Страницы

Страницы

понедельник, 20 июня 2022 г.

Марина Урусова «Мы не просто читали…»

 


Ежегодно МУК «Централизованная система библиотек г. Волгограда готовит для своих пользователей сборник эссе «Моё проЧтение», знакомя читателей с интересными произведениями отечественных и зарубежных авторов.

В 2022 году сборник был посвящен читательским мечтам библиотекарей. Своими мечтами для него поделилась ведущий библиограф нашей библиотеки М. Н. Урусова.

«Мы не просто читали…»

Абгарян, Наринэ. Люди, которые всегда со мной / Н. Абгарян. – Москва : АСТ, 2022. – 314, [1] с. : ил.

Алексеев, Сергей. Слово / С. Алексеев. – Москва : Концептуал, 2019. – 416 с.

Ахерн, Сесилия. Идеал : [роман] / С. Ахерн ; [пер. с англ. Любови Сумм]. – Москва : Иностранка, cop. 2018. – 463 с.

Ахерн, Сесилия. Клеймо : [роман] / С. Ахерн ; [пер. с англ. Любови Сумм]. – Москва : Иностранка, cop. 2020. – 445, [1] с. : ил.

Зузак, Маркус. Книжный вор / М. Зусак ; пер. с англ. Николая Мезина. – Москва : Эксмо, 2021. – 604, [1] с. – (Pocketbook).

Рус, Дмитрий. Играть, чтобы жить : [9 книг] / Д. Рус. – Москва : Эксмо, 2020–2021.

Сафон, Карлос Руис. Марина : роман / К. Р. Сафон ; пер. с исп. О. Светлаковой. – Москва : АСТ, 2019. – 317 с. – (Кладбище забытых книг).

Детство – время, в которое хотел бы вернуться каждый человек. Время ярких событий, время открытий мира. Для нашего поколения – это еще и время «запойного» чтения. Читали днем и ночью. Порой в ущерб домашним заданиям и прогулкам. Моя одноклассница читала «Всадника без головы» прямо на уроке, спрятав книгу под парту. Мы обменивались книгами и мнениями, стояли в очередях в библиотеке за «Тремя мушкетерами» и «Островом сокровищ». Нас укладывали спать, а мы тянули книгу под одеяло и читали там с фонариком… Слово «писатель» для нас было аналогично слову «Бог» в современном нашем восприятии. Встреча с ними воспринималась как современное поколение детей и подростков воспринимает встречу с популярным рэпером.

Мои читательские мечты связаны не с книгами или авторами, а с тем всепоглощающим читательским «голодом», который заставлял нас глотать книгу за книгой, с тоской по остроте восприятия прочитанного, заставлявшей нас обливаться слезами от гибели Овода, переживать за судьбу Питера Блада и Арабеллы, ужасаться и восхищаться Павкой Корчагиным, ненавидеть фашистов за гибель молодогвардейцев… Мы не просто читали, мы росли вместе с героями книг. Они для нас были реальны, как реальны были мама и папа, братья и сестры, одноклассники и друзья по пионерским лагерям.

К сожалению, со временем острота восприятия прочитанного пропадает, количество времени, которое ты можешь себе позволить отвести на чтение, катастрофически сокращается, художественная литература под прессом запросов реальности уступает место «деловому чтению», чтению многочисленных инструкций к новым техническим устройствам… Хотелось бы «поднять» свои списки, которые составлялись в разное время, и прочитать то, что не было прочитано тогда. Хотелось бы добраться до множества книг, написанных в последнее время. И читать не наскоком, не галопом, а вдумчиво – так, как пьют драгоценное вино, с наслаждением. Мечтается, что такое время однажды наступит.

А пока как противовес «не чтению» я раз в год запускаю для себя режим «аудиосерфинга» и слушаю книги по пути на работу и обратно. Принцип этого «личного мероприятия» – прослушивание книг по принципу, который использовался в отрочестве и юности. В это самое важное для формирования личности время я успела прочитать очень много хорошей и качественной литературы. И она доставляла мне неподдельное удовольствие.

Как показывает опыт трех аудиосерфингов, качество литературы, которая сейчас доступна рядовому читателю, не всегда соответствует моим ожиданиям. Количество книг, о прослушивании которых я не жалею, – приблизительно треть от общей массы. Количество книг, прослушивание которых воскрешают мои детские или юношеские читательские эмоции – единицы. Плакала над ними, смеялась, ждала развязки, переживала за героев.

Представлю некоторые из этих книг, чтобы стало понятно, о каких книгах я мечтаю, появление каких авторов в своей жизни жду.

«Слово» Сергея Алексеева. Невозможно было остаться равнодушной к историям людей, сохраняющих древние книги. Плакала, когда князь Владимир Красный кричал вслед трем отрокам, увозящим в торбах книги, чудом вырвавшимся из кольца монголов: «Помните! Помните, как гибла земля Русская!» И когда горела в танке на глазах у Никиты Страстного древняя Дивеева рукопись. И когда рушился прусский замок, взорванный мальчишкой из гитлерюгенда, погребая библиотеку с древними русскими изданиями. Давала себе зарок помнить, сколько за каждой из древних или старинных книг стоит жизней неравнодушных людей.

Дмитрий Рус «Играть, чтобы жить». История человека, больного раком, стремящегося сохранить жизнь «срывом» в виртуальный мир, а в результате доходящего до уровня «Бог». Переживала, сочувствовала, радовалась каждой победе русского сектора «ДруМира», смеялась над препирательством героя со своим «хомяком» (обозначение чувства жадности), всхлипывала, слушая вместе с русским сектором новогоднее обращение нашего Президента и оглашение указов о награждении ушедших в виртуал россиян реальными боевыми орденами. Хотя часть «игровых» моментов мне оказалась непонятна, это нисколько не испортило впечатлений. Шесть книг серии были прослушаны «на одном дыхании». Хотелось на последней книге затребовать: «Автор, пиши еще!», спросить: «А дальше? Дальше-то что было?» Тогда еще ничего не было, сейчас дописаны новые книги.

Наринэ Абгарян «Люди, которые всегда со мной». Самая любимая книга любимого автора. Неожиданно для меня (после ее же «Манюни») серьезная история. На примере одной семьи Наринэ раскрыла историю и культуру армянского народа. Книга «взяла за живое», заставила сопереживать героям «как в юности». Особенно ценно, что при ее чтении ты видишь «свет в конце тоннеля» – веришь в людей, веришь в их разум, благородство. И не можешь уже забыть ни старуху-азербайджанку, вставшую на пути толпы, идущей убивать односельчан-армян и бросившую перед ней платок, чтобы задержать, ни ее сына, вывозящего в этот момент на своей машине соседей подальше от опасности. Не забудешь и азербайджанскую беременную молодую женщину, убеждающую погромщиков, что соседи-армяне уехали, закрывая их дверь своим телом… И хочется верить, что такие люди есть и будут всегда в этом мире, всегда с тобой.

Маркус Зузак «Книжный вор». Неоднозначное чувство вызывает эта книга. Описана жизнь Германии во время Великой Отечественной войны. Главные герои – немцы. И, какое, казалось бы, мне дело до тех трудностей, с которыми они сталкивались, если у нас в стране все было гораздо хуже? Но жалость к несчастной девчонке, оставшейся в очередной раз сиротой, горечь от гибели ее лучшего друга, приемных родителей, так и подкатывала к горлу и вырывала всхлипы. Кажется, даже Смерть не остался равнодушен к происходящему (Смерть в книге Зузак – он, а не она). И на фоне этой жалости, горечи шло восхищение от эпитетов, которые порой мелькали в книге. Чего стоят одни только снега Сталинграда, на которых повесился вернувшийся домой немецкий солдат!

Сесилия Ахерн «Клеймо» и «Идеал». Как любитель фантастики не могла не отметить, что дилогия Сесилии Ахерн – это социальная фантастика. Но удивительно легкая и воздушная социальная фантастика, очень элегантно выполненная. Из-за этого впечатление от описанного ужасное. Ты видишь реальный мир, лишь немного скорректированный фантазией автора, и думаешь: «Не приведи Боже, кому-нибудь в какой-нибудь стране придет в голову применить эти самые методы и заменить закон моралью». Элементы фантастики в сочетании с историей любви создают двойную интригу, и ты ждешь развязки обеих линий сюжета, то ужасаясь, то радуясь. Ты ненавидишь всю эту толпу, встречающую героиню после приговора, и желаешь, чтобы девушка выстояла и победила, несмотря ни на что. Ты радуешься, когда в ее жизни появляются люди, готовые прийти на помощь. И накал страстей от первой книги настолько силен, что требуется несколько месяцев перерыва, чтобы взяться за вторую часть дилогии.

Карлос Руис Сафон «Марина». Удивительная книга, в которой реальность соседствует с фантастикой, история любви с историями преступлений во имя любви. Похожие чувства я испытывала, когда читала гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поймала себя на том, что на одном эпизоде ускоряла шаг, пытаясь убежать от этого ужаса. История красивая и жуткая одновременно, но захватывающая и заставляющая откладывать в сторону дела, чтобы, как минимум, дослушать до конца главу. И по окончании этой книги хочется несколько дней не открывать ничего другого, чтобы дать улечься чувствам, которые она пробудила.

Мечтаю о том, что таких книг будет издаваться больше, и они будут доступны каждому читателю в любой библиотеке.

Автор эссе Марина Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий