6 февраля 1898 (125 лет назад) родилась Народная артистка СССР, педагог Алла Тарасова.
Алла Константиновна Тарасова. О ней уже при жизни говорили как о великой актрисе. Более пятидесяти лет играла она на сцене Московского Художественного театра, и с начала тридцатых годов чуть не каждая ее новая работа – событие театральной жизни. За долгие годы деятельности в театре она сыграла десятки выдающихся ролей.
Алла Константиновна Тарасова родилась (25 января) 6 февраля 1898 года в Киеве, в семье профессора медицинского факультета Киевского университета. Училась в Киево-Печёрской женской гимназии.
Она прониклась любовью к театру еще в школьные годы. Девочка с огромным удовольствием ходила на все пьесы, которые показывали в городе. Поэтому после окончания учебы в гимназии 16-летняя Тарасова отправилась в Москву.
С 1916 года она - актриса МХАТа, в котором прослужила до конца своей жизни.
Перерыв в служении театру произошёл лишь однажды – во время Гражданской войны Тарасова с мужем выехала из Москвы в Киев. Здесь муж Тарасовой добровольно вступает в армию Деникина, чем предопределяет свою и её судьбу на несколько лет вперёд. Они переезжали из города в город: Севастополь, Константинополь, Прага, Берлин. Пристанище нашли в Америке. Тарасова не планировала возвращаться, хотя грустила о Родине и профессии – за рубежом для русской актрисы работы было мало. Изменил всё Константин Сергеевич Станиславский, когда МХАТ приехал на гастроли в США. Он уговорил актрису вернуться. Больше она никогда не покидала своего театра.
Тарасова была ведущей актрисой МХАТа, выдающейся ученицей Станиславского и Немировича-Данченко, замечательной исполнительницей ролей своих современниц и классического репертуара – Елены Тальберг в «Днях Турбиных» М.Булгакова, Елены в «Страхе» А.Афиногенова, Лизы в «Победителях» Б.Чирскова, Негиной и Юлии Гугиной в пьесах Островского, Насти в «На дне» М.Горького, Маши в «Трех сестрах» Чехова, Анны Карениной.
Когда в легендарном МХАТе гас свет, раздвигался занавес и начиналась знаменитая постановка Немировича-Данченко «Три сестры», зрительный зал на какое-то время прекращал дышать. На сцене в кресле невозмутимо восседала женщина необычайной красоты. Все ждали, когда же она оторвет лицо от книги и вымолвит первую фразу роли. Это была великая актриса.
«Наследница Ермоловой», «королева сцены», «живая легенда», «символ театра» – так величали современники Аллу Константиновну, покорявшую и пленяющую публику. Поговаривали, что она даже на поклон выходила как-то по-особенному. К сожалению, сегодня нам сложно судить о ее таланте глядя на театральные работы актрисы, записанные довольно поздно, когда кинопленка уже предательски подчеркивала ее возраст и «декоративность» спектаклей.
Когда началась Великая Отечественная война, Тарасова не могла усидеть на месте – вместе с коллегами по театру выступала с концертами и спектаклями на передовой. Внешне сдержанная, благожелательная, всегда с миловидной улыбкой, она, тем не менее, не переносила панибратства и не подпускала к себе никого слишком близко. Прожив сложную и многогранную жизнь, целиком отдаваясь работе и побывав трижды замужем, в свои 75 лет актриса все еще поражала окружающих своей неувядающей молодостью и неиссякаемой энергией. Лишь однажды, уступив уговорам своей коллеги – актрисы Ирины Мирошниченко, Алла Константиновна открыла свой секрет: «Я всегда любила и всегда была любима».
Со стороны может показаться, что судьба Аллы Тарасовой сложилась прекрасным образом. Однако на самом деле актриса многие годы жила в вечном страхе. Больше всего на свете она боялась, что рано или поздно всплывут факты из ее «белогвардейского прошлого». Потому актриса всю жизнь сторонилась людей и старалась ни с кем близко не общаться.
В связи с этим она не могла поддерживать отношения со своими братьями и сестрами. Один раз, будучи на гастролях в Париже, она позвонила сестре и договорилась с ней пройтись по разным сторонам улицы. Открыто пообщаться женщины никак не могли, это было чересчур опасно.
Жизнь Аллы Тарасовой с одной стороны была яркой и красивой, а с другой — темной и угнетающей. Единственное место, в котором она могла проявлять весь спектр своих эмоций, была сцена. Возможно, потому ее и считали такой талантливой. Ведь игрой это можно было назвать только наполовину.
На одной из последних репетиций у нее сильно разболелась голова. Оглянувшись на сцену, актриса ушла из театра и больше в него не вернулась.
Алла Тарасова покинула этот мир 5 апреля 1973 года. Ее похоронили не на Новодевичьем кладбище, как было положено ей по рангу, а на Введенском – рядом с мамой, которую она боготворила и которая прожила с ней всю жизнь.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий