29
марта
Лев Толстой начал
писать один из самых известных романов в истории русской литературы
в 1873 году. Вся читающая Россия сгорала от нетерпения
в ожидании новых глав «Анны Карениной», которые печатались в «Русском
вестнике», однако работа над книгой шла тяжело — автор поставил точку лишь
17 апреля 1877 года.
В конце 1874
года Толстой решился отдать в «Русский вестник» первые главы романа (который
был ещё очень далёк от своего завершения), и теперь ему «поневоле»
нужно было заниматься книгой, чтобы успевать за ежемесячным журналом.
Иногда он садился за работу с удовольствием, а иногда
восклицал: «Невыносимо противно», «Боже мой, если бы кто-нибудь
за меня кончил «Анну Каренину» или «Моя Анна надоела мне, как
горькая редька».
Только у первой
части романа было десять редакций, всего же объём работы над рукописью
составил 2560 листов.
К весне 1877
года Толстой уже мечтал поскорее закончить с «Анной Карениной», чтобы «опростать
место для новой работы». Однако редактор журнала Михаил Катков
оказался недоволен содержанием эпилога, так как в нём в отрицательном
свете выставлялось добровольческое движение в России в пользу
восставших сербов.
Поэтому в очередном номере «Русского вестника» вместо эпилога появилась анонимная заметка «Что случилось по смерти Анны Карениной», в которой сообщалось : «В предыдущей книжке под романом «Анна Каренина» выставлено «Окончание следует». Но со смертью героини, собственно, роман кончился. По плану автора следовал бы еще небольшой эпилог листа в два, из коего читатели могли бы узнать, что Вронский в смущении и горе после смерти Анны отправляется добровольцем в Сербию и что все прочие живы и здоровы, а Левин остается в своей деревне и сердится на славянские комитеты и на добровольцев. Автор, быть может, разовьет эти главы к особому изданию своего романа». В итоге автор эти главы, конечно же, «развил». А «Анна Каренина» впервые была опубликована отдельным изданием в январе 1878 года.
Толстой сел
за работу над «Анной Карениной» под впечатлением от прозы Пушкина. Об этом говорят
и свидетельства Софьи Толстой, и собственные записи автора.
В письме
литературному критику Николаю Страхову Толстой сообщал: «...Я как-то после работы взял этот том Пушкина и, как
всегда (кажется, седьмой раз), перечел всего, не в силах был
оторваться и как будто вновь читал. Но мало того, он как будто
разрешил все мои сомнения. Не только Пушкиным прежде,
но ничем я, кажется, никогда я так не восхищался: «Выстрел»,
«Египетские ночи», «Капитанская дочка»!!! И там есть отрывок «Гости
собирались на дачу». Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем
и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом,
разумеется, изменил, и вдруг завязалось так красиво и круто, что
вышел роман, который я нынче кончил начерно, роман очень живой, горячий
и законченный, которым я очень доволен и который будет готов,
если бог даст здоровья, через две недели».
Но через две
недели роман не был готов — Толстой продолжал работать над «Анной
Карениной» ещё три года. Толстого не раз упрекали в том, что
он слишком жестоко поступил с Анной, «заставив её умереть под
вагоном». На что писатель отвечал: «Однажды Пушкин сказал своему
приятелю: «Представь, какую штуку выкинула моя Татьяна. Она вышла замуж. Этого
я от неё не ожидал». То же я могу сказать про Анну. Мои
герои делают то, что они должны делать в действительной жизни,
а не то, что мне хочется». Местом действия для самоубийства
Карениной Толстой избрал подмосковную железнодорожную станцию Обдираловку,
и сделал это не случайно: в то время нижегородская дорога
была одной из основных промышленных магистралей, по ней часто ходили
тяжело груженные товарные поезда. В годы написания романа станцией
пользовались в среднем 25 человек в день, а в 1939
году она была переименована в Железнодорожную.
Внешность Анны
Карениной Толстой во многом срисовал с дочери Александра Пушкина Марии Гартунг.
От неё же Карениной досталась и причёска, и любимое
ожерелье: «Причёска её была незаметна. Заметны были только,
украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда
выбивающиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была
нитка жемчугу». С наследницей великого поэта Толстой познакомился
в Туле за 5 лет до написания романа. Как известно,
обаятельность и остроумие выделяли Марию среди других женщин того времени,
и она сразу приглянулась писателю. Однако дочь Пушкина ни под какой
поезд, конечно же, не бросалась и даже пережила Толстого почти
на десятилетие. Она скончалась в Москве 7 марта 1919 года
в 86-летнем возрасте.
Ещё одним
прототипом для Карениной послужила некая Анна Пирогова, которая в 1872
году в окрестностях Ясной Поляны бросилась под поезд из-за несчастной
любви. По воспоминаниям жены писателя Софьи Толстой, Лев Николаевич даже
ездил в железнодорожные казармы, чтобы увидеть несчастную.
Кроме того,
в роду Толстых было сразу две женщины, ушедших от мужей
к любовникам (что в те времена было весьма редким явлением).
Литературоведы уверены, что их судьбы оказали не меньшее влияние
на образ и характер Карениной.
Константин
Лёвин — один из самых сложных и в то же время
автобиографичных образов в творчестве писателя. Во время написания «Анны
Карениной» Толстой даже прекратил вести свои дневники, так как его мысли
и чувства отражались в работе над образом этого провинциального
помещика. Сегодня фамилию Лёвина чаще всего произносят через букву «е»,
сам же Толстой произносил её через «ё», что лишний раз указывает
на его связь с героем (современники звали Толстого не Лев,
а Лёв).
Лёвина, как
и самого автора, интересовали вопросы, которые игнорировала большая часть
общества: нужно ли образование крестьянам, и что случится, если его
дать? Даже внутренний кризис, который переживал Лёвин, исследователи соотносят
с жизненным кризисом автора.
Прототипом
Вронского принято считать Николая Николаевича Раевского,
внука прославленного генерала, героя 1812 года, чей подвиг Толстой описал
на страницах романа «Война и мир».
Также образ одного
из главных героев романа был близок поэту Алексею Константиновичу
Толстому, ради
которого Софья Андреевна Бахметева
ушла от своего мужа — эта история наделала в свете много шума.
В середине
1930-х годов, во время работы над юбилейным изданием сочинений Толстого,
литературоведы исследовали рукописный фонд «Анны Карениной» и определили,
что изначально роман начинался не со знаменитых слов «Всё смешалось
в доме Облонских», а со сцены в салоне будущей княгини
Тверской. Называлась эта черновая рукопись «Молодец баба», а главную
героиню сначала звали Татьяной, потом Наной (Анастасией) и лишь позже
она стала Анной. Роман открывает фраза: «Все счастливые семьи похожи друг
на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», —
на основании которой учёные вывили так называемый «принцип Анны Карениной».
Этот принцип описывает ситуации, когда успех какого-либо дела возможен лишь при
одновременном наличии целого ряда факторов и используется в различных
областях — от кризисов адаптации при смене климатических условий
до смены спадов и подъёмов на финансовых рынках.
В отличии от
романа-эпопеи «Война и мир», которую сам Толстой называл «книгой о прошлом», в
которой описывал прекрасный и возвышенный «целостный мир», то «Анну Каренину»
он называл «романом из современной жизни», в котором не было великих исторических
событий, но в нём поднимаются и остаются без ответа темы, близкие лично каждому.
Фёдор Достоевский находил
в этом романе «огромную психологическую разработку души человеческой». Афанасий Фет писал: «Этот
роман есть строгий, неподкупный суд всему нашему строю жизни».
Подготовила
Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий