8 марта 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения (1922-2003) советского и российского актёра, кинорежиссёра, сценариста, педагога, общественного деятеля, участника Великой Отечественной войны Евгения Семёновича Матвеева.
Евгений
Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка, Украина. Отец, вскоре
после рождения сына оставил семью и мать с младенцем на руках вынуждена была
уехать к родителям.
Евгений не знал об актерской профессии и не собирался становиться актером, хотя тягу к творчеству он ощущал с самого детства. Сильный и крепкий парень неустанно трудился наравне со взрослыми, как самый настоящий крестьянин. Он носил воду, пахал и даже иногда торговал. Самой заветной мечтой мальчика было приобретение балалайки. Денег на инструмент в семье, конечно, не было. Чтобы купить его, мальчику приходилось зарабатывать их самому. Он продавал арбузы, экономил каждый рубль и в конце концов балалайка все же была приобретена. Мальчик целеустремленно изучил технику игры, а затем стал выступать с импровизированными концертами перед своими односельчанами. Евгений не просто виртуозно владел инструментом, но и сам сочинял и исполнял частушки. Эти небольшие концерты пользовались большим успехом и всегда собирали многочисленных зрителей. Односельчане оценили явные таланты мальчика и посоветовали Надежде Федоровне отвезти Женю в город, чтобы он смог получить настоящее хорошее образование.
Через
несколько лет, Женя вместе с матерью переехал в город Цюрупинск. В школе, в
которой учился юноша, имелся детский драматический кружок и будущий артист стал
там заниматься. Затем поступил в театральную студию и устроился статистом на
сцене Херсонского театра, где его заметил Николай Черкасов и посоветовал
учиться в Киеве у Александра Довженко, обещая свою поддержку. Окончив экстерном
два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую
школу при Киевской киностудии, однако начавшаяся война разрушила все планы.
В
самые первые военные месяцы жители города, и Евгений в том числе, возводили
укрепления, копали окопы. Конечно же, как и все мальчишки того времени, он
подавал рапорты, просился на фронт. Его отправили на учебу в Тюмень, в пехотное
училище. Он многократно подавал рапорты, требуя отправить его на фронт, но их
так и не удовлетворили.
После войны Евгений вернулся в родное Тюменское училище в качестве преподавателя, играл в местном драматическом театре. Он руководил художественной самодеятельностью, играл в спектаклях, писал сценарии и занимался творческой деятельностью труппы.
На гастролях
в Санкт-Петербурге в 1951 году его заметили и пригласили сразу в нескольких
столичных театров.
С
1952 года на протяжении шестнадцати лет Матвеев работал в Малом театре, успешно
вписавшись в коллектив и сыграв множество интересных ролей. Работы следовали
одна за другой, и все они отмечены талантом, вдохновением, темпераментом и
имели заслуженный успех. За короткое время на сцене легендарного театра
состоялись более 11 премьер с его участием. Московские театралы хорошо помнят
Евгения Семеновича по спектаклям «Порт-Артур», «Опасный спутник», «Иначе жить
нельзя», «Сердце не камень», «Проданная колыбельная», «Ванина Ванини»,
«Макбет», «Деньги», «Привидения», «Нашествие», «Село Степанчиково и его обитатели».
Матвеев
с 1953 года начал сниматься в кино и здесь его ждал успех. Киноленты с его
участием не сходили с экранов. Актер воплотил самые разноплановые роли в лентах
«Судьба Марины», «Доброе утро», «Дорога», «Искатели», «Дом, в котором я живу»,
«Хождение по мукам», «Дело «пестрых», «Поднятая целина», «Воскресение», «Родная
кровь», «Мать и мачеха», «Новогодний календарь». К сожалению, на съемках фильма
«Жеребенок» в 1959 году артист упал с коня и повредил колено. В 1965 году во
время театрализованного представления в г. Николаеве загримированному под
Макара Нагульнова Матвееву предстояло проехать на тачанке по кругу стадиона. Во
время поворота колесо тачанки отвалилось, и Евгений Матвеев рухнул на асфальт.
В результате он получил травму позвоночника.
Серьезная
болезнь надолго оторвала Евгения Семеновича от любимого дела. На театральную
сцену больше не вернулся. На протяжении двух лет был прикован к постели и за
это время подготовил себя к режиссерской работе. Врачи посоветовали ему ехать
на Урал и пройти лечение на курорте «Озеро Молтаево», знаменитом своими
лечебными грязями. Именно здесь, по воспоминаниям он написал основную часть
сценария своего фильма «Цыган».
Матвеев
с 1968 года являлся режиссером киностудии «Мосфильм». Особую любовь зрителей
имела трилогия Евгения Матвеева «Любить по-русски». На протяжении многих лет
руководил актерской мастерской Всесоюзного государственного института
кинематографии. Его мастерскую закончили такие актеры, как Наталья Вавилова,
Валерия Рижская, Владимир Шевельков, Андрей Гусев и другие актёры, работающие в
театре, кино и на телевидении, как в России, так и за рубежом.
В
1990-е годы Матвеев снял трилогию «Любить по-русски», где также исполнил
главную роль. Деньги на вторую часть собраны в ходе краудфандинга: выпущена
серия календариков, которые давали право на бесплатный просмотр фильма в любом
кинотеатре страны. Средства с продажи шли на производство сиквела. В ходе акции
удалось собрать полмиллиарда рублей.
В
его фильмографии множество фильмов, получивших медали, призы и премии различных
фестивалей, а список наград и званий внушает уважение. Вошли в историю
кинематографии страны фильмы «Почтовый роман»; дилогия «Любовь земная» и
«Судьба»; «Емельян Пугачев», «Любить по-русски» и многие другие. Самостоятельно
писал сценарии почти ко всем своим фильмам. Являлся академиком Национальной
академии кинематогарфических искусств и наук России.
Евгений Семенович Матвеев скончался 1 июня 2003 года в Москве. Похоронен Народный и Заслуженный артист России на Новодевичьем кладбище столицы.
Подготовила Галина
Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий