13 августа 1907 года (115 лет назад) родилась советская актриса, сценарист, педагог и жена режиссёра Сергея Герасимова Тамара Макарова.
Родилась
Тамара Макарова 13 августа 1907 года в Петербурге. Она происходила из очень интеллигентной
семьи, ее отец всю жизнь посвятил медицине. Первые 10 лет её воспитывали как
настоящую аристократку.
Она
впитала в себя все лучшее от русского дворянства, а утонченные манеры,
интеллигентность у неё были врождёнными. Впоследствии этот налет обаяния,
скромности и интеллигентной женственности проявлялся во всех образах, создаваемых
на сцене и в кино, чем привлекал особый интерес зрителей.
Однако
длилось хорошее спокойное детство недолго, поскольку в 1917 году, когда девочке
было всего лишь 10 лет, страна содрогнулась от революции. Отец пропал без
вести, и семья в полной мере ощутила, что такое бедность.
Несмотря
на столь непростые условия жизни, когда вся все тяготы легли на плечи матери,
маленькая Тома тоже старалась внести свою лепту, заботясь о младшей сестре Люде
и брате. К сожалению, ещё в раннем детстве брат умер от туберкулеза, болезни,
которая подкосила многих.
Трудности
закалили характер будущей артистки, хотя она по-прежнему оставалась
женственной, нежной, сумела пронести это через всю жизнь.
Первые шаги в искусстве можно смело отнести к тому моменту, когда девочка создала дворовый театр, который держался полностью на ее энтузиазме. Ей в то время было всего лишь 14 лет.
Семья
проживала в неблагополучном районе северной столицы. Многие семьи не успели
оправиться после Первой мировой войны и тяжких революционных событий, в стране
было много беспризорников. Пожалуй, театр стал какой-то отдушиной для ребят,
которые стремились окунуться в иной мир и на миг забыть о голоде, разрухе, продолжающихся
отголосков войны. Нарождающаяся советская власть потворствовала таким занятиям,
поскольку дворовые театры отвлекали подростков от бродяжничества, от совершения
преступлений, образования банд. Театр был зарегистрирован официально, а всем
участникам советская власть даже выдавала паёк.
В
1924 году девушка поступила в актерскую мастерскую Николая Фоггера (Мастфор). Девушка
всегда любила модно одеваться, знала толк в хороших вещах и, несмотря на
трудности, всегда старалась выглядеть свежо и очаровательно. В хороших платьях
она смотрелась, как настоящая звезда. И однажды, прогуливалась по городу, она
получила приглашение сниматься в кино. Роль было совсем крохотная, и Тома
справилась блестяще. Нельзя сказать, что эта работа произвела фурор в
нарождающемся советском кинематографе, однако режиссёры заметили актрису. К
сожалению, за ней закрепилось амплуа исполнительницы роковых красоток, шпионок.
И действительно, выглядела Тамара Макарова не совсем по-советски. Скорее, она
напоминала голливудскую диву, каким-то чудом оказавшуюся в Советской России.
Затем
в биографии актрисы последовали и другие работы, но настоящий успех пришел к
ней вместе с первым звуковым фильмом, который был снят ее мужем Сергеем
Герасимовым. Эта картина называлась «Семеро смелых». Она повествовала о
талантливой молодёжи, молодых ученых, которые отправились покорять арктические
пространства.
Этот
фильм привлёк большое внимание. Во-первых, он был звуковой, а во-вторых
повествовал о советской Арктике, интерес к которой начал пробуждаться. Это был
настоящий хит. Повсюду стали печататься открытки с изображением актрисы, а
картина попала на парижскую выставку, где была отмечена особой наградой.
Следующая
совместная картина с Сергеем Герасимовым называлась «Комсомольск». В ней тоже
прослеживалось воспевание рабочих будней молодёжи. Да, в то время можно было
снимать только идеологические фильмы, прославляющие молодую советскую
республику. Но Сергей Герасимов уникальный человек в плане одаренности и умения
снимать жизненные картины несмотря на обязательный налёт пафоса и безмерного
патриотизма.
Затем
был фильм «Учитель», который тоже снял Сергей Герасимов. Эта картина была
встречена на ура. Она повествовала о любви простой крестьянки с Урала к
молодому учителю. И на примере этой картины Сергей Герасимов показал, как
образование возвышает человека. А Тамара Макарова филигранно сыграла роль
простой девушки, которая буквально из состояния полуфеодального благодаря
образованию возвышается над окружающей действительностью и становится очень
интеллигентной, образованной, волевой. Она понимает, зачем живёт в жизни.
Далее
была совместная картина «Маскарад», где она впервые сыграла аристократку. И страна
ахнула. Такое перевоплощение не могло не удивить.
Когда
началась война, актрисе было уже 34 года. Мужу было предложено покинуть
Ленинград и отправиться в эвакуацию. Однако супруги отказались и выдержали в
Ленинграде блокаду вместе с остальными людьми. И даже в то время ее муж
продолжал съёмки, рассказывая о жизни в блокадном Ленинграде.
Было
решено, что актриса, исполнявшая роли в его фильмах, не будет гримироваться. Ее
лицо выглядело уставшим, с морщинками, со следами недосыпания. Но именно такой
образ был наиболее реалистичен.
После
блокады, когда ситуация немного стабилизировалась, Макарова переезжает с мужем
в Москву, где становится преподавателем во ВГИКе. Она продолжала сниматься,
получала сталинские премии.
Сергей
Герасимов вскоре приступил к съемкам «Тихого дона» по роману Михаила Шолохова.
Он задумал снять этот фильм еще в конце 30-ых годов и конечно, на главную роль
Аксиньи планировал взять свою жену. Но помешала война, другие обстоятельства.
Он вновь смог приступить к съемкам картины только в 50-ых. На тот момент
актрисе уже было почти 50 лет.
Хотя
она находилась в прекрасной форме, но никак не могла играть в молодую Аксинью.
Поэтому Сергей Герасимов принял решение взять на роль Элину Быстрицкую.
Несомненно, Тамара Фёдоровна сумела бы сыграть роль Аксиньи не менее виртуозно,
чем Элина Быстрицкая. Жаль, но этим планам так и не суждено было сбыться.
Несомненно, это могло бы стать одной из лучших ролей актрисы, ведь она идеально
вписывалась в образы женственных, но сильных героинь.
Актриса
была музой и женой Сергея Герасимова. Они познакомились еще на заре своей
творческой карьеры, поскольку учились вместе одном театральном заведении. Как
потом вспоминал Сергей Апполинарьевич, Тома всё время стремилась проверить его
на прочность. Она могла запросто сделать замечание какому-нибудь парню на
улице, если ей показалось, что он на неё посмотрел как-то не так. Начинались
разборки, и за неё всегда приходилось вступаться Сергею. Он считает, что
актриса даже целенаправленно провоцировала уличных молодчиков, чтобы проверить,
может ли ее будущий муж дать сдачи и постоять за неё или же сбежит при первой
опасности. Но он прошел все испытания, и она ответила согласием. Супруги вместе
преподавали во ВГИКе, и именно Сергей сделал Тамару Фёдоровну настоящей звездой
СССР, первой леди кинематографа.
К
сожалению, своих детей у пары не было, но они усыновили сына сестры Тамары. Она
вышла замуж за потомка немцев, который в связи с кровопролитной войной с
Германией был признан неблагонадежным. Сестру репрессировали, как и ее мужа. Их
сына советская власть собиралась отправить в детский дом, где воспитывались
дети «врагов народа». Но Тамара Фёдоровна пришла в ужас, когда поняла, какая
судьба уготована племяннику. Они с мужем подключили все связи, обошли все
инстанции и добились разрешения стать официальными опекунами мальчика.
Умерла
Татьяна Макарова в весьма преклонном возрасте в 1997 году. Она была верующим
человеком и посещала церковь, особенно в последние годы своей жизни. Похоронена
на Новодевичьем кладбище вместе с мужем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий