2 февраля 1904 года (90
лет назад) родился Герой Советского Союза, легендарный лётчик Валерий Чкалов.
Имя Валерия Чкалова ассоциируется с беспримерной
отвагой и храбростью в покорении такого недоступного для человека неба. Лихой и
самоотверженный пилот, ставший одним из первых героев Советского Союза,
совершал уникальные по протяженности и сложности перелеты. С его руки в
отечественные ВВС попали многие типы самолетов, которые прошли испытания огнем
в нескольких войнах и показали себя с лучшей стороны. Имя Валерия Чкалова до
сих пор является синонимом храбрости и примером для молодых пилотов современных
ВКС России, не зря его именем названы военные университеты авиации и центры
переподготовки пилотов нашей армии. Валерий Чкалов без сомнения стал одним из
воздушных первопроходцев нашей страны.
Родился заслуженный летчик в 1904 году в селе Васильево (ныне переименовано в город Чкаловск). Его отец работал в мастерских, возможно, поэтому с раннего детства Валерий проявлял интерес к технике. Мать умерла, когда ему было 6 лет, и с детства мальчишка был предоставлен сам себе. Сохранились воспоминания о его детстве, в которых рассказывается о том, что Валерий мог переплыть Волгу, лихо нырял и проплывал под баржами и пароходами. Характер будущего бесстрашного летчика формировался с ранних лет.
Успешно окончив школу (до 1918 года), он учится в
Череповецком техническом училище. Но учебное заведение было вскоре закрыто
из-за недостатка средств. Валерий возвращается домой, на Волгу, и работает в
речном пароходстве. Именно тогда он впервые увидел в небе самолет, и это
диковинное по тем временам зрелище, навсегда изменило жизнь юноши. Теперь он не
хочет слышать ни о чем, кроме авиации, его целью стало оказаться в кабине
самолета и вести его в небо. Он уезжает в Нижний Новгород, где находит своего односельчанина
Владимира Фролищева. Фролищев как раз работал на сборке аэропланов в 4-м
Канавинском авиапарке. Земляк с удовольствием забирает Валерия к себе. В 15 лет
Чкалов поступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником
слесаря по сборке аэропланов.
В 1921-1922 годах Чкалов оканчивает
военно-теоретическую школу ВВС, а за ней – Борисоглебскую авиашколу, где
совершает первый в своей жизни самостоятельный вылет на британском биплане Avro
504. С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе. До
1924 года он учится в различных авиашколах, в том числе Московской и
Серпуховской. Следует отметить, что уже тогда Чкалов осваивает различные типы
самолетов – от Юнкерса до Мартинсайда. Он получает квалификацию
летчика-истребителя. Возможно, именно такая подготовка дала ему возможность
стать одним из ведущих испытателей авиатехники, ему очень легко давалось
освоение любого самолета. Наконец, окончив все возможные курсы подготовки и
училища, он получает желанное направление – в Ленинградскую краснознаменную
эскадрилью имени первого прославленного русского летчика Нестерова.
С 1924 года Валерий Чкалов служит истребителем. В это
время он женился на учительнице из Ленинграда Ольге Ореховой, в 1928 году в
семье родился первенец – сын Игорь. Но карьера Чкалова в авиации, как ни
странно, оказывается под угрозой. Дело в том, что Чкалов отличался не только
исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Он
исполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, мог вылететь в любую погоду и
нередко производил опасные маневры, которые, впрочем, всегда заканчивались благополучно.
Широко известна и история, когда Чкалов, якобы на спор, пролетел под Троицким
мостом в Ленинграде, этот пролет был исключительно опасен, за него получил
выговор. В итоге Чкалова отстраняют от полетов и только по ходатайству самого
«первого маршала» К. Е. Ворошилова возвращают в авиашколу Общества содействия
обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) в качестве
инструктора.
С 1930 года Чкалова направляют в Московский НИИ ВВС
РККА, где он по-настоящему смог раскрыть свой огромный потенциал лётчика. Здесь
ему пригодилось умение осваивать разные типы авиатехники и быстро привыкать к
особенностям любого самолета. Буквально за два года работы испытателем он
совершил свыше 800 вылетов для НИИ. Освоил свыше 30 типов самолетов, многие из
которых так и не пошли в серию, другие же широко известны любителям истории и
авиации. Это были: И-15, И-16, ТБ-1, ТБ-3, ВИТ-2 и другие типы самолетов.
Чкалов летал даже на воздушном авианосце, тяжелом ТБ-3, к которому
подвешивалось несколько истребителей. Причем ему одинаково легко удавалось
справиться с управлением и привыкнуть как к истребителю, так и к тяжелому
бомбардировщику. Тогда же он придумывает две новые фигуры высшего пилотажа:
восходящий штопор и замедленную бочку. За особые заслуги в испытании
истребителей Н. Н. Поликарпова, в которых остро нуждалась отечественная
истребительная авиация, он получает орден Ленина.
В 1936
году именно Валерию было поручено совершить рискованный полет до острова в
Охотском море (на Дальний Восток). Длительность перелета составила 2-ое суток,
а протяженность маршрута более 9000 километров. За данный перелет Чкалов
получил наравне со званием Героя Советского Союза и личный самолет У-2.
В 1937 году экспедиция во главе с Валерием отправилась на самолете
АНТ-25 в Америку из Москвы, пробыв в воздухе, таким образом, более 60 часов. Участники данного перелета были впоследствии награждены
орденами Красного Знамени и получили всемирную известность.
В 1938
году Валерий Чкалов погиб при испытании нового самолета И-180. Двигатель машины
остановился при выходе на посадку, и самолет зацепился за провода. Летчик
получил травму головы, несовместимую с жизнью. Чкалов посмертно удостоен
Золотой Звезды Героя Советского Союза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий