Страницы

Страницы

суббота, 19 ноября 2022 г.

Огонь и сталь Сталинграда. Истребительно-противотанковая артиллерия

 

Количество артиллерийских, зенитных орудий и миномётов, принимавших участие в артналёте советских войск на позиции немецкой армии, до сих пор является спором историков. Несомненно одно – их было достаточно для того, чтобы сломить моральный и боевой дух врага и заставить его массово сдаваться. Но не справедливо было бы начинать историю артиллеристов Сталинграда с момента контрнаступления. Ими было сделано немало и в оборонный период битвы.

Хохряков Д.В.

ИСТРЕБИТЕЛЬНО-ПРОТИВОТАНКОВАЯ АРТИЛЛЕРИЯ В ОБОРОНИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ БИТВЫ ПОД СТАЛИНГРАДОМ

После поражения, понесенного немецко-фашистскими войсками зимой 1941/42 г. под Москвой и на ряде других участков советско-германского фронта, гитлеровскому командованию удалось, благодаря отсутствию второго фронта в Европе, собрать значительные силы и осуществить весной и летом 1942 года крупное наступление на юге. Войсками Крымского, Южного, Юго-Западного, Брянского, Воронежского, Северо-Кавказского и Сталинградского фронтов в этот период был проведен ряд оборонительных операций.

Внешний обвод обороны к началу боев на нем не был полностью подготовлен в инженерном отношении. Только на берегу р. Дон, от устья р. Иловля до р. Мышкова, было выполнено от 50 до 100% различных работ (по их объему), а на остальных участках работы лишь начинались либо только намечались. Участок обвода от Голубинской до ст. Ляпичев считался танконедоступным, и на нем были оборудованы только два узла сопротивления в районе г. Калач. Никаких отсечных позиций между рубежами подготовлено не было. Готовность инженерных работ на среднем и внутреннем обводах не превышала 50 %.

Придание истребительно-противотанковых артиллерийских полков стрелковым дивизиям на таких условиях усиливало систему противотанковой обороны последних и в то же время оставляло за командованием армии возможность сосредоточения в случае необходимости максимального количества артиллерийских противотанковых полков на любом направлении в полосе обороны армии. В случае внезапного танкового удара в полосе какой-либо дивизии тотчас же мог быть введен в бой приданный ей противотанковый поли, затем могли быть подброшены полки с участков ближайших соседних дивизий, не подвергшихся атаке, а затем из армейских и фронтовых противотанковых резервов.

Организация противотанковой обороны и методы боевого применения истребительно-противотанковой артиллерии при развитии боевых действий в городе резко изменились Прежде всего в условиях города противник не мог массированно применять танки. Свобода маневра танков противника сузилась до предела, так как для осуществления танковых атак можно было использовать лишь сравнительно небольшое число улиц, последние же без особого труда прикрывались штатными средствами противотанковой артиллерии общевойсковых соединений.

Боевым опытом подтвердилась целесообразность массирования средств противотанковой артиллерии на танкоопасных направлениях, а также необходимость эшелонированного построения противотанковой обороны не только в тактической зоне обороны войск, но и на глубину обороны общевойсковой армии в целом.

На опыте боев подтвердилось исключительно важное значение организации противотанковых опорных пунктов и противотанковых районов, обеспечивающих единую систему огня входящих в них огневых средств, а также взаимосвязь между противотанковыми опорными пунктами.

Появление противотанковых опорных пунктов и районов оказало положительное влияние и на ряд других сторон организации противотанковой обороны и прежде всего на увеличение ее глубины. Само понятие опорный пункт, район, которые имеют площадь с определенными границами по фронту и глубине, предопределяло не линейное, а эшелонированное расположение орудий на местности. В то же время фланги данного противотанкового опорного пункта или района стали теми границами, которые устанавливали определенный предел расположения артиллерии по фронту. Кроме того, противотанковые опорные пункты на особо угрожаемых направлениях стали эшелонировать в глубину, располагать ни на двух, а то и трех рубежах.

Противотанковые артиллерийские полки в противотанковом районе стремились не распылять свои батареи по фронту, а строили более компактные боевые порядки на площади в 2-2,5 км по фронту и 1,5-2 км в глубину, имея две-три батареи в первом и остальные во втором эшелоне. Иногда командир противотанкового полка одну батарею выделял в свой резерв и в нужный момент усиливал ею то или иное направление, либо использовал ее против попыток танков противника зайти противотанковому району в тыл или атаковать его с фланга.

Подтвердилась целесообразность создания артиллерийско-противотанковых резервов, которые в зависимости от обстановки и наличия средств стали выделяться во всех звеньях управления войсками от фронта до стрелковой дивизии.

О необходимости выделения «подвижного резерва противотанковых орудий» говорилось еще в довоенных уставах (в частности в ст. 240 БУА-II-З7), но в начале войны, когда артиллерии было еще мало, а боевые действия приходилось вести на очень широком фронте, артиллерийско-противотанковые резервы ни в армиях, ни тем более в дивизиях не создавались. Однако опыт тяжелых боев 1941 года привел к выводу о том, что недостаток артиллерии не должен служить основанием для отказа от создания артиллерийско-противотанковых резервов. Наоборот, чем меньше артиллерии, тем решительнее надо идти на создание таких резервов, так как это дает возможность наращивать наши усилия на направлении главного удара противника.

Следует, однако, отметить, что этот важный вывод был далеко не везде и не во всех командных звеньях твердо усвоен. Во многих случаях противотанковые артиллерийские полки, приданные на усиление той или иной армии, распределялись по стрелковым дивизиям без учета и оценки наиболее танкоопасных направлений; в стрелковых дивизиях эти полки зачастую побатарейно распределялись по стрелковым полкам. Нередки были случаи, когда батареи противотанкового полка оказывались разбросанными на фронте в 10-20 км.

Источник:

Хохряков, Д. В. Истребительно-противотанковая артиллерия в оборонительном периоде битвы под Сталинградом / Д. В. Хохряков // Развитие и модернизация артиллерийского вооружения и боевого применения на основе современных требований : межвузовский научно-практический семинар (26 октября 2016 г., Минск) : сб. тезисов докладов / М-во обороны РБ, БГУ, Военный фак. ; [редкол.: А. Ф. Рудник (отв. ред.) и др.]. – Минск : БГУ, 2016. – С. 89-91. – Режим доступа : http://elib.bsu.by/handle/123456789/163908

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий