дети» — пьеса немецкого поэта
и драматурга Бертольта Брехта, имеющая подзаголовок «Хроника времен
Тридцатилетней войны».
Она была
написана в 1938–1939 годах и является одним из самых ярких воплощений теории
«эпического театра».
Действие пьесы происходит во время
Тридцатилетней войны, обернувшейся для Германии национальной катастрофой.
Брехт использует в своей творческой практике «эффект отчуждения», т. е. художественный прием, назначение которого — показать явления жизни с необычной стороны, заставить по-иному посмотреть на них, критически оценить все происходящее на сцене. Главное, что не устраивало Брехта в классическом театре, это то, что катарсис становился завершением драмы, происходит очищение аффектом. Таким образом, катарсис примиряет зрителя с жизнью, он сравнивал его действие с лёгким наркотиком. По мнению Брехта - это плохо, современный театр должен показывать нетерпимость существующего положения вещей, должен учить зрителя преодолевать мировой порядок. Именно для этого и нужен был «эффект очуждения».
Зритель должен был преодолеть себя в герое,
провести между ним и собой параллель, узнать себя в нём, но не погрузиться с
головой, а увидеть его, и, следовательно себя, со стороны. Герою ситуация, в
которой он оказывается, может казаться непреодолимой, зритель же должен видеть
выход, и понимать, как с ней справиться. Он вводит, например, в пьесы сольные
песни, так называемые «зонги». Эти песни не всегда исполняются как бы «по ходу
действия», естественно вписываясь в то, что происходит на сцене. Напротив, они
часто подчеркнуто выпадают из действия, прерывают и «очуждают» его, будучи
исполняемы на авансцене и обращены непосредственно в зрительный зал.
Брехт даже специально акцентирует этот момент
ломки действия и переноса спектакля в другую плоскость: во время исполнения
зонгов с колосников спускается особая эмблема или на сцене включается особое
«сотовое» освещение. Зонги, с одной стороны, призваны разрушать гипнотическое
воздействие театра, не допускать возникновения сценических иллюзий, и, с другой
стороны, они комментируют события на сцене, оценивают их, способствуют
выработке критических суждений публики. Зонги – это песни. Вдруг посередине
действия герой на полуслове останавливается и начинает петь.
Монологи могут строиться как лекции, монологи
могут быть обращены к зрителям. Здесь всячески разрушается правдоподобность
действия.
Идею трагичной обреченности детей Кураж в
пьесе обобщает иронический «зонг» о легендарных личностях человеческой истории,
которые, якобы, также стали жертвами собственных достоинств. «песня про солдата
и его жену», «песня о страстях господних», «песню про царя Соломона, Юлий
Цезарь и др.
«Мамаша Кураж и ее дети» – один из наиболее совершенных в драматургии Брехта примеров сочетания сценического действия, диалога и зонгов, при котором последние образуют органически необходимый элемент художественного целого.
Кураж отлично осознает все выгоды сделанного
предложения и все тяжелые последствия отказа от него, но человечность берет в
ней верх. Следовательно, мало сказать: добро гибельно! — следует одновременно
признать: добро человечно, оно присуще человеческой природе! И если оно губит
человека, то зло не в нем, а в тех обстоятельствах жизни, которые превращают
его из блага в орудие гибели. Именно такова та сложная диалектика
художественной мысли драматурга, которая вытекает из сопоставления, из
взаимного комментирования зонга и сценического действия.
Подготовила Галина
Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий