12 ноября 1833 года (190 лет назад) родился великий русский композитор Александр Бородин.
Александр
Порфирьевич Бородин родился в Петербурге. Его родители – 62-летний грузинский
князь из рода князей Имеретинских и 25-летняя Евдокия Антонова – не были
женаты. При рождении он был записан сыном крепостного слуги князя – Порфирия
Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
До
семи лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840
году дал сыну вольную и купил четырехэтажный дом для него и Евдокии Константиновны,
выданной замуж за военного врача Клейнеке. Нравы первой половины 19 века не
допускали внебрачных связей, поэтому имена родителей скрывались и в обществе
мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одаренность. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией.
С крепостной «родословной» пути в науку были
заказаны. Однако любящая мать нашла выход: за приличную взятку Сашу записали
купцом Третьей гильдии. Не самый высокий титул, но его обладатель все же
получал право на поступление в медико-хирургическую академию, которым Бородин
успешно воспользовался. В академии Александр проявил себя очень талантливым
студентом, его наставником стал знаменитый химик Николай Зинин. Не бросал он и
музыкальные занятия, играя на различных инструментах, посещая концерты и,
конечно, сочиняя.
Химия
в дальнейшем стала наряду с музыкой делом его жизни: Бородин подготовил, провел
и напечатал 21 химическое исследование. Имя его в химии может быть поставлено
наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы.
Бородин окончил
Медикохирургическую академию в 1856 году. По
окончании академии в 1856 году Бородин получил должность ординатора
Военно-сухопутного госпиталя, а также поступил ассистентом на кафедру общей
терапии и патологии, возглавляемую профессором Здекауэром. Все наставники
прочили ему славу великого доктора, однако работа в госпитале не пришлась по
душе ранимому Александру: на него наводил ужас вид истерзанных тел и
тяжелобольных пациентов.
Испытание закончилось новым витком карьеры: в 1859 году
начинающему исследователю дали направление в Гейдельберг для повышения
квалификации. В то время там сложился так называемый «Гейдельбергский кружок»
из нескольких выдающихся русских деятелей науки, в том числе И. Сеченова и Д.
Менделеева. Бородин с его живым умом и многочисленными талантами легко вписался
в этот «островок вольнодумства», где с интересом обсуждали не только научные
новости, но и общественно-политические события, поддерживали идеи Чернышевского
и Белинского. В кругу единомышленников по науке он не торопился раскрывать свои
музыкальные увлечения, и ограничивался лишь воспроизведением популярных
итальянских арий. Но за пределами русского общества с удовольствием играл в
дуэтах, квартетах и квинтетах с зарубежными музыкантами.
В 1860 году в компании Менделеева и Зинина
Бородин посетил город Карлсруэ, где проходил химический конгресс. Бородин с
увлечением путешествует по странам Европы, изучая их культурную и общественную
жизнь, получая новые необычные знания и умения. Так, во Франции он научился
самостоятельно выдувать из стекла колбы и мензурки, в Италии собрал коллекцию
образцов лавы из великого вулкана Везувия, посетил химические предприятия. В
этот период Александр также не забывает о своем музыкальном развитии: он побывал
на концертах многих популярных композиторов того времени - Берлиоза, Вагнера,
Листа, Вебера.
В 1861 году в Гейдельберге происходит
судьбоносная встреча Бородина с Екатериной Протопоповой - молодой пианисткой,
познакомившей его с творчеством Шопена и Шумана. Молодой ученый был завидным
женихом, и многие девушки пытались добиться его расположения. Екатерина же вела
себя иначе – искренне и скромно, при этом разделяла музыкальные интересы
Бородина. Беседы о музыке вскоре переросли в романтическое чувство, но счастье
влюбленных омрачила болезнь Катерины. Чтобы поправить ее здоровье, Бородин по
совету врачей увозит невесту в Пизу. В 1862 году влюбленные возвращаются в
Россию, и какое-то время проводят в вынужденной разлуке. Бородин в Петербурге
получил должность адъюнкт-профессора, параллельно преподавая химию, а Катерина
отправилась в Москву, так как климат северной столицы был для нее неприемлем.
Осенью 1862 года состоялось еще одно важное
знакомство в жизни Бородина. И снова тесная связь медицины и музыки сыграла
решающую роль. На одном из музыкальных вечеров в доме С. Боткина, который,
помимо своей основной профессии, был еще и большим любителем музыки, Александр
оказался в обществе Милия Балакирева. Этот деятель культуры вместе с
несколькими единомышленниками развивал в обществе идею русского национального
искусства. Бородину и раньше приходили мысли о том, насколько значительно
народное творчество, и многие его произведения на тот момент имели в своей
основе исконно русские мотивы. На почве такой близости мнений они мгновенно сошлись с Балакиревым, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Кюи. Впоследствии их содружество получило название «Могучая кучка».
Благодаря дружбе с Балакиревым, Бородин утвердился в
собственных силах, хотя раньше считал свои произведения посредственными. Милий
убедил Александра продолжать композиторскую деятельность, и он принялся за
симфонию. Работа над симфонией продвигалась медленно, Александра постоянно
подгоняли друзья из «Могучей кучки», ведь основной его деятельностью
по-прежнему была химия.
Свое первое значительное произведение
композитор закончил в 1867 году, спустя два года симфонию исполнили на
концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила
признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина -
именно в ней нашли воплощение все результаты его творческих поисков и полностью
сформировался индивидуальный стиль композитора, особенностями которого явилась
яркая энергия, широкий размах, самобытные образы в сочетании с классическим
строем музыки.
Вторая половина 60-х годов ознаменована
созданием нескольких небольших, но разнообразных произведений – романсов на
различные темы. Отличается и звучание песен того периода, каждая из них – это
отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих
романсов композитор написал сам.
К окончанию 60-х годов Александр Порфирьевич
решился начать Вторую симфонию, а также оперу «Князь Игорь». На эту мысль
его натолкнул еще один член «Могучей кучки» В.Стасов, предложив «Слово о полку
Игореве» как основу для нового крупного произведения. Сомневаясь в своей
способности интерпретировать такой сложный сюжет, он все же взялся за него,
подробно изучив все, что было связано со «Словом…», чтобы создать максимально
подлинные образы и характеры. К сожалению, сам Александр Порфирьевич так и не
смог завершить оперу, и при жизни успел лишь увидеть постановки отдельных ее
фрагментов.
Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал
одновременно заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами
деятельности. При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался,
что не замечает, как летят недели. Он успевал создавать злободневные
музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в двух
академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо
интересоваться общественной жизнью и развивать образование.
В ноябре 1872 года при активном содействии
Бородина начали работу женские врачебно-акушерские курсы. Александр Порфирьевич
сам не только преподавал студенткам, но и всячески пытался оказать им
поддержку, устраивая благотворительные концерты, защищал их права, «выбивал»
стипендии, содействовал в поиске рабочих мест после окончания курсов.
Современники вообще часто отмечают
добросердечность и отзывчивость этого человека: в его доме нередко можно было
встретить дальних родственников, приехавших в Петербург на лечение, и каждому
он уделял внимание, устраивал в больницы, посещал там и даже иногда сам
ухаживал за больными.
Творческое
наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со
служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако внесло ценнейший
вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. Он считается одним из
основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Наиболее
значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь»,
являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Он работал над
ней 18 лет и не успел завершить. Она была закончена Римским-Корсаковым и
Глазуновым после смерти Бородина.
Александр
Порфирьевич Бородин скончался (15) 27 февраля 1887 года в Петербурге.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий