Страницы

Страницы

суббота, 28 января 2023 г.

«Пушкин русской философии». Владимир Сергеевич Соловьёв

28 января 1853 года (170 лет назад) родился русский религиозный мыслитель, философ, поэт, публицист, литературный критик и почётный академик Императорской академии наук по разряду изящной словесности Владимир Сергеевич Соловьёв.

Владимир Сергеевич Соловьев - одна из центральных фигур в русской философии XIX века, оказавшая большое влияние на формирование взглядов у представителей интеллигенции. 

Владимир Соловьев появился на свет 16 (28) января 1853 года в Москве в семье известного историка С. М. Соловьева, автора многотомной «Истории России с древнейших времен».

Он привил сыну чувство ответственности и трудолюбие, наглядным примером показывая, как должен работать человек глубокого ума. Родители Владимира были людьми интеллигентными, прекрасно образованными и стремились дать сыну хорошее образование.

Воспитанный в православной вере, Владимир Соловьев в возрасте 13 – 18 лет пережил глубокие сомнения в религии, «прошел через различные фазы теоретического и практического отрицания», как он вспоминал.

Владимир получил начальное образование в Пятой московской гимназии, окончив гимназический курс с золотой медалью. В 1869 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но вскоре перевелся на естественное отделение физико-математического факультета.

После окончания Московского университета в 1873 году Владимир Коваленко был оставлен при кафедре философии для дальнейшей подготовки к профессорскому званию.

В возрасте 21 года Соловьев успешно защитил магистерскую работу «Кризис западной философии», в которой раскритиковал популярные в то время идеи позитивизма. Получив звание штатного доцента философии, он некоторое время читал лекции в Московском университете. Почти одновременно с этим он начал читать лекции и на Высших женских курсах в Москве. Преподавал историю философии, логику, классическую греческую и новейшую европейскую философию.

В 1875 году Соловьев отправился в командировку в Лондон для работы в Британском музее, где он изучал индийскую, гностическую и средневековую философию.

Научные изыскания Соловьева прервало мистическое переживание – в читальном зале библиотеки Британского музея ему явился образ Софии Премудрости Божией, образ Мировой Души и Вечной Женственности. При этом Соловьев получил веление отправиться в Египет. Там, в пустыне видение снова посетило его. Затем он совершил путешествие по Франции, Италии, странам Востока.

По возвращении на родину Соловьев стал преподавать в Санкт-Петербургском университете. Здесь он познакомился и подружился с Ф. М. Достоевским, чьим творчеством восхищался. Интересно, что именно Соловьев стал прототипом Алеши в романе «Братья Карамазовы».

В 1880 году Владимир Соловьев защитил диссертацию и стал доктором. Однако из-за конфликта с ректором университета он по-прежнему оставался на должности доцента, а не профессора.

В 1877–1881 годах Соловьев читал курсы лекций в Петербургском университете и на Высших женских курсах и опубликовал труды «Философские основы цельного знания» (1877) и «Критика отвлеченных начал» (1877–1880). В 1878 году Соловьев выступил с серией публичных лекций «Чтения о Богочеловечестве», где утверждал, что каждый человек должен стремиться, подражая Христу, развивать заложенное в нем Божественное начало. Но в современном мире, считал философ, религия перестала быть центром, подчиняющим себе все стороны жизни, и человечество утратило истинные духовные ориентиры. Социалистические учения, пытающиеся устроить рай на Земле без Бога, также казались ему неосуществимыми. Выход он видел в религиозном преображении, когда каждый станет подобным Христу, то есть Богочеловеком. Соловьев был убежден: это и есть истинная цель исторического процесса.

28 марта 1881 года Владимир Соловьев произносит речь, в которой обращается к Александру III с просьбой помиловать народников-цареубийц. Считая смертную казнь безнравственной и антинародной, он призвал царя поступить по-христиански и отказаться от приговора. Сохранилось письмо Соловьева Александру III, в котором он говорит «только духовная сила Христовой истины может победить силу зла и разрушения… Настоящее тягостное время дает русскому Царю небывалую прежде возможность заявить силу христианского начала всепрощения…». После этой речи на Соловьева поступают доносы, и, в конце концов, он был вынужден оставить преподавание. 

После этого Соловьев занимался исследованиями в области философии и истории религии, публиковал статьи и книги. Издание некоторых его произведений в России запрещала духовная цензура, поэтому их приходилось печатать за границей. Жил философ в эти годы или в домах друзей, или за границей. По словам Анатолия Кони, быт Соловьева был лишен «даже самых скромных удобств и той минимальной обеспеченности, которая необходима для спокойного изложения своих дум и созерцаний. Вечный странник, не знавший подчас, где главу преклонить, не имевший, и в прямом и в переносном смысле «ни кола, ни двора», бедно и скупо одетый, слабый физически, хрупкий, впечатлительный, он не был, употребляя выражение Некрасова «любящей рукой ни охранен, ни обеспечен». Появлявшиеся деньги тратил моментально, раздавал всем, кто просит, а ежели не было денег, мог снять с себя и отдать шубу, сам оставшись зимой в легком платье…».

Личная жизнь Владимира Соловьева не сложилась: он никогда не был женат, у него не было детей. По воспоминаниям современников он вел беспорядочный образ жизни, и зачастую находился в чудовищных бытовых условиях.

Владимир Сергеевич Соловьев, биография которого стал олицетворением беззаветного служения науке, не обращал внимания на бытовую неустроенность, отразившуюся на его самочувствии. Кроме того, философ регулярно держал строгий пост, интенсивно занимался и регулярно употреблял скипидар, который наделял лечебными свойствами. Никто не знал, сколько скипидара он выпил в общей сложности, но именно его злоупотребление стало причиной смерти писателя.

Истощенный организм не выдержал, и Владимир Сергеевич Соловьев скончался 31 июля (13 августа) 1900 года в возрасте 47 лет.

Владимир Соловьев сыграл огромную роль в возникновении русской религиозной философии начала XX века и в появлении символизма в русской поэзии. Не будет преувеличением сказать, что он во многом определил развитие русской культуры. Он оказал сильное влияние на русских философов С. Трубецкого, С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Франка. Его роль в развитии русской мысли настолько велика, что писатель Георгий Гачев назвал Соловьева «Пушкиным русской философии». Под воздействием Владимира Соловьева формировалось мировоззрение Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий