В условиях войны
особое значение придаётся предотвращению диверсий, расхищения государственной
собственности, борьбе с бандитизмом. Пути сообщения становятся стратегически
важными объектами, которым требуется охрана и защита.
Сложно представить себе, что было бы с нашей страной, если бы на охране железных дорог не стояли бойцы войск НКВД. Именно о них и их работе в первые месяцы войны рассказывает статья П. А. Колпакова.
П.А. Колпаков
ВТОРАЯ ДИВИЗИЯ ВОЙСК НКВД СССР ПО ОХРАНЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИII НА ЗАЩИТЕ ОКТЯБРЬСКОЙ, ЛЕНИНГРАДСКОЙ И КИРОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (ИЮНЬ — АВГУСТ 1941 ГОДА)
Обеспечение железнодорожного сообщения, организация логистики железнодорожных
перевозок в масштабах современной России, страны с огромной территорией,
является одной из основ функционирования ее транспортной системы. Железнодорожный
транспорт не потерял своей стратегической важности, значимости в отношении
вопросов снабжения вооружённых сил. Таким образом, стоящие перед государством
задачи развития экономики и поддержания обороноспособности, определяют
актуальность вопросов охраны железнодорожной инфраструктуры и подвижного
состава.
В годы Великой Отечественной войны был накоплен ценный опыт организации железнодорожных перевозок в особых условиях военного времени, сопряженных, в частности, с существованием высокого риска жизни и здоровью граждан, увеличением нагрузки на транспортную систему, активными действиями военно-воздушных сил противника, для которых уничтожение железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава являлось одной из приоритетных целей, его диверсионных групп, а также обострением проблемы бандитизма.
Проблема исследования — систематизация исторического знания об организации
обороны железнодорожной инфраструктуры силами войск НКВД СССР.
Методологические основы исследования определяются фундаментальными принципами
исторической науки — историзма, научной достоверности и объективности.
Использованы как общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, так и
специально исторические: историно-типологический, историко-системный.
Источниковой базой исследования являются оперативные, разведывательные и оперативно-разведывательные
сводки штабов Северного фронта, охраны войскового тыла Северного фронта, 2
дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
Цель исследования — реконструкция исторического опыта войск НКВД СССР в начале
Великой Отечественной войны на примере действий 2 дивизии войск НКВД СССР по
охране железнодорожных сооружений на Октябрьской, Ленинградской и Кировской
железных дорогах.
Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- изучить сложившуюся на железнодорожном транспорте ситуацию в контексте начала
немецко-фашистской агрессии в отношении СССР;
- на основе материалов штаба Северного фронта, штаба
охраны войскового тыла Северного фронта и штаба 2 дивизии войск НКВД СССР по
охране железнодорожных сооружений определить основные направления реализовывавшихся мероприятий, направленных на защиту железнодорожных сооружений;
— изучить проблематику противодиверсионной борьбы частями 2 дивизии войск НКВД
СССР.
События первых дней войны продиктовали необходимость решения вопроса эвакуации
населения и промышленных предприятий, в первую очередь оборонных. Началась
невиданная в истории работа по организованному перемещению производительных сил
страны с запада на восток. Только в шоле-ноябре 1941 г. на восток эвакуировалось
2593 предприятия, в их числе 1523 крупных завода; 18 млн. рабочих, служащих и
членов их семей [1, с. 155-156].
Война коренным образом изменила обстановку на значительной части сети дорог.
Одновременно с мобилизацией миллионов людей в армию на военный лад перестраивалась
вся промышленность. Управления Наркомата путей сообщения и службы дорог
перестраивали систему регулирования вагонным парком, организовывали
переоборудование и подачу огромного количества подвижного состава для подвоза к
фронту воинских соединений, боевой техники, боеприпасов, горючего,
продовольствия, прокладывая наиболее рациональные маршруты следования эшелонов
и транспортов [2, с. 213].
В условиях вторжения фашистской Германии на территорию Советского Союза
особая ответственность за сохранение железнодорожных коммуникаций и предупреждение
дезорганизации перевозок в прифронтовой полосе легла на войска НКВД СССР. Перед
началом войны в составе войск НКВД по охране железнодорожных сооружений было 9
дивизий и 5 бригад, численностью 62 157 человек, которые обеспечивали охрану
1697 объектов [3, с. 351].
Части 2 дивизии НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений размещались
на коммуникациях Октябрьской, Ленинградской и Кировской железных дорог от
Эстонии до Петрозаводска. Экстерриториальный характер размещения частей, охранявших
«стальные пути», определялся спецификой задачи обеспечения безопасности на
железнодорожном транспорте.
Опыт их организации закладывался в Российской империи в ХIХ в., когда быстрое экономическое развитие обусловило создание новых видов
полицейских органов: необходимость создания железнодорожной полицейской службы
была определена неспособностью органов, структурированных по территориальному
принципу, обеспечить реальную охрану общественного порядка на железной дороге
[4, с. 286].
2 дивизия войск НКВД по охране железнодорожных сооружений уже в начале войны
в ходе Ленинградской оборонительной операции героизмом своих воинов навсегда вписала
свое имя в летопись боевой славы. Охранявшиеся ей железные дороги были особенно
важными как в экономическом, так и в военном отношении. Октябрьская железная
дорога (до 1923 г. — Николаевская) имеет богатейшую историю, является символом
развития железнодорожного транспорта в России, соединяла Москву и Ленинград. Кировская
железная дорога имела стратегическое общегосударственное значение. Магистраль связывала
незамерзающий порт Мурманска со страной. Тяжелейшие испытания уготовила война
для коллектива железной дороги и ее защитников. За годы Великой Отечественной
войны авиацией противника было совершено на объекты Кировской железной дороги
2824 налета. Из них 555 налетов вызвали перерыв в движении поездов. На узлы
было произведено 149 налетов, на станции — 544, на перегоны —731. Зафиксировано
11 случаев артобстрелов. В результате налетов немецкой авиации было сброшено
более 90 тыс, авиабомб, из них фугасных — более 21000 шт., более 69 тыс.
зажигательньх бомб [5, с. 58].
Обобщение сведений, содержащихся в оперативных, разведывательных и оперативно-разведывательных
сводках штабов Северного фронта (созданного как оперативное формирование на
основе Ленинградского военного округа 24 июня 1941 г. и просуществовавшего до
23 августа 1941 г., когда он был разделен на Ленинградский и Карельский
фронты), охраны войскового тыла Северного фронта, 2 дивизии за период
июнь-август 1941 г. позволяет выделить наиболее сложные и опасные задачи,
выполнявшиеся частями 2 дивизии войск НКВД по охране железнодорожных
сооружений:
- защита железнодорожной инфраструктуры от налетов авиации противника (интенсивным
налетам подвергались станции, депо, железнодорожные мосты, перегоны) [6, л. 3];
- борьба с хищениями транспортируемых материальных ценностей, в том числе с
деятельностью организованных преступных групп, действовавших на железнодорожных
коммуникациях [6, л. 73];
- обеспечение пропускного режима, осуществление проверок документов [6, л.
34];
- сопровождение восстановительных поездов, ремонтных бригад к местам [6, л.
41];
- противодействие диверсионным акциям противника, направленными на разрушение
железнодорожных сооружений и подвижного состава [6, л. 16].
Диверсионные акции противника причиняли колоссальный ущерб инфраструктуре,
дезорганизовывали железнодорожные перевозки, что было особенно критично для
прифронтовой зоны. Большую угрозу железной дороге представляли парашютные
диверсанты, организация борьбы с которыми постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от
24 июня 1941 г. была возложена на НКВД СССР [7, л. 161-162].
Выявление диверсантов и их преследование требовало привлечения значительных
сил и средств, что определяло необходимость в принятии соответствующих решений
об укреплении частей, несших службу на железных дорогах.
Согласно совершенно секретной ведомости боевого расчета резервных подразделений
2 дивизии войск НКВД, выбрасывавшихся для прикрытия и охраны перегонов,
станций, объектов Ленинградской (создана в 1940 г. выделением из состава Октябрьской)
и Октябрьской железных дорог для борьбы с авиадесантными группами противника в
начале июля 1941 г., дополнительные силы направлялись для осуществления
противодиверсиоиной деятельности на следующие пункты дислокации:
- станция Новгород (два стрелковых взвода и один станковый пулеметный взвод
курсантов полковой школы 51 железнодорожного полка — 86 человек);
- станция Тосно (один стрелковый и один пульвзвод 51 железнодорожного полка
— 54 человека);
- на станции Луга, Оредеж, Гатчино, Гдов, Уторгош направлялось по одному стрелковому
и одному пулеметному взводу 32 отдельного резервного батальона — 72 человека).
Дополнительные
силы направлялись в районы рек Плюсса, Ящера, Щепец. Всего для борьбы с
диверсантами дополнительно направлялось 576 человек [6, л. 70-71]. Факты принятия решения о необходимости организации борьбы с парашютными диверсантами
в самом начале войны высшим военно-политическим руководством страны, выделение
дополнительных сил и средств для действий в данном направлении подтверждают
высокую остроту проблемы подрывной деятельности противника на железнодорожных
коммуникациях в условиях военного времени.
Начало войны было одним из самых сложных испытаний, перенесенных советским
народом. Железнодорожное сообщение в этот период стало ключевой основой перевода
страны на военные рельсы. Воины 2 дивизии войск НКВД по охране железнодорожных
сооружений своим мужеством и верностью служебному долгу внесли неоценимый вклад
в срыв планов немецко-фашистского блицкрига.
Библиографический
список
1. История
организации и управления железнодорожным транспортом России. Факты, события,
люди. К 200-летаю транспортного ведомства и образования на транспорте в России
/ под ред. А.А. Тимошина. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по
образованию на железнодорожном транспорте», 2009. — 466 с.
2. Транспорт в годы Великой
Отечественной войны. Исторические хроники / под ред. Т.Л. Пашковой. — М.: Пан-пресс, 2010. — 575 с.
3. Серов Д.В. 121-й
полк войск НКВД СССР на охране Рязано-Уральской железной дороги в первый период
Великой Отечествеиной войны (1941-1942 годы) // Известия Саратовского
университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2016. —№ 3
—С. 351-354.
4. Борисов А.В.,
Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Три века российской полицин. — М.: РИПОЛ-классик,
2017. — 608 с.
5. Зеленская Ю.Н.
Организация бесперебойной работы Кировской железной дороги в условиях
прифронтовой полосы в годы Великой Отечествеиной войны // Клио. — 2013. —№ 4
(76). — С. 58-62.
6. Центральный архив
Министерства обороны Российской Федерации. Ф. 217. Оп. 1221. Д. 192.
7. Российский
государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 163. Д.
1316.
Комментариев нет:
Отправить комментарий