Страницы

Страницы

среда, 11 октября 2023 г.

Рождение Академии Российской

 

(30 сентября) 11 октября 1783 года в Петербурге указом Екатерины II была основана Российская академия (первоначальное название – Академия Российская). Она являлась вольным обществом ученых и писателей, субсидируемым Правительством.

В отличие от Академии наук, основанной Петром I, опекавшей точные науки, задача Российской академии состояла в разработке гуманитарного цикла, прежде всего русского языка, выработке правил правописания, составлении словарей.

Главой Российской академии императрица назначила Екатерину Дашкову, которая совершила первый визит в Академию в сопровождении знаменитого математика Эйлера.

Обращаясь с краткой речью к профессорам, Дашкова заверила их в своем глубоком уважении к науке и подчеркнула достоинства выразительного русского языка, определив главную задачу нового учреждения: «Сочинение грамматики и словаря да будет первым нашим упражнением».

Всего через полтора месяца после учреждения академии на её заседании была предложена новая буква русского языка — Ё. В короткий срок, в течение шести лет, был создан «Словарь Академии Российской, словопроизводным порядком расположенного». Для сравнения – французская академия над аналогичным трудом работала шесть десятилетий. К составлению Словаря живейший интерес проявила императрица. Он включал в себя не только русские слова, но и научные и технические термины.

В 1786 году княгиня представила императрице отчет о своей трехлетней деятельности, из которого следует, что за три года она достигла немалых успехов.

Заботами директора Академии типография обзавелась новыми шрифтами, академическая библиотека пополнилась новыми книгами, в библиотеке был составлен каталог книг, приведены в порядок коллекции минералов, архив Академии, в гимназии учениками оставлены только молодые люди, проявившие способности к науке, ряды сотрудников были очищены от бездельников.

Академиков директор обязала публиковать свои открытия в отечественных журналах и воздерживаться от их напечатания за границей до тех пор, «пока Академия не извлекла из них славу для себя путем печати, и пока государство не воспользовалось ими».

В 19 веке Академия занималась подготовкой и изданием «Словаря церковнославянского и русского языка», «Русской грамматики», «Русско-французского словаря», а также много занималась просветительством (например, приняла активное участие в организации публичных библиотек в 32 губернских городах).

Академия наук издавала ежегодные сборники. 1—2 раза в год проводились публичные собрания, в которых с речами выступали члены Академии наук; речи публиковались. Поддерживались связи с зарубежными учёными и научными учреждениями. С ними велась оживлённая переписка. Эйлер, Делиль, Ломоносов и другие были членами иностранной Академии наук, а членами русской академии были Х. Вольф, И. Бернулли, Р. А. Реомюр, Вольтер, Д. Дидро, Ж. Л. Л. Бюффон, Ж. Л. Лагранж, Б. Франклин и др.;  с 1749 ежегодно объявлялись международные конкурсы по актуальным проблемам науки с присуждением премий.

С середины 1830-х годов взор академии обратился к истории. Академия защищала подлинность рукописей, в которых сомневалась так называемая «скептическая школа» М. Т. Каченовского. Особое внимание академии привлекала сравнительная история славянских народов. В поисках древних упоминаний о славянах переводились византийские хроники Льва Диакона, Константина Багрянородного, Прокопия, Иоанна Кантакузина, Георгия Синкелла, Феофана Византийца.

Первоначально заседания академиков проводились в конференц-зале Петербургской академии наук, которой также руководила Е. Р. Дашкова, или в доме княгини Дашковой, пока правительством не были выделены 26000 рублей в 1786 году. На эти деньги у коммерции советника Татаринова в Московской части на берегу Фонтанки за Обуховским мостом было приобретено собственное здание. На 2670 рублей был устроен ремонт. По образцу Академии Платона при здании был разбит сад — Дашкова как президент Академии наук устроила там Ботанический сад Академии с теплицами и ещё двумя каменными зданиями (частью его является нынешний Измайловский сад). Но всё это было конфисковано в 1796 году после того, как Дашкова, уже фактически сосланная Екатериной в подмосковное имение в 1794 году за распространение идей, созвучных идеям Французской революции, издательствами руководимых ей академий (особенно за издание Дашковой трагедии «Вадим» Княжнина и «Жития Ушакова» Радищева), была репрессирована Павлом I за участие в «революции 1762 года» — свержении императора Петра III. Так как формально Дашкова оставалась председателем Российской академии и директором Академии наук, гнев Павла обрушился на Российскую академию и Ботанический сад при её здании. После свержения Павла I в 1802-04 гг. для размещения Российской Академии было выстроено уже другое отдельное здание на 1-й линии Васильевского острова. Через 10 лет оно было расширено по проекту В. П. Стасова.

Академия состояла из 60 членов. Учёные заседания происходили еженедельно, все присутствовавшие получали на память по серебряному жетону. Ежегодный бюджет составлял от 6 до 60 тысяч рублей (кроме времён правления Павла I, когда деньги не выделялись).

При Николае I Академия была ликвидирована как самостоятельное учреждение – в 1841 году её присоединили к императорской Академии наук, сделав «вторым» Отделением русского языка и словесности Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий