15 марта 1937 года (85 лет назад) родился писатель Валентин Григорьевич Распутин.
Валентин Григорьевич Распутин (1937—2015) родился в поселке Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Через два года родители переехали на родину отца в деревню Аталанка, которая, как и старая Усть-Уда, впоследствии была затоплена из-за строительства Братской ГЭС.
Отец писателя прошел войну. Демобилизовавшись, заведовал почтовым отделением. Однажды в поездке у него срезали сумку с общественными деньгами, он был арестован и провел семь лет на магаданских рудниках — до амнистии, приуроченной к смерти Сталина. Мать одна растила троих детей. После окончания четырехлетки в Аталанке Распутин продолжил учебу в Усть-Удинской средней школе, которая находилась за пятьдесят километров от дома. Позднее этот период своей жизни он описал в рассказе «Уроки французского».
Окончив школу в 1954 году, поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. С третьего курса был внештатным корреспондентом местной газеты «Советская молодежь», печатал статьи о студенческой жизни, школьниках и пионерах, работе милиции, иногда использовал псевдоним Р. Валентинов. После защиты диплома был принят в штат издания. С 1961 по 1962 год работал на Иркутской студии телевидения, был редактором литературно-драматических программ. Затем переехал в Красноярск, став литсотрудником «Красноярского рабочего». В 1963—1966 годах работал специальным корреспондентом в редакции «Красноярского комсомольца». Писал рассказы и очерки о молодых советских покорителях Сибири. В 1966 году в Иркутске была опубликована первая книга Распутина «Край возле самого неба». За ней последовали «Человек с этого света» и «Деньги для Марии».
В 1967 году был принят в Союз писателей СССР. В 1970 году вышла повесть Распутина «Последний срок», заставившая заговорить об авторе как о зрелом и самобытном представителе «деревенской прозы». За ней последовали повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матерой» (1976). Повесть «Пожар» (1985) сюжетно продолжила тему «Прощания с Матерой». В ней показана жизнь героев после их переселения из затопленной подобно Матере деревни. Пожар в поселке — аллегорическое наказание его жителям за беспамятство и пьянство. С началом перестройки Распутин включился в политику, выступал против реформ, в 1989—1990 годах был народным депутатом СССР. В 1990 году стал членом президентского совета СССР при Михаиле Горбачеве. «Мое хождение во власть, — вспоминал он, — ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным… Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Мне казалось, что впереди еще годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы». В 1992 году был избран сопредседателем Русского национального собора — одной из первых национально-патриотических партий в стране, также вошел в политсовет Фронта национального спасения — объединения национал-патриотических и левых сил.
На президентских выборах 1996 призывал голосовать за лидера КПРФ Геннадия Зюганова. В 1990-х годах выпустил ряд рассказов и очерков, не вызвавших большого общественного интереса. В 2003 году опубликовал повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», героиня которой вершит самосуд над насильником своей несовершеннолетней дочери. В 1991, 2000 и 2006 годах вышли альбомы очерков писателя «Сибирь, Сибирь…». В 2010 году был выдвинут Союзом писателей России на присуждение Нобелевской премии по литературе. В 2013 году вышла книга «Эти двадцать убийственных лет» — беседы писателя с обозревателем «Правды» Виктором Кожемяко, проведенные за два десятилетия.
Валентин Распутин был женат на Светлане Распутиной (1940—2012) — дочери иркутского поэта Ивана Молчанова-Сибирского, с которой Распутин познакомился в Иркутском университете. Их сын Сергей (1961 года) стал преподавателем английского языка. Дочь Мария (1971—2006) окончила Московскую консерваторию, погибла в авиакатастрофе в аэропорту Иркутска 9 июля 2006 года.
Валентин Распутин скончался 14 марта 2015 года, не дожив одного дня до 78-летия.
Чем знаменит
Выдающийся писатель, рассказавший стране о сибирской деревне. Повести Распутина «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» стали классикой «деревенской прозы».
Его главные героини — мудрые деревенские старухи, у которых получается жить в гармонии собой и другими. Им противопоставляются легковесные городские жители, увлеченные сиюминутной выгодой.
О чем надо знать
В общественной жизни Распутин был консерватором, поддерживал инициативы КПРФ и Русской православной церкви. В 2012 году, будучи членом Патриаршего совета по культуре, выступил за уголовное преследование участниц группы Pussy Riot, которые провели «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя. На президентских выборах 1996 и 2008 годов поддерживал Геннадия Зюганова. Уважительно относился к Сталину. В марте 2014 года подписал обращение Союза писателей, в котором говорилось о поддержке действий России в отношении Украины и Крыма.
Прямая речь
О творчестве («АиФ», 2007): «Если говорить о том, как мне писалось всегда, то я не из тех, кто просыпается утром и ставит перед собой задачу: мне сегодня надо написать две страницы, или дописать главу, или начать новую работу. Никогда у меня этого не было даже в молодости. Для меня было важно, когда возьмет, когда что-то заноет внутри меня и попросит работать. Если этого не происходит, то и работа не пойдет, сколько ты ни сиди, ни мучайся, все равно ничего не получится или придется заново переделывать. <…> Что касается прозы, в последнее время писалось ее мало, а если говорить о публицистике, то она сама просится. Каждый наш божий день состоит именно из публицистики, да еще какой! Такие события происходят, одно другого хлеще, интересней, иногда даже обидно пропускать это».
О стране и деревне (там же): «Сейчас много говорят о России, о том, что мы вернемся к России, будет наша Россия, и все, что было в ней прежде, мы вернем. Нет, уже не вернем. Вернем, наверное, постепенно благополучие, вернем какие-то понятия, от которых отказались, но сути не вернем. Ни сути человеческой, ни государственной, ни национальной. Не вернем даже того, что когда-то внешне было Россией. Ведь что такое Россия без деревни? А посмотрите на нашу деревню: это разве российская деревня? Это разве русский мужик? Его ведь почти не осталось, он не знает, куда ему бежать, чтобы заработать хоть немножко. Даже если он не пьющий, где он может заработать? А если и заработает, надо платить за обучение детей и не только. Все перешло на плату, и расплачиваемся мы Россией: и не только газом и нефтью, но ее существом».
О том, кого стоит выслать (газета «День за Днем», 2001): «…Имеются в виду те, кто не любит Россию, кто составляет "пятую колонну" и, живя в России, все делает для того, чтобы разрушить эту страну, разрушить ее порядки, вывезти ее богатство — я имею в виду все-таки вот эту породу людей. Не внутренних преступников, не несогласных по каким-то идеологическим мотивам. Без идеологического противника неинтересно будет в жизни… Если мы все будем думать одинаково, наступит конец жизни, "конец мира наступит, когда Евангелие будет проповедано всюду", так и тут. Если мы все будем одинаково думать, ничего из этого не получится. Но люди, которые сейчас сознательно работают против России, — ну зачем они нужны, пусть уезжают куда-нибудь, забирают свое богатство, а лучше все-таки их так не отпускать и богатство оставить, потому что оно награблено, взято в России… и на все четыре стороны, а мы уж как-нибудь будем сами».
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий