Страницы

Страницы

среда, 31 мая 2023 г.

Рождённая дважды. Янтарная комната

 

31 мая 2003 года в рамках торжеств в честь 300-летия Петербурга состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Оригинал «комнаты» был вывезен фашистами при оккупации г. Пушкин (Царское Село).

С 1939 по 1944 на захваченных Вермахтом территориях национал-социалистами были разграблены замки, библиотеки, музеи и частные коллекции. В частности, в поиске и вывозе произведений искусства и архивов соревновались ставка штаба рейхсляйтера Розенберга, под руководством Альфреда Розенберга, группа Кюнсберга и научно — педагогическое сообщество Аненербе, что подчинялись Генриху Гиммлеру.

Трофейные предметы искусства должны были частично выставлены в создаваемом «Музее фюрера» в Линце, куда были также доставлены разграбленные библиотеки мировоззренческих исследований и учений. Для получения валюты часть трофейного искусства была предложена для продажи на международном арт-рынке, в частности, в Швейцарии. Порядочная часть ценных произведений искусства была обнаружена в частной коллекции Германа Геринга.

После капитуляции Франции Адольф Гитлер 30 июня 1940 года издал приказ изъять произведения искусства, принадлежащие французскому государству и частным лицам, в особенности евреям. При исполнении этого приказа активны были три ведомства: Организация защиты произведений искусства Вермахта, которую возглавлял историк искусства Франц Вольф-Меттерних (1893—1978), немецкое посольство в Париже, в том числе посол Отто Абец, который был доверенным лицом министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа, и оперативный штаб рейхсляйтера Розенберга (ERR). Таким образом в далеко идущих и не менее обширных изъятиях произведений искусства во Франции возникла конкуренция между ответственными за конфискацию.

В то время как в Западной Европе национал-социалисты искали существенных различий между «годным» и «дегенеративным» (то есть современным) искусством и пытались создать впечатление, что конфискованные произведения искусства были куплены, в оккупированных восточных областях они игнорировали все запреты и предпринимали систематическое разграбление.

Нацисты пощадили произведения искусства, созданные немцами или же те, что так или иначе представлялись годными для продажи. Произведения российских или польских художников, напротив, систематически уничтожались, так как национал-социалистами они считались как «бесполезные», согласно национал-социалистической идеологии принадлежавшие «недочеловекам» (унтерменшам).

Так, в оккупированных районах Советского Союза систематически грабили музеи, галереи и частные дома, православные церкви, синагоги и мечети на юге России были разрушены.

В первые послевоенные годы Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников (ЧГК) установила ущерб, нанесенный 64 особо ценным из 427 пострадавших советских музеев, а также 4000 библиотекам (уничтожено 115 млн. печатных изданий) и архивам 19 областей (утрачено 17 млн. дел) РСФСР. Всего же на территории РСФСР (вместе с Крымской АССР) в период немецкой оккупации пострадало 173 музея.

Точная цифра культурных ценностей, утраченных Россией, еще не определена.

Музейные работники, составлявшие списки утраченных культурных ценностей, работали с учетной документацией, лишь частично сохранившейся во многих учреждениях. Немало музеев учетную документацию утратили полностью. Поэтому цифры утраченных музейных экспонатов в списках, составленных в первые годы после окончания войны, нередко отличались от тех, что представлены в перечнях музейных утрат (1941-1945 гг.) последних лет.

Пример тому — данные об утраченных экспонатах пригородных дворцов-музеев Ленинграда.

В 1951 году цифры культурных потерь были названы в «Акте проверки наличия музейных ценностей пригородных дворцов-музеев». Этот документ составлен комиссией, куда входили сотрудники Центрального хранилища музейных фондов. В Центральном хранилище после войны находились музейные экспонаты, обнаруженные в пригородных дворцах-музеях и возвращенные из Германии.

Екатерининский дворец-музей, г. Пушкин (Царское Село):

числилось по инвентарным описям — 42172 предмета;

за период войны утрачено — 30151 предмет;

На сайте Lost art.ru в рубрике «Утраченные культурные ценности» цифры культурных потерь пригородных дворцов-музеев Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) уже иные. Коллектив специалистов Минкультуры России занимаясь выявлением, сбором и сравнительным изучением утраченных культурных ценностей, располагал весьма обширным числом документов, обнаруженных в отечественных учреждениях культуры, в российских и зарубежных архивах.

Сегодня можно констатировать: 18 томов каталога в 50 книгах, посвященные утратам музеев, библиотек и архивов Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербург), Московской, Ленинградской, Воронежской, Курской, Псковской, Ростовской, Смоленской, Новгородской областей, Северного Кавказа, пригородных дворцов-музеев Ленинграда (Санкт-Петербург) представляют причиненный войной ущерб в 1.177.291 единицу хранения (музейных предметов, редких книг и рукописей, архивных дел).

Эвакуация музеев западной части Советского Союза началась в первый же день войны — 22 июня 1941 года. В считаные дни музейные работники составляли списки ценностей, добивались разрешения на эвакуацию, искали транспорт и упаковывали экспонаты. Они вывозили коллекции с линии огня и из оккупированных городов с разрешения властей или самовольно. На баржах, пароходах, в товарных поездах самые ценные предметы искусства переправлялись вглубь страны — туда, где они будут храниться в безопасности до конца войны.

Последняя экскурсия в Екатерининском дворце прошла 22 июня 1941 года. О начале войны сотрудник дворца-музея Вера Лемус вспоминала: «С этого дня содержанием и смыслом нашей жизни стала работа по отбору, упаковке и отправке вглубь страны старинных картин, мебели, обивочных тканей, фарфора и множества других предметов историко-художественного значения».

Экспонаты начали выносить из залов. Картины вытаскивали из рам, скрепляли между собой и устанавливали в ящики. Большие полотна накатывали на валы, оборачивали тканью и клеенкой. Хрупкие предметы искусства заворачивали в бумагу, а ящики для них наполняли стружкой. С первым эшелоном в эвакуацию отправили изделия из драгоценных металлов, ценное оружие, две мозаики XVIII века, картины Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Франца Крюгера, Николая Рериха.

К середине августа в музее оставались лишь три научных сотрудника — Тамара Попова, Евгения Турова и Вера Лемус. Они продолжали упаковывать коллекцию: наспех сколачивали ящики, косили и сушили траву на газонах, чтобы прятать в нее экспонаты, что-то заворачивали в газеты. Позже всё эвакуировали без упаковки, прикрывая бумагой или тканью.

Параллельно сотрудники музея пытались сохранить здание дворца: паркеты укрывали ковровыми дорожками (ворсом вниз); чердачные перекрытия смазывали суперфосфатом, чтобы сберечь от пожара; окна заклеивали бумагой, марлей и плотной тканью, а позже и забивали досками. Янтарную комнату и стеклянную облицовку спальни Екатерины II оклеили папиросной бумагой.

«…Через несколько дней железнодорожная связь с «Большой землей» оборвалась. Несколько изменился характер эвакуации: теперь вещи перевозили на машинах и на лошадях в Ленинград, в Исаакиевский собор».

В начале сентября начались непрерывные бомбежки и артиллерийские обстрелы города Пушкина, и вскоре его оккупировали немцы. Оставшиеся во дворце коллекции были уничтожены или вывезены на Запад.

С первых же дней оккупации (17 сентября 1941 года) в Пушкине появились немецкие искусствоведы-эксперты. В районе действия группы армий «Север» имел хождение особый перечень, подготовленный по указанию Гитлера Нильсом фон Хольстом 24 июня 1941 года. Перечень включал в себя 55 объектов с точным указанием местонахождения; из них 17 музеев, 17 архивов, 6 церквей и библиотеки.

В марте 1942 г. Министерство иностранных дел Риббентропа опубликовало каталог вывезенных из СССР предметов искусства — в нем упоминались предметы из Екатерининского дворца.

Активно занимался вывозом ценностей «Штаб рейхслейтера Розенберга по оккупированным территориям». В отчетах руководителей групп ГРГ «Остланд» и «Ингерман-ланд» имеются материалы по обследованию дворцов под Петербургом. В октябре 1942 года в них сообщается об отправке в Ригу готторпского глобуса и трех картин художника Гюбера Робера. Вышеупомянутый ротмистр резерва граф Эрнст-Отто Сольмс-Лаубах, офицер по охране культурно-художественных ценностей в отделе пропаганды группы «Остланд», также являлся сотрудником ведомства, руководимого Розенбергом. До войны он был куратором и директором Франкфуртского Исторического музея. Под его руководством из Петергофа вывезли фонтан «Нептун» нюрнбергской работы XVII века. Тогда же демонтировали и вывезли бронзовую статую Самсона. Статуя Самсона исчезла бесследно, а фонтан «Нептун» удалось обнаружить в Нюрнберге в Национальном немецком музее.

Как свидетельствуют документы 18-й армии, в распоряжение графа Сольмса были выделены грузовики и рабочая сила для вывозки особо ценных вещей из дворца в Пушкине. Как отмечалось выше, он же руководил работами по вывозу Янтарной комнаты. По его распоряжению шестеро солдат 553-го резервного батальона в течение всего 36 часов аккуратно демонтировали со стен дворцового зала янтарные панели, уложили их в ящики, установили на грузовики и перевезли на железнодорожную станцию «Сиверская», откуда через станции Луга, Псков и Рига поезд с грузом прибыл в Кенигсберг (Восточная Пруссия).

Имеются документальные свидетельства о появлении в Царском Селе представителей департамента рейхсмаршала Германа Геринга, который создавал свою коллекцию в Каренхолле. Вывезенные предметы растворялись в личных коллекциях высокопоставленных гитлеровских преступников. Судьба многих из них остается неизвестной.

 

Янтарная комната (изначально Янтарный кабинет) — большой кабинет, в отделке которого применялся преимущественно янтарь, Является одним из уникальнейших шедевров искусства XVIII века. Располагался в помещении Большого Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне город Пушкин в составе Пушкинского района Санкт-Петербурга).

Впервые янтарь в отделке комнат использовал архитектор Андреас Шлютер в берлинском Большом королевском дворце. По одной из версий он же считается и автором проекта Янтарного кабинета, осуществлению замысла которого способствовала королевская коллекция янтаря.

В Россию Янтарный кабинет попал в 1716 году, когда Вильгельм I преподнес его Петру I в качестве дипломатического подарка, скрепившего союз государств в Северной войне. Кабинет был установлен лишь в 1743 году для убранства официальной резиденции Елизаветы Петровны в Зимнем дворце. Комната располагалась на 100 кв. м, где среди зеркал разместились 40 кв. м янтаря и картины из флорентийской мозаики. Вся работа велась под руководством архитектора Растрелли и лепных дел мастера Мартелли.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была вывезена немцами в Кенигсберг, где была выставлена для всеобщего обозрения в одном из залов Кенигсбергского замка. А весной 1945 года при отступлении германской армии комнату демонтировали и вывезли в неизвестном направлении.

После завершения войны пришла пора вновь вспомнить о красоте. Восстанавливались разрушенные дома, отстраивались памятники архитектуры, возвращались на родину вывезенные ценности. И только подарок Петра I так и оставался пропавшим.

Следователи выдвинули несколько версий возможного местонахождения комнаты. Согласно первой, она была разрушена во время пожара в Кёнигсберге. Но этой теории противоречили свидетельства множества очевидцев, видевших невредимые ящики с панелями и после возгорания.

Гораздо популярнее гипотезы, гласящие, что декоративные панно из янтаря удалось спрятать, а после – вывезти. Отличаются лишь места, в которых якобы до сих пор спрятаны самоцветные мозаики. Так, часть исследователей утверждает, что они находятся в тайных хранилищах США, а некоторые – что приютом для Янтарной комнаты стали солевые шахты, расположенные на востоке Германии.

Другие учёные уверены в том, что это произведение искусства было безвозвратно потеряно – но не в результате пожара, а позже, когда ящики с драгоценными панелями готовились транспортировать в безопасные места. Называют даже возможные судна, которые могли совершать эту перевозку – пароход «Вильгельм Густлофф» (торпедирован подводной лодкой) или крейсер вооружённых сил США «Принц Ойген».

Но, в любом случае, все исследователи соглашаются в одном – нынешнее состояние и месторасположение самоцветного чертога остаётся загадкой.

 

В 1979 году Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарной комнаты в былом ее великолепии, и с этой целью была организована «Царскосельская янтарная мастерская». На основе 86 черно-белых фотографий, акварельного рисунка и предметов коллекции янтаря, в годы войны вывезенной в тыл, коллективу мастеров удалось восстановить янтарный декор, насчитывающий не один десяток оттенков. Сложный и долгий путь реконструкции позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик произведения. Эта работа не имеет аналогов в мировой практике.

В 2000 году министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал России ряд предметов подлинной Янтарной комнаты, обнаруженных в Потсдаме, и прежде всего 2 фрагмента флорентийской мозаики. Вот тогда специалистам представилась редкая возможность сравнить уже воссозданное произведение с оригиналом. Они оказались практически идентичны. Также в Россию вернулся янтарный комод, занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты.

31 мая 2003 года в рамках торжеств в честь 300-летия Петербурга состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Работа царскосельских реставраторов была принята российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий