Страницы

Страницы

понедельник, 8 августа 2022 г.

Кинопродюссер Александр Ханжонков

8 августа 1877 года (145 лет назад) родился кинопродюссер Александр Ханжонков.

Александр Алексеевич Ханжонков родился 27 июля (8 августа) 1877 года в небольшом поселке Верхне-Ханжёнковский Российской империи. Был потомственным казаком, гордился своим происхождением и тем, что его дед был знаком с Пушкиным, а отец стоял в почетном карауле при короновании Александра II.

Ханжонков был российским предпринимателем, организатором отечественной кинопромышленности, режиссером, продюсером, сценаристом, стал одним из пионеров российского кинематографа.

Александр Ханжонков — тот человек, который первым вывел российский кинематограф из балаганного аттракциона в сферу настоящего художественного искусства. Именно Ханжонков открыл первый в России электрокинотеатр, который стал одним из первых в мире. Здесь показывали полнометражные кинокартины, рисовали мультфильмы, а также применяли новаторские техники монтажа. Благодаря Ханжонкову как пионеру киноиндустрии возник весь отечественный кинопрокат. Его имя сегодня занесено во многие европейские энциклопедии. Благодаря огромному трудолюбию данного человека и его таланту кинематограф дореволюционной России смог подняться на новый (мировой) уровень.

Отцом Александра Ханжонкова был сотник из числа дворян Войска Донского, его отец Алексей Хонжанков был помещиком. В 1896 году Александр Хонжаков успешно окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище, после чего в чине подхорунжего был принять в привилегированный Донской 1-й казачий полк, который был расквартирован в Москве. Будущий кинопромышленник оставался на военной службе до 1905 года, когда в чине подъесаула он увольняется из действующей армии в запас по состоянию здоровья. Во время Русско-японской войны он заболел хроническим полиартритом. После увольнения из армии Александр Ханжонков получил причитающуюся в такой ситуации единоразовую выплату в размере 5 000 рублей, на тот момент это был очень серьезный капитал.

В том же 1905 году 27-летний отставной офицер забрел в кинотеатр «Биограф», даже не думая о том, что идет навстречу своей судьбе. Вид мчащегося с экрана прямо на зрителей поезда, а также комедия «Точильщик», в которой суровый вид кухарки, решившей наточить нож, так напугал точильщика, что он решил спасаться из ее дома бегством, изменили жизнь Ханжонкова. Когда 30-минутный сеанс подошел к своему концу, карьера нового кинопромышленника Александра Ханжонкова только стартовала, он просто заболел любовью к кинематографу.

Всю выданную ему после увольнения сумму, а это были немалые деньги, Александр Ханжонков решился вложить в киноиндустрию, отправившись за покупкой проекционного аппарата в лавочку «Братьев Пате», которая располагавшуюся в Москве на улице Тверской. В этом же магазине он познакомился с Эмилем Ошем, который сумел впечатлить Ханжонкова перспективами ведения кинобизнеса и предложил тому организовать торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков», предназначенный для проката иностранных кинолент на российских экранах. Условия сделки были равными — оба вкладываются равными долями по 5 000 рублей.

Однако в итоге Ош оказался обычным авантюристом — денег у него просто-напросто не было. Но это обнаружилось уже в процессе, когда партнеры ехали в поезде, который вез их в Европу для приобретения киноматериала. Из-за отсутствия необходимых денежных средств в пути все известные фирмы для них были закрыты. Однако, не отчаявшись, Александр Ханжонков решил заключить договор с начинающей компанией «Урбан», в которой сумел получить картины на свою долю и, более того, на такую же сумму он сумел взять их в кредит. Примерно половину фильмов ему удалось продать, даже не возвращаясь назад в Россию. Оставшиеся картины были довольно легко сбыты в российской столице. Но прибыль при этом составила примерно 10%.

Эмиль Ош, забрав все денежные средства, отправился в США, чтобы провести закупку новых западных фильмов. В это время Александр Ханжонков вступил в переписку со многими компаниями из Европы. Ему предлагали и личные встречи, и хорошие условия, однако средств на поездку у него просто не было. Только английская кампания «Гепфорт» смогла спасти российского предпринимателя от неминуемого банкротства, прислав тому собственные картины на условиях их оплаты по мере сбыта в России. К примеру, присланный кинофильм «Нил ночью» разошелся самым невероятным по тем временам тиражом — приблизительно 100 копий. Даже по современным меркам это достаточно серьезная цифра.

Через какое-то время Ош вернулся назад из США, однако привезенные им картины были достаточно скучны, никто из владельцев российских кинотеатров не стремился их приобретать. Помимо этого, он привез в Россию 6 новых проекционных аппаратов, однако все они оказались попросту непригодны к использованию. На этом их партнерство с Ханжонковым завершилось. Александр Ханжонков не сдавался. Заняв денежные средства у знакомых и взяв часть средств в кредит, он открыл собственный торговый дом «Ханжонков и Ко» (кто именно был его компаньонами, история оставила в тайне) в доме Савинского подворья. При этом данный дом приглянулся и другим любителям киноиндустрии — здесь разместилось еще 4 прокатных конторы.

Успех пришел к Ханжонкову позже. До лета 1907 года его квартира превратилась в полноценную контору, в которой он организовал собственный кинозал, а также полноценное киноателье и павильон для проведения съемок. В подвале дома он обустроил кинолабораторию, которая была предназначена для монтажа и организации русскоязычных титров к иностранным кинокартинам. Такой ход дал Ханжонкову неоспоримое преимущество перед его партнерами. При этом Ханжонков приступил к выпуску собственных кинокартин.

Со временем он решился на открытие собственного кинопавильона, который был в итоге построен летом 1909 года. Однако кинопроизводитель решил пойти и дальше, арендовав участок земли в Сокольниках, в котором в итоге были сняты известные на тот момент времени ленты «Ермак — покоритель Сибири», «Русалка», «Боярин Орша» и другие. В 1910 году кинолаборатория Ханжонкова в итоге переехала на участок в Крылатском, на которой были сняты киноработы по русской литературной классике: «Идиот», «Пиковая дама». Со временем по числу выпущенных кинолент киностудия Александра Ханжонкова смогла догнать лидера рынка — французскую фирму «Братья Пате».

В итоге лидеры рынка занервничали и приступили к постройке новой кинофабрики, которая была обустроена по последнему слову науки и техники и находилась недалеко от Брестского вокзала. А Александр Ханжанков, отсняв к тому моменту некоторые сцены из батальной картины «Оборона Севастополя» (в будущем данная картина прогремела на весь мир и смогла войти в мировую историю кинематографа из-за масштабности съемок, для которых были привлечены части российской армии и флота), решив не отставать от «Братьев Пате», построил еще более крупную киностудию, расположенную на улице Житной, 29. В этой новой студии основной павильон занимал уже больше 1700 квадратных метров, здесь же был и вспомогательный павильон. На студии имелась собственная реквизиторская, костюмерная, лаборатория, а также свой научный отдел.

В ателье Ханжонкова впервые в России появился специальный отдел для съемок образовательных и научно-популярных фильмов. Выпускались ленты по медицине, географии, биологии, сельскому хозяйству. При этом и здесь киномагнат старался быть новатором. В фильме «Пьянство и его последствия» вместе с документальными кадрами, где показывались отклонения в развитии у детей алкоголиков, присутствовали и игровые сцены. Актер Иван Мозжухин изображал алкоголика, который видит вылезающего из бутылки черта.

Александр Ханжонков заботился не только о личном благе и процветании собственной фирмы. Каждое утро в студии для всех его сотрудников подавали завтрак.

При этом Александр Ханжонков сотрудничал с лучшими режиссерами своих лет, среди которых были В. Гончаров, А. Уральский, А. Громов, Е. Бауэ, П. Чардынин, В. Северин. Именно в его компании впервые в нашей стране начали снимать мультипликационные ленты, этим занялся художник-фотограф В. Старевич. Его уникальные работы, к которым можно отнести «Прекрасную Люканиду», «Веселые сцены из жизни животных», «Рождество обитателей леса» завоевали популярность у зрителей тех лет.

Особенно много можно говорить о полнометражном и беспрецедентном для своих лет историко-документальном фильме «Оборона Севастополя», рассказывающем о героических и трагических событиях Крымской войны 1854-1856 годов. Данный фильм был снят Ханжонковым в 1911 году. Данная картина вышла большим тиражом и была раскуплена практически всеми прокатными компаниями Европы. Данный фильм снимался по личному разрешению императора Николая II. А премьерный показ ленты состоялся в Ливадийском дворце. Фильм произвел столь сильное впечатление на Николая II, что после завершения показа он лично подарил Александру Ханжонкову бриллиантовый перстень со своей руки. В том же году кинопромышленник был удостоен ордена святого Станислава 2-й степени — «за исключительно полезные труды на поприще российской кинематографии».

С 1914 года ситуация изменилась: с началом Первой мировой войны границы Российской империи закрылись. Однако в этих условиях у российского производителя фильмов появилась перспектива полного охвата отечественного кинорынка, с которого вынуждены были уйти западные производители. Александр Ханжонков в это время выпустил такие популярные картины, как «Молчи, грусть, молчи», «Жизнь за жизнь», «Песнь торжествующей любви», «Наташа Ростова» и многие другие. Именно он открыл для прогремевших потом на всю Российскую империю актеров — Веру Холодную, Витольда Полонского, Ивана Мозжухина и многих других. В классических фильмах, которые были сняты на его кинопроизводстве, принимали участие артисты театра Константина Станиславского, который являлся поклонником деятельности Александра Ханжонкова. Стоит отметить, что до революции Александр Ханжонков снял больше всех фильмов на сюжеты русской классической литературы. Так в его картинах снимался известный певец Фёдор Шаляпин, а поэт Александр Вертинский, который посетил Александра Ханжонкова в его ялтинском доме незадолго до революции 1917 года, преклонив колено, спел ему собственный любимый романс.

При этом росла и конкуренция на кинорынке, количество киностудий, прокатных компаний и павильонов возрастало на десятки ежегодно. Жесткая конкуренция на рынке отнимала у Ханжонкова много здоровья и сил, что в итоге приковало его к инвалидному креслу. В итоге врачи рекомендовали Александру Ханжонкову перебраться в более теплый климат. Так его семья остановила свой выбор на Ялте, куда он и перебрался в 1917 году. Именно в Ялте он снял свои фильмы «Море», «Сказка весеннего ветра», «Звезда моря», «Великий Аспид», «Тайна южных ночи» — всего им было снято здесь 17 картин за 3 года.

В 1916 году Ханжонков предложил министерству путей сообщения оборудовать четыре вагона «для эффективного распространения современных научных знаний среди рабочих и крестьян». Ленин после революции включил эти вагоны в состав первого агитационно-инструкторского поезда ВЦИК.

Революция внесла в жизнь Ханжонкова серьезные перемены. В 1919 году после проведенной национализации кинематографа он потерял все, чем обладал и что принадлежало ему по праву. В 1920 году вместе со своей семьей он бежал из Крыма, отправившись в эмиграцию в Австрию. В Австрии достаточно быстро умерла его жена. При этом в отличие от остальных российских кинофабрикантов он вернулся назад на родину. Его пригласили назад в Советскую Россию в 1922 году на волне короткой оттепели времен НЭПа. Во-первых, советской власти необходимы были профессиональные навыки старорежимных специалистов (свои еще появиться не успели). Во-вторых, лояльность ключевых фигур дореволюционного истеблишмента могла положительным образом сказаться на пропаганде Советского Союза. В результате в 1923 году Александр Ханжонков вернулся на Родину, здесь он женился во второй раз, на этот раз монтажнице Вере Поповой, и действительно успел поработать, он был директором одной из фабрик «Пролёткино», однако всего 9 месяцев. Сам нарком просвещения страны советов Анатолий Луначарский прислал ему приветственную телеграмму по возвращении в СССР.

В 1926 году прикованный к инвалидному креслу дореволюционный кинодеятель был арестован по сфабрикованному делу о казнокрадстве — надобность в специалистах тогда уже отпала. Ханжонкова показательно приговорили к 6 месяцам тюрьмы, а затем столь же показательно амнистировали прямо в зале суда, но при этом лишили его всех гражданских прав. В итоге Александр опять вынужден был покинуть столицу, чтобы поселиться в Ялте, где ему была выделена проходная комната. В итоге доведенный до крайней нужды, лишенец Александр Ханжонков лично обратился с письмом к председателю кинофотоуправления Советского Союза Борису Шумяцкому. В своем обращении он просил того помочь войти в рабочую семью советской кинематографии в качестве полноправного его члена, пояснив, что в противном случае ему и его семье будет грозить просто банальная смерть от недоедания. Как неудивительно, но наверху отреагировали. В связи с 15-летием советского кино Александр Ханжонков был реабилитирован, ему была назначена персональная пенсия в 350 рублей. Этот небольшой, но все-таки постоянный доход позволил ему заняться своими мемуарами, в которых бывший российский кинопромышленник рассказал о своем жизненном пути, стараясь при этом не сболтнуть лишнего.

Во время оккупации Крыма немецкими войсками в 1941-1944 годах Ханжонков, прикованный к инвалидному креслу, оставался на оккупированной территории в Ялте, при этом сумел дожить до победы в войне. Он ушел из жизни через несколько месяцев после завершения Великой Отечественной войны — 26 сентября 1945 года в возрасте 68 лет. Он был похоронен на старом Ливадийском кладбище, однако позднее его прах был перезахоронен в некрополе на Поликуровском холме, где покоится большое количество российских знаменитостей.

Память Ханжонкова была увековечена памятниками. 8 августа 2008 года в Макеевке был открыт памятник пионеру русского кинематографа Зураба Церетели. А 26 августа его память увековечили и в Ялте: в рамках XII Международного телекинофрума «Вместе» был открыт памятник Александру Ханжонкову как основателю Ялтинской киностудии. Его памятник был установлен в 100 метрах от административного здания Ялтинской киностудии.

 

Источники:

Юферев, С. Александр Алексеевич Ханжонков – один из пионеров отечественной кинопромышленности / С. Юферев // Военное обозрение [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://topwar.ru/83232-aleksandr-alekseevich-hanzhonkov-odin-iz-pionerov-otechestvennoy-kinopromyshlennosti.html

Есаул, магнат, нищий инвалид. Как жил и умер пионер русского кинематографа // АиФ. Ростов-на-Дону [Электронный ресурс]. -2016.- 19 августа. – Режим доступа : https://rostov.aif.ru/society/persona/esaul_kinomagnat_nishchiy_invalid_kak_zhil_pioner_russkogo_kinematografa

Мемория. Александр Ханжонков // Полит.ру [Электронный ресурс]. – 2016.- 8 августа. – Режим доступа : https://polit.ru/news/2016/08/08/hanjonkov/

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий