Страницы

Страницы

среда, 9 ноября 2022 г.

Стихотворения-юбиляры. «Песнь о Вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина

 

В 1822 году (200 лет назад) Александром Сергеевичем Пушкиным была написана «Песнь о Вещем Олеге».

 «Песнь о вещем Олеге» одна из самых известных баллад русской классической литературы, а первые строчки «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…», наверное, знакомы каждому, кто хоть немного знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Князь Олег был реальным историческим деятелем. Он правил с 879 по 912 года. Прозвище «вещий» он получил после очень удачного похода на Царьград в 907 году. Византия обязалась платит дань древнерусскому государству, а в знак победы князь прибил к воротам города свой щит. Слово «вещий» в современном русском литературном зыке означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». 

Баллада написана в 1822 году, когда поэт находился в южной ссылке в Кишенёве, и опубликована в 1824 году. Слово «вещий» в названии придаёт стихотворению ироничный смысл, ибо «вещий» (мудрый, способный предвидеть события) Олег не сумел разглядеть опасность.

Во время ссылки Пушкин знакомится с отдельными фрагментами так называемой «Львовской летописи» («летописец русской от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича»), изданной в 1792 году, а также с отдельными главами «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Поэта поразили летописные предания о жизни древнерусских князей. Особое впечатление произвела на него история гибели легендарного князя Олега, объединителя русских земель и бесстрашного победителя варягов.

Олегов щит как знак триумфа был повешен на вратах Константинополя (Царьграда). В тексте пушкинского произведения об этом свидетельствует такая деталь, как «царьградская броня» — богатая княжеская добыча, в которой Олег предстаёт перед очами своих воинов.

Посмотрим на отрывок из «Львовской летописи» (получила такое название в честь первого издателя – Н. М. Львова) об этом событии. Оно, естественно, не могло не привлечь внимания поэта, но нужно было обладать особой душой и поэтическим видением, чтобы создать такую проникновенную балладу.

 

 

Полное собрание русских летописей. Т. XX. Первая половина : Львовская летопись. Ч. 1. – Санкт-Петербург : Типография М. А. Александрова, 1910. – С. 49-50.

Как поэт, Пушкин был тронут товарищеским обращением князя к своему коню. В письмах к А. Бестужеву он выражал восхищение простотой и поэтичностью русских летописей.

Летописное предание вдохновило Пушкина на создание собственной версии легенды.

«Песнь о вещем Олеге» окрашена личным отношением поэта к происходящему, в ней особо подчёркнута теплота и душевность Олега, которую Пушкин противопоставлял сложившимся стереотипам о холодности и рациональности князя.

Композиция произведения построена на противопоставлении образа князя Олега и старика-кудесника. Князь — мирской человек; он живёт битвами и сражениями. У него есть власть, но только светская и над людьми. Однако гордый и тщеславный князь хочет обмануть судьбу и властвовать над своей жизнью. 

Волхв же владеет тайными знаниями, недоступными для обычных людей. Он сравним с поэтом, который тоже не преклоняется перед царями и говорит то, что угодно Богу и Музе.  Он служит правде, а не чину. Как и волхв, поэт — бессеребреник. Описание волхва очень похоже на описание поэта в творчестве Пушкина.

Несмотря на разный социальный статус, два этих героя для повествователя равны. Более того, волхв одерживает нравственную победу над князем: правителю не удалось одурачить судьбу и миновать то, что уже предрешено. 

Основная тема произведения «Песнь о вещем Олеге» — судьба. Александр Сергеевич обращается к тема рока и неизбежности судьбы. Происходящее с людьми и предначертанное им свыше изменить невозможно. Жизнь уже заранее предрешена для героев. Олег, как и предсказывал волхв, «принимает смерть от коня своего». Он пытается изменить судьбу, например, отказывается от своего коня и оставляет его на попечение слуг, но рок так или иначе достигает героя. 

Также в произведении можно увидеть тему поэта-пророка. Для Александра Сергеевича этот образ всегда был двойственным. Поэт разрывался между поэтом-служителем искусства и поэтом-пророком, который борется за истину. В «песне» художник слова предстаёт во втором обличии. Вольнолюбие и стремление к правде становятся главными чертами его характера. 

Тема правды не менее важна. Чтобы знать ее, необходимо отречься от своих полномочий и статусов. Люди боялись Олега, поэтому недоговаривали ему то, что следовало бы. Поэтому он привык сомневаться в словах окружающих и всех оценивать по одной мерке. Можно сунуть человеку золото и ждать хорошего прогноза — таково мнение царя о приближенных. Но волхв доказал ему: истину не купишь и не испугаешь. Она все равно прорвется и обнажит себя, даже если ей предстоит проникнуть в покои князя.

«Песнь о Вещем Олеге» полюбилась читателям. И простым, и аристократам, и безграмотным, и высокообразованным. Со временем она превратилась в песню, которую с удовольствием пели не только «солдатушки-бравы ребятушки», но и офицеры. Современным россиянам она может быть знакома по фильмам о Гражданской войне, где её исполняют преимущественно белые офицеры.

Дни Турбинных


Операция «Трест»

Комментариев нет:

Отправить комментарий