Уроженец Житомирской области Захар Владимирович Семенюк защищал небо Сталинграда, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.
Захар Владимирович Семенюк родился 24
Марта 1919 года в селе Бейзимовка, ныне Чудновского района Житомирской области,
в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал на
заводе «Прогресс» в городе Бердичев. С 1938 года в рядах Красной Армии, в том
же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.
Участник Советско - Финляндской войны 1939
- 1940 годов. В 1941 году окончил курсы усовершенствования командного состава.
С Июня 1941 года Лейтенант З. В. Семенюк в
действующей армии. С Октября 1941 года сражался в составе 512-го ИАП; с Января
1943 года - в Управлении 220-й ИАД (1-й Гвардейской ИАД).
К Январю 1943 года инспектор - лётчик по
технике пилотирования 220-й истребительной авиационной дивизии (16-я
Воздушная армия, Донской фронт) Капитан З. В. Семенюк совершил 357 боевых
вылетов, в 95 воздушных боях лично сбил 14 и в составе группы 4 самолёта
противника.
28 Января 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После окончания войны продолжал служить в
ВВС. В 1949 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования
офицерского состава, позднее - Военно - Воздушную Краснознамённую академию.
Командовал полком и дивизией. 17 Мая 1958 года Генерал - майор авиации З. В.
Семенюк погиб в авиационной катастрофе.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.
...Воздушные бои в небе Орловско - Курской
дуги не стихали с рассвета и до темна. Лётчики подымались в воздух, в огненное
пекло сражения по 6 - 7 раз в день. 16 Июля 1943 года самолёты встали на «прикол».
Разразился ливень с грозой и градом. О подъёме на задание не могло быть и речи.
Аэродром сразу «раскис».
В середине дня из штаба 16-й Воздушной
армии на имя командира дивизии А. Утина поступило распоряжение - срочно выслать
на разведку пару истребителей. Полковник собрал командиров, зачитал им
телефонограмму, посмотрел в окно, за которым хлестал ливень.
- Вот такие дела, товарищи, - произнёс
Утин. - Погода, как видите, дрянь, но лететь надо. Дело неотложное.
Поднялся инспектор по технике пилотирования
Подполковник З. В. Семенюк.
- Раз дело требует, товарищ Полковник,
полечу я. Опыт у меня, как знаете, есть, под Сталинградом не раз приходилось
вылетать в непогоду и похуже...
Семенюк в напарники взял такого же
опытного лётчика Лейтенанта В. Гусакова. Через несколько минут самолёты
оторвались от лётного поля и скрылись из виду. За линией фронта погода
несколько улучшилась, в облаках появились окна. Лётчики внимательно прочёсывали
указанные в телефонограмме районы, одновременно зорко наблюдали за обстановкой
в воздухе. На обратном маршруте из - за тучи стремительно выскочили два FW-190.
Они без промедления, используя запас скорости, ринулись в атаку. Ситуация
создалась сложная: из - за особой важности задания разведчики должны уклоняться
от боя. Но в этой обстановке не уйти было от наглецов.
- Вадим, держись. Вызов «Фоккеров»
принимаем.
Семенюк делает молниеносный маневр,
атаковавший его самолёт проскакивает, оказывается впереди, чётко
просматривается через сетку прицела. Две короткие очереди решают судьбу
немецкого пилота. Второй FW-190 угодил под огненную струю пушки Гусакова...
На аэродроме разведчиков встретил сам
комдив. Выслушав Семенюка, он тут же поспешил к аппарату, чтобы в штаб
Воздушной армии доложить результаты разведки и проведённого боя. А вечером
объявил лётчикам благодарность от лица Генерала С. Руденко, командующего 16-й
Воздушной армией.
А вот другой боевой эпизод. Однажды над
аэродромом шестёрка «Яков», ведомая З. В. Семенюком, вступила в бой с 60 «Юнкерсами»
и «Мессершмиттами». В этом сражении Захар Семенюк уничтожил 2 бомбардировщика и
1 истребитель. Враг был ошеломлён дерзостью наших лётчиков. Один из немецких
пилотов на допросе признал: «Ваши истребители буквально нас потрясли своим
мастерством владения самолётом и оружием».
Несколько блестящих воздушных побед З. В.
Семенюк одержал осенью 1942 года. Так, 16 Октября, истребители одной лишь 220-й
ИАД сбили 9 и подбили 4 неприятельских самолёта. Один из них записал на свой
боевой счёт Капитан З. В. Семенюк.
Спустя несколько дней, 20 Октября 1942
года, группа лётчиков 512-го ИАП во главе с командиром эскадрильи Старшим
лейтенантом П. П. Ратниковым провела блестящий воздущный бой. Группа «Яков»
завязала в районе Разгуляевки воздушную схватку с 12 «Мессерами». В результате
наши истребители сбили 6 самолётов противника, а сами потерь не имели. Ещё одну
победу одержал в этом бою и Капитан З. В. Семенюк.
На фронте у Семенюка было много боевых
побратимов, но особенно он ценил дружбу с Героями Советского Союза И. Моторным
и В. Макаровым. Слава об этой неразлучной троице гремела по всему фронту. У
каждого на счету было по два десятка воздушных побед. Только в небе Сталинграда
они уничтожили 44 вражеских самолёта. Позднее Маршал авиации С. Руденко в
мемуарах напишет:
«У
нас было немало мастеров маневренного боя, особенно в 220-й дивизии, которой
командовал Полковник А. В. Утин. Он подготовил десятки смелых и искусных
воздушных бойцов. Здесь следует прежде всего назвать инспектора по технике
пилотирования З. В. Семенюка, командира эскадрильи В. И. Шишкина, а также В. Н.
Макарова и И. П. Моторного».
А вот что пишет Майор в отставке И.
Литвинюк:
«Мне
посчастливилось в одном полку, а потом и в дивизии служить вместе с Захаром
Владимировичем Семенюком, знать о его победах в воздушных сражениях, видеть в
часы отдыха. Он был душой лётчиков, любил играть на гитаре, да как играл!
Заслушаешься! Бывало, вечером соберёт лётчиков, техников, сядет
на табурет посреди землянки, ударит по струнам: «Ну что, ребята, споём ?»
И первым даст настрой. И долго ещё слышится его тихий голос».
К Маю 1945 года Гвардии майор З. В.
Семенюк произвёл около 500 успешных боевых вылетов. Участвуя в 100 воздушных
боях, уничтожил 17 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами.
Жизнь Генерал - майора авиации З. В.
Семенюка, отличного лётчика и командира, оборвалась трагически в 1958 году при
овладении новой боевой авиационной техникой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий