Страницы

Страницы

понедельник, 24 октября 2022 г.

«У меня нет времени говорить неправду». Динара Асанова

 

24 октября 1942 года (80 лет назад) родилась советский режиссёр Динара Кулдашевна Асанова.

Динара Асанова появилась на свет в городе Фрунзе, в Киргизии. Отец девочки, Кулдаш Асанов, погиб на фронте в первый год её жизни. Мать будущего прославленного режиссера неустанно трудилась в текстильной промышленности и мечтала о том, чтобы ее дочь впоследствии занялась тем же трудом, обеспечив свой финансовый достаток и устроив свою жизнь.

Впрочем, необычной девочке была уготована совсем иная судьба. Немалую роль в том, чтобы Динара выросла выдающимся человеком, сыграла ее бабушка. Именно она научила внучку общаться с людьми, находить с ними общий язык, понимать, что им нужно, и помогать им – умениям, без которых не обходится ни один хороший режиссер.

Юная Асанова была, с одной стороны, тихим и самодостаточным ребенком. С другой стороны, ей ничего не стоило собрать компанию ребят и организовать для них какое-нибудь занятие. К примеру, в своем доме она организовала общую библиотеку, в которой новую книгу выдавали только после пересказа старой. Нередко Динара играла с мальчишками в футбол, устраивала игру в школу, выступая в роли преподавателя, или даже вдохновляла всех идеей рисовать киноафиши для местного театра.

К моменту окончания школы девушка уже твердо осознавала, что хочет посвятить себя киноиндустрии. Вопреки планам матери, которая по-прежнему намеревалась отправить дочь на текстильную фабрику, Динара держала путь в киностудию «Киргизфильм». Дирекции она прямо так и заявила: «Возьмите меня кем угодно, хоть дворником!».

Восточная национальность девушки, ее маленький рост, точеная улыбка и, конечно же, полное отсутствие опыта были не слишком весомыми аргументами для принятия на работу, но все же ее взяли.

Дворником Асанова не работала, однако сменила за время, проведенное в «Киргизфильме», немало профессий. Начала она с того, что заведовала реквизитом. Когда режиссер Лариса Шепитько снимала свою кинокартину «Зной», ей удалось поработать ее ассистентом. А в 1960 году Динара даже выступила в роли актрисы на съемках кинокартины «Девушка из Тянь-Шаня». Ее молодость, миниатюрность и восточный типаж лица пришлись в этом фильме как нельзя кстати.

Спустя определенный промежуток времени киностудия выписала трудолюбивой работнице направление, по которому она поехала знакомиться со ВГИК. Неповторимая творческая атмосфера театрального вуза буквально околдовала Динару, и она твердо решила, что обязательно должна сюда поступить. Девушка подала документы на факультет режиссуры, однако потерпела неудачу.

Асанова не привыкла сдаваться, поэтому бороться до конца решила и в этом случае. ВГИК поддался ей с третьей попытки: девушка попала в мастерскую Столпнера и Ромма. В том году Михаил Ромм набрал очень сильный и преимущественно мужской курс. Динара стеснялась в обществе уверенных в себе однокурсников и долгое время была уверена, что ее взяли лишь из-за необходимости подтвердить «дружбу народов» советского пространства.

Во время шумных вечеринок и пьяных посиделок Динара сидела, будто набрав в рот воды, и старалась уйти как можно раньше. Однако те, кто начинал общаться с Асановой поближе, узнавали ее как интересного, внимательного и заботливого человека, и сильно к ней привязывались. В период учебы во ВГИКе, во время обычного отдыха в общежитии, у Динары остановилось сердце. К счастью, соседки по комнате быстро вызвали скорую, и девушку спасли. После этого случая Динара повторяла: ей отведено не так много лет, больше сорока пяти она точно не проживёт. И добавляла: у меня нет времени говорить неправду.

Огромные глаза, высокие скулы, хрупкая, будто всегда мёрзнущая фигурка и вечная сигарета в тонких пальцах, — такой Динара запомнилась однокурсникам. Это был не просто образ — это была сущность Асановой: обнажённый нерв, драматичность, жизнь «по краю». Именно такие фильмы она снимала: до дрожи пронзительные и честные. В них не было украшений в виде витиеватых диалогов или тщательно выстроенных «красивостей». Зато был Нерв. 

Окончив ВГИК, Динара решила переехать в Ленинград. Ее первая самостоятельная кинокартина была снята в 1970 году. Это была короткометражка «Рудольфио», созданная по одноименной новелле Валентина Распутина. Лента рассказывала о непростых отношениях девочки-подростка и взрослого мужчины.

Главную роль в фильме весьма убедительно и талантливо сыграл Юрий Визбор, а сама картина представляла собой достаточно тонкое и оригинальное раскрытие темы становления личности человека в подростковом возрасте. Тем не менее, ленту обвинили в подражании неугодной властям «Лолиты», а молодого режиссера лишили возможности заниматься своим ремеслом на целых пять лет.

В этот самый период Динара вышла замуж за графика Николая Юдина. Вскоре у супругов родился сын Анвар, которого режиссер впоследствии нередко снимала в своих фильмах. Тогда же Динара нашла утешение в написании сказок, притч и стихов, и подросший Анвар всегда с охотой помогал маме в этом деле.

Творческое безделье Асановой завершилось одновременно со сменой руководства киностудии «Ленфильм». В 1974 году на широкие экраны наконец-то вышла первая полноформатная картина Динары, получившая название «Не болит голова у дятла». Речь в ней идет о мальчике, который очень любит джаз, и о процессе его взросления. При этом фильм не отяжелен размышлениями на тему правильного воспитания, а скорее сконцентрирован вопросах поиска себя, внутреннего одиночества, первой любви.

Асанову называют режиссёром-воспитателем, так как огромное внимание в своих фильмах она уделяла детям, теме их взросления. Её кинематограф многие считают не детским, нет, скорее «становленческим». Но это не совсем так. Асанова снимала кино прежде всего о людях, о том, что каждый из нас остаётся ребёнком всю свою жизнь — и не в смысле инфантилизма. Она считала, что любой человек до конца своих дней пытается найти своё место в этом мире. 

«Я поняла, чем так привлекает меня работа над фильмами о подростках: они постоянно находятся в поиске, в поиске ответов на многочисленные вопросы, в поиске самого себя. Вот этот путь становления личности я прохожу вместе сними. Детство, молодость — не островок, не отрывок от жизни, не преджизнь, а уже жизнь», — писала Асанова в своих дневниках. 

Есть мнение, что Асанова создала вокруг себя некий мир из людей, с которыми она предпочитала вместе работать, — многие дети, равно как и взрослые, кочевали из одного её фильма в другой, сценаристы тоже повторялись — вспомнить можно примеры Юрия Клепикова и Валерия Приёмыхова. Тем самым режиссёр как бы замыкалась в своём «сказочном» мире, как назвал его Алексей Герман. Это, по мнению критиков, несколько отдаляло её от реальности. Кто-то считает, что страдали от этого и дети, которые не могли переключиться с дружного «кружка», который формировался на съёмках, на свою обычную жизнь.

В 1976 году режиссер сняла свою самую известную картину – «Ключ без права передачи». Зрителю рассказывают то о методике свободного преподавания, которую пытается опробовать молодая учительница, то о школьниках, которые открывают свою душу взрослым или, напротив, закрывают от всех свое сердце с оглушительным треском. В этой картине широко использовались импровизации, и роли становились уже не столько ролями, сколько поворотами судьбы самих актеров.

Фильм был снят по-настоящему гениально, необычно и, что самое важное, предельно искренне. Его по достоинству оценила как публика, так и профессиональные критики. Впоследствии эта картина получила премию Ленинского комсомола.

Далее последовал малоизвестный фильм «Беда», пессимистичный и грустный, снятый по государственному заказу в рамках антиалкогольной кампании. Мало интересную и чопорную историю о нравственной деградации алкоголика не спас даже режиссерский талант Динары.

Громким прорывом стала картина «Пацаны», вышедшая в свет в 1983 году. Речь в фильме ведется о лагере, в котором содержатся трудные подростки. Участие в съемках принимали сами дети, чьи судьбы сложились не так гладко, как хотелось бы. Фильм снова получился невероятно пронзительным и искренним, и через пару лет он даже получил Государственную премию.

Во время подготовок к съемкам киноленты «Незнакомка» Динара Асанова, как будто предчувствуя скорую кончину, предупредила близких о своем скором уходе, раздала долги и однажды, просто сидя в кресле, скончалась. 

Причина смерти – проблемы с сердцем. Динаре было всего 42 года. Могила режиссера расположена на Ала-Арчинском кладбище в Бишкеке. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий