5 июля 1922 года (100 лет назад) были введены «нансеновские паспорта» для беженцев.
Проблема беженцев стала актуальной только в 20 веке. Тому послужили два основных повода: Первая мировая война и Октябрьская революция 1917 года в России. Глобальный передел мира и связанные с этим потоки беженцев из одной страны в другую регулировались в достаточной степени Версальско-Вашингтонской системой договоров и в ходе последующих мирных конференций.
Только российские и армянские беженцы, бежавшие от новых политических режимов в своем отечестве, создали для мирового сообщества множество проблем, никогда ранее не возникавших.
Исход из пределов бывшей Российской империи был самым массовым и интенсивным. Ситуация усложнилась появлением апатридов – лиц без гражданства.
«Ликвидация беженской проблемы» (именно так она была сформулирована) легла на плечи Лиги Наций. Пути ее решения виделись в следующем: расселение и трудоустройство, репатриация и урегулирование правового положения беженцев.
3-5 июля 1922 года в Женеве состоялась конференция представителей правительств, на которой по инициативе норвежца Фритьофа Нансена (1861–1930) – известного полярного исследователя и общественного деятеля, возглавлявшего в 1920-1921 годах комиссию Лиги Наций по помощи беженцам и военнопленным, был принят текст сертификата для беженцев, получивший название Нансеновского паспорта.
Этот документ заменял эмигрантам национальные или международные паспорта и признавался государствами-участниками Женевских соглашений вплоть до момента приобретения нового гражданства их владельцами.
Лица, имевшие «Нансеновский паспорт», пользовались правом проживать и перемещаться в странах-участницах конференции, в их отношении не действовали ограничения, предусмотренные для лишенных гражданства лиц.
В 1942 году этот паспорт признали правительства 52 государств, и он стал первым переездным документом для беженцев. Всего было выдано около 450 000 нансеновских паспортов с целью помочь беженцам без гражданства найти приют в других странах. Этот документ стал предпосылкой для Проездного документа беженца, ратифицированного Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 года.
За время действия нансеновских паспортов их получили, например, художник Илья Репин, писатели Иван Бунин и Владимир Набоков, композитор Сергей Рахманинов. Сейчас, когда политические и экономические события вновь подталкивают россиян к эмиграции, в Европе появилась идея возродить нансеновские паспорта.
«Нансеновские паспорта» вспомнили в наши дни. По данным ООН, на начало 2021 года за границей проживали более 11 миллионов выходцев из России — это третье место в мире после Индии и Мексики. После начала специальной военной операции России на Украине число граждан, выезжающих за границу, существенно увеличилось. Можно ли назвать этот тренд новой волной эмиграции — вопрос дискуссионный. Однако ситуация с наплывом россиян в Грузии, Армении, Турции и некоторых других странах говорит сама за себя: за границей выходцев из России стало значительно больше, и они начинают сталкиваться с бюрократическими трудностями. У кого-то заканчивается срок действия паспорта, у кого-то — виза, кому-то не хватает документов для проведения юридических процедур и открытия счета в банке. При этом часть россиян не хочет возвращаться на родину.
В связи с этим ряд российских активистов за рубежом предложили возродить документ, введенный для русских эмигрантов в 1920-х годах прошлого столетия, а именно нансеновский паспорт. С такой инициативой выступили граждане России, проживающие в Словакии.
В то же время ряд эмигрантов, среди которых шахматист Гарри Каспаров, бывший депутат Государственной Думы Дмитрий Гудков и предприниматель Евгений Чичваркин, на конференции в Вильнюсе предложили идею создания паспорта «хорошего русского». По их мнению, документ должен дать возможность россиянам открывать банковские счета, получать визы и доступ к ряду сервисов и услуг без необходимости возвращаться на родину. При этом чтобы получить такой документ, необходимо подтвердить свое несогласие с политикой российского руководства, в частности с проведением спецоперации на Украине. В случае несоответствия критериям «хорошего русского» паспорт можно будет изъять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий