Страницы

Страницы

вторник, 2 мая 2023 г.

Маэстро Валерий Гергиев

 

2 мая 1953 года (70 лет назад) родился советский и российский дирижёр Валерий Гергиев.

Валерий Абисалович Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве, в семье осетина Абисала Заурбековича Гергиева и Тамары Тимофеевны Лагкуевой. Позже, когда Валерию исполнилось пять, семья переехала в Северную Осетию, так что большая часть его детства и юности прошла во Владикавказе. Дом, в котором взрослели будущий знаменитый дирижёр и его сёстры, находился на улице Вахтангова.

Когда Гергиеву было 8 лет, его мама по совету соседа-музыканта Юрия Арзуманова, разглядевшего у Валерия способности к музыке, привела сына на прослушивание в музыкальную школу. Однако учительница забраковала мальчика – ей не понравилось его чувство ритма.

Во время экзамена педагог настолько неопределенно отбила ритм, который мальчик должен был повторить, что он его не понял. Я на нее смотрел и ждал, что она поправит себя или сделает что-то более или менее понятное, – вспоминал об этом случае Валерий.

Когда после прослушивания имя Валерия не появилось в списке поступивших, Тамара Тимофеевна попросила преподавателя объяснить причину. На что педагог ответила: У вашего сына вообще нет ритма! Вы его не мучайте, не отдавайте в музыку.

К счастью, Тамара Тимофеевна настояла на своём. Через месяц мальчика снова проэкзаменовали и взяли в подготовительный класс, который он через некоторое время бросил, потому что учиться ему было откровенно скучно. Родители настояли, чтобы Валерий вернулся в музыкальную школу. Мальчик послушался, но в те годы занятиям музыкой он всё-таки предпочитал дворовые игры.

В интервью телеканалу «Культура» маэстро рассказал, что его самый запоминающийся подарок из детства – ракетки и набор мячей для настольного тенниса, которые ему подарил отец. Не меньше пинг-понга ему нравился футбол, в который он вместе с друзьями играл на стадионе «Динамо». Ребята из разных районов города собирались командами и устраивали матчи.

В то время учителем музыки Валерия был Анатолий Аркадьевич Брискин, которого мальчик очень уважал и даже немного побаивался. Путь учителя из дома на работу пролегал как раз мимо стадиона. Если Анатолий Аркадьевич замечал на футбольном поле Гергиева, то останавливал игру и уводил Валерия заниматься музыкой, не дожидаясь окончания матча.

Брискин приучал ученика к раннему академизму. Играя Баха и Моцарта, юный музыкант учился слышать сначала два, а потом и три голоса в инвенциях, прелюдиях и фугах. Годам к 10 Валерий уже играл произведения и других композиторов, но больше всего его поразил до-минорный этюд Прокофьева, который разительно отличался от композиций Баха.

Первым педагогом Гергиева по фортепиано была Зарема Андреева Лолаева, первая осетинская пианистка, о которой Валерий, уже став знаменитым дирижером, всегда вспоминал с огромной теплотой. У неё хватило чувства такта, фантазии и педагогического опыта, чтобы привить любовь музыке и заинтересовать мальчика этим искусством. Через пару лет после начала занятий с Гергиевым Лолаева уже была уверена, что он станет дирижёром симфонического оркестра.

Обучение музыке не мешало Валерию прекрасно осваивать программу в общеобразовательной школе и даже участвовать в олимпиадах по математике. Но после окончания школы и музыкального училища вопрос с выбором будущей профессии для Гергиева не стоял. Он решил продолжить обучение в консерватории.

В 1972 году Гергиев поступил в Ленинградскую консерваторию, на курс к дирижеру, практику и теоретику, Илье Александровичу Мусину, учениками которого в разное время были Семен Бычков, Юрий Темирканов, Андрей Алексеев, Виктор Федотов, Александр Поляничко, Теодор Курентзис и Маргарита Дваренайте.

Во время учебы Гергиев принял предложение стать вторым дирижером Свердловской консерватории. Именно эта филармония дала рекомендацию Валерию на участие во Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. В 1976 году Гергиев, пятикурсник консерватории, победил на Всесоюзном конкурсе, после чего получил предложение участвовать в Международном конкурсе Герберта фон Караяна, одного из величайших дирижеров 20 столетия.

Мероприятие проходило в Западном Берлине. Поскольку в те времена Советский Союз находился за железным занавесом и руководство страны болезненно относилось к возможной иммиграции талантливых людей из страны, с участием в конкурсе возникли трудности. Тем более что незадолго до этого многие люди искусства сумели оказаться по ту сторону занавеса: Ростропович, Вишневская, Барышников, Нуриев, Макарова.

Письма на имя Гергиева с приглашением на международный конкурс приходили дважды. Валерия вызвал к себе заместитель министра культуры СССР и музыковед Василий Федорович Кухарский и, куря сигареты «Мальборо», которые можно было купить только в магазине «Березка», сказал: Мы, конечно, страшно гордимся... Мы отправим тебя туда, но ты подумай, нужно ли это тебе, ведь у нас тоже есть большие дирижеры... А почему бы тебе не пойти в Кировский театр?. К пятой минуте разговора Гергиев уже был уверен, что никуда не поедет. Однако на конкурс в 1977 году он не только попал, но и стал его лауреатом.

После окончания консерватории в 1977 году Гергиева приняли на должность ассистента главного дирижера в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова (с 1992 года Мариинский театр), в котором в 1978 году он впервые продирижировал оперу «Война и мир» Прокофьева.

С 1981 года дирижер руководил Государственным симфоническим оркестром Армении, а весной 1988 года, после ухода главного дирижера Кировского театра Юрия Темирканова, коллектив театра избрал Гергиева своим руководителем. В это время Валерий находился на гастролях в Чехословакии. Ему позвонил профсоюзный лидер театра и поздравил с новой должностью.

После возвращения с гастролей одна из работниц Ленинградского обкома партии, Галина Ивановна Баринова, стала в достаточно бесцеремонной форме советовать ему отказаться от должности. Тем не менее, Валерий не мог подвести оказанное ему доверие театральной труппы и отказываться не стал.

Первым его решением на посту главного дирижера театра стала отмена оперы «Богема» Джакомо Пуччини, которая уже какое-то время ставилась на этой сцене. Он решил ставить две великих русских оперы: «Хованщину» и «Князя Игоря». Затем обновил труппу театра, в который в течение нескольких лет пришли работать артисты Елена Прокина, Ольга Бородина, Владимир Галузин и Галина Горчакова.

Трудными временем для Гергиева стали безденежные 80-е и 90-е годы, но они научили его тому, что нужно идти вперед, бороться и не сдаваться даже самые беспросветные моменты. С 1989 по 1994 годы благодаря ему были проведены фестивали Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова.

В начале 90-х годов Дуглас Шелдон, вице-президент концертного агентства «Columbia Artist Management», организовал первые гастроли Гергиева и Мариинского оркестра в США. В документальном фильме «Гергиев край» дирижёр вспоминал:

Уже в 1990, 1991, 1992 годах мы обошли «Метрополитен-оперу», Королевскую оперу в Лондоне, в Риме, в Милане – «Ла-Скала», в Берлине, в Париже... За 5 лет я набрал весь букет.

Мариинский театр стал музыкальным центром России, брендом, хорошо узнаваемым и в западном мире: в 1992 году на его сцене впервые выступил Пласидо Доминго, а Гергиев дирижировал «Отелло» в нью-йоркском «Метрополитен-опера».

В 1993 году Валерий организовал ежегодный фестиваль «Звезды белых ночей», привечавший российских и зарубежных звезд музыки. Среди них были Юрий Башмет, Театр танца Элвина Эйли, китайский пианист Ланг Ланг и Национальный балет Испании, Джон Малкович и Жерар Депардье и другие.

В 1995 году Гергиев стал главным дирижером Роттердамского филармонического оркестра, а в 1996 – художественным руководителем и директором Мариинского театра.

График работы Валерия Гергиева был по-настоящему стахановским: от 1 до 3 концертов в день, постоянные перелеты, переезды на гастроли и руководство театром. Не все артисты могли выдержать такой темп работы и уходили из театра.

Чтобы не было недостатка в кадрах, в 1998 году была основана Академия молодых певцов, которую возглавила сестра дирижера Лариса Гергиева. Одной из выпускниц этой академии является оперная певица Анна Нетребко.

Организованный в 2002 году Гергиевым Московский Пасхальный фестиваль, на котором звучала симфоническая музыка, хор и колокольный звон, в 2003 году получил статус Всероссийского.

Мариинский театр под руководством дирижера стал выпускать за сезон до 12 премьер, среди которых опера «Семен Котко», дирижируемая Гергиевым, «Щелкунчик», «Иоланта», «Пиковая дама» и др. В Мариинку пришли новые творцы: Дмитрий Черняков, Александр Галибин и Кирилл Серебренников.

В январе 2007 года Валерий Гергиев стал главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, а в 2009 году американский режиссер Алан Миллер снял о нем документальный фильм «Без меня не начинайте – Валерий Гергиев», который был показан в Нью-Йорке.

В 2010 году дирижера избрали деканом факультета искусств СПбГУ, а с 2015 года Гергиев стал дирижером Мюнхенской филармонии.

Валерий Гергиев 5 мая 2016 года дирижировал оркестром Мариинского театра под открытым небом в Сирии. Концерт в амфитеатре Пальмиры посвятили памяти её смотрителя Халеда Асаада, казнённого боевиками, и российского офицера и героя Российской Федерации Александра Прохоренко.

В 2020 году, во время самоизоляции из-за пандемии коронавируса, Мариинский театр проводил онлайн-трансляции своих концертов каждый день. Ведущие певцы Мариинского театра учат сейчас по три-четыре роли. У них никогда не было столько свободного времени, – рассказывал Гергиев.

До событий в Украине, которые начались 24 февраля 2022 года, Гергиев был главным дирижёром Мюнхенского филармонического оркестра.

1 марта на официальном сайте Мюнхена было опубликовано объявление о том, что дирижер отстранен от должности: мэр Мюнхена Дитер Райтер призвал Гергиева публично дистанцироваться от российской стороны конфликта, но маэстро этого не сделал.

Концерты оркестра под руководством российского дирижера отменила и Парижская филармония, несмотря на врученный ему министром культуры Франции Рено Доннедье де Варб в 2007 году Орден Почетного легиона. Однако у Валерия остался Мариинский театр. Более того, Владимир Путин предложил Гергиеву подумать об объединении Мариинки и Большого театра и воссоздании дирекции императорских театров.

Сам Гергиев на площадке Петербургского международного экономического форума в июне 2022 года в частности сказал:

«С 24 февраля я не сделал ни одного комментария политического характера. <…> Я считаю, что мы вступили в период нашей истории, который открыл громадный новый потенциал и новые смыслы. <…> Я нахожу, что Россия неожиданно получила шанс, помимо всего, что обсуждает весь мир в связи с Россией, с решениями, которые принимаются, получила огромный шанс по-настоящему взглянуть на то, что происходит здесь. Мы должны максимально использовать эту возможность и сделать суммарно что-то очень крупное, что будет держать нас не только крепко стоящими на земле. Когда ты силён дома — ты силён в мире».

Интересные факты:

Валерий Гергиев является президентом Общества чёрной сауны в Финляндии. Он большой любитель сауны. Причём такой, что топится «по-чёрному». К подобному отдыху он привлекает известных деятелей культуры и бизнесменов. Те, кто доказал свою преданность Обществу, удостаиваются звания рыцаря.

Интернет-портал Bachtrack в 2010 году назвал Валерия Гергиева самым востребованным дирижёром в мире.

В 2012 году по версии Forbes Валерий Гергиев стал самым богатым российским музыкантом, обогнав по доходам Григория Лепса и Стаса Михайлова.

Является футбольным болельщиком. Среди российских футбольных клубов он поддерживает петербургский «Зенит» и владикавказскую «Аланию».

В честь выдающегося дирижёра выведен тюльпан, получивший название «Валерий Гергиев».

Владимир Гергиев. Жизнь без антракта

«Белая студия» Интервью с Валерием Гергиевым (Телеканал «Культура)


Комментариев нет:

Отправить комментарий