9 июля 1933 года (90 лет назад) родился Элем Германович Климов - советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств России.
Элем Климов – Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный член Британского киноинститута. Он великий мастер советского кино, выдающийся кинорежиссер и общественный деятель, завоевавший всемирное признание. Большинство его работ было отмечено престижными наградами на международных кинофестивалях.
Элем Германович Климов родился 9 июля 1933 года в п. Бекетовка под Сталинградом.
В 1957 году он окончил Московский авиационный институт и некоторое время работал на одном из московских заводов. Также Климов работал в Молодежной редакции Всесоюзного радио и Центрального телевидения и в Московской филармонии.
Его первой режиссерской работой стала короткометражка «Жиних», снятая в 1960 году. Уже в этой студенческой работе Элем проявил себя как мастер эксцентрики. В 1964 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Е. Дзигана).
Первый профессиональный фильм Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» – сатирическая комедия, в которой высмеивался советский бюрократизм. Как только картину сдали, на нее сразу навесили клеймо «антисоветская». Тогда режиссер вплотную столкнулся с системой цензуры и подавления, с тех пор она его в покое уже не оставляла.
С 1964 года он стал режиссером киностудии «Мосфильм». Приемы гротеска проявились и в следующей работе Климова «Похождения зубного врача» (1965), которая также встретила нарекания со стороны кинематографических чиновников. После выхода фильма, он был положен «на полку». Казалось бы, что крамольного в истории врача, который обладает способностью удалять пациентам зубы без боли? «Разве может быть в нашей стране сложная судьба у талантливого человека? – заявляли нам. «Это опорочивание, оскорбление нашего общества, нашего строя». Так уже окончательно, не успев еще твердо встать на ноги, я попал в «черный список»...» – вспоминал Элем Климов. Картина вернулась на экраны только в 1987 году.
В 1970 году на экраны вышла художественно-публицистическая лента Элема Германовича «Спорт, спорт, спорт», соединившая в себе хронику и игровой материал. Климов создал полнометражный документальный фильм с игровыми эпизодами. Эта необычная для советского зрителя картина вызвала немалый интерес и была высоко оценена на многих фестивалях спортивных фильмов.
В 1974 году Элем Климов поставил историческую драму «Агония» о России накануне Февральской революции.
После запрета картины «Похождения зубного врача» к Элему Климову обратился Иван Пырьев. Он убедил молодого коллегу, что для возвращения в профессию ему нужно снять фильм к приближающейся годовщине Октябрьской революции. И предложил неожиданную тему – Григорий Распутин. Климов понимал, что Пырьев дает ему шанс. О Распутине он знал мало, поэтому вместе с соратниками, Семеном Лунгиным и Ильей Нусиновым, начал собирать материал. Помогли библиотеки и архивы, встречи с очевидцами событий. Первый вариант сценария, сделанный еще в 1965 году, режиссер называл странным. В нем Распутин вышел сатирическим персонажем. Но по мере продвижения в тему стало понятно, что «распутинщина» – явление более сложное. «Во-первых, оказалось, что Распутину на экране не хватает чисто человеческих характеристик. А без этого невозможно раскрыть то, что можно назвать драмой Распутина. Второе коренное изменение состояло в том, что я понял: без выпуклого изображения исторического фона суть этой драмы показать нельзя», – рассказывал режиссер. Так появилась новая концепция фильма.
На фоне абсолютного большинства других советских фильмов об этой эпохе, исторически неточно отображавших ее события, фильм восприняли как «дерзкую крамолу». Картина была выпущена на экраны только в 1985 году.
В июле 1979 года погибла Лариса Шепитько, супруга Элема Климов. Она только начала работу над драмой «Матера» по повести Валентина Распутина. Климову предложили продолжить съемки картины. «Я продолжил работу Ларисы, не мог иначе. Это, я думаю, помогло и мне хоть как-то пережить сильное горе», – признавался он. Съемки были тяжелыми и в моральном, и в техническом плане. Сдавали картину под названием «Прощание». В Госкино СССР фильм признали «мрачным, излишне трагедизированным». Авторов обвинили в религиозности и неприятии технического прогресса. Никакие доводы Климова и Распутина не помогли. Процесс сдачи картины растянулся на год. Режиссеру грозили увольнением с «Мосфильма», ведь из-за него не выполнялся план. Но потом что-то произошло. «Фильм был неожиданно принят, принят, что называется, в одночасье. Все эпизоды остались на своих местах, работники «Мосфильма» получили премии, сотрудники Госкино продолжали сидеть в своих креслах», – рассказывал Элем Германович.
Позже Элем Климов снял документальный фильм «Лариса» (1981), посвящённый жене.
Киноповесть «Иди и смотри» (1985) – это его последний фильм – картина потрясающей силы, которая вызвала громадный общественный резонанс.
В 1976 году Элем Климов и писатель Алесь Адамович задумали снять фильм «Убейте Гитлера» по «Хатынской повести». Получили поддержку первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Машерова, дело пошло. Но во время болезни Машерова работу над фильмом «спустили на тормозах». Цензура посчитала сценарий чересчур мрачным.
Авторы вернулись к теме через несколько лет. Приближалась 40-летняя годовщина Победы, и их проект утвердили. Работа началась с другим актерским составом. Съемки в Белоруссии продолжались 9 месяцев.
«Для меня это были даже и не съемки, а подлинная борьба за рождение фильма. Я чувствовал, что если хотя бы на один день выйду из того магнитного поля, которое там возникло, то все разрушится. И я не позволил себе ни разу отлучиться, и не только я – мои товарищи вели себя так же. Заканчивали съемки на льду реки Березины. Так возник фильм под новым названием «Иди и смотри», – вспоминал режиссер.
Во второй половине 1980-х годов Элем Германович был избран первым секретарем Союза кинематографистов СССР, и он с присущей ему ответственностью отдался этому делу. Конечно, он думал и о новых фильмах, им была задумана киноверсия «Бесов» по Достоевскому, но Госкино идею зарубило. Потом были идеи фильмов «Преображение», «Про Ивана-дурака», картина о сталинском времени, «Мастер и Маргарита», но, к сожалению, не все получилось.
Умер Элем Германович Климов 26 октября 2003 года в Москве, был похоронен на Троекуровском кладбище.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий