27 февраля 1932 года (90 лет назад) родился актёр театра и кино Евгений Урбанский.
Актерская
судьба Евгения Урбанского была короткой, но яркой. С первого же фильма
советский Марлон Брандо, как его прозвали позже, приобрел всесоюзную
известность и армию поклонников. Каждая роль, даже самая незначительная,
запоминалась навсегда. Режиссеры не боялись доверять актеру серьезных, глубоких
персонажей. Знали – Урбанский обязательно справится блестяще.
Сын
комсомольского и партийного работника Якова Самойловича Урбанского Евгений родился
в Москве, но в дальнейшем семья переехала в казахстанскую столицу.
В
конце 30-х годов отец артиста замещал руководителя отдела пропаганды и агитации
ЦК Компартии Казахстана. Через год после того, как вступил в должность, попал
под репрессию (его реабилитировали только в 1955-м) и отправился в лагерь. Мама
– Полина Филипповна - осталась с двумя детьми в Алма-Ате, работала
телефонисткой, чтобы прокормить себя и детей. После Великой Отечественной войны
отца перевели в город Инта, расположенный в республике Коми, где семья и
воссоединилась.
Евгению
легко давались школьные науки, любил литературу, особенно поэзию. Мальчик
входил в число поклонников Владимира Маяковского, наизусть знал множество
произведений поэта, с которыми выступал на праздниках. Эта любовь к творчеству
Маяковского сохранилась у него на всю жизнь.
Подросток увлекался акробатикой, учителя пророчили Жене спортивное будущее.
Получив
аттестат зрелости, Урбанский поехал в столицу России, где поступил в дорожный
институт. Профиль не понравился, тогда юноша решил перевестись в горный вуз.
Это учебное заведение и решило будущую судьбу – Евгения привлекли к
художественной самодеятельности, и он вдруг понял, что хочет стать актером.
Перед
молодым человеком распахнула двери Школа-студия МХАТ. Высокого красавца приняли
с первой попытки, позднее однокурсник Олег Табаков пояснял почему:
«Он был похож на шахтера, каким его
тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый».
Евгений
обладал отменным голосом, замечательно играл на гитаре. Говорят, манера
исполнения вдохновляла в начале творчества Владимира Высоцкого. Восхищался
певческим талантом актера и Юрий Никулин:
«Урбанский был незаменимым человеком
в компании. Как он пел - никто не мог. Я любил петь под гитару, старался, но
никогда не мог как он».
На
выпускных экзаменах, он так сыграл Лопахина, что все были поражены. После за
эту роль он получил диплом за лучшую студенческую работу. После окончания учебы
он был принят в труппу театра им. Станиславского, где и работал до конца своей
жизни.
Колоритный
актер просто не мог принадлежать одному только театру. Вскоре с молодым
человеком захотели поработать режиссеры кино. В 1956 году постановщик Юлий
Райзман пригласил Урбанского сыграть главного героя картины «Коммунист».
Молодой
актер вжился в роль Василия Губанова, образцово-показательного коммуниста,
участника советской стройки, который честно и добросовестно тратит силы в
труде. Коллегами по съемочной площадке стали уже известные зрителю актеры Евгений
Шутов, Борис Смирнов, Софья Павлова.
После
премьеры фильма Евгений Урбанский купался в лучах славы и зрительской любви,
читатели журнала «Советский экран» поставили картину в тройку лучших. Кроме
того, эта киноработа завоевала диплом на Международном фестивале в Венеции, а
затем получила премию на Всесоюзном кинофестивале.
Самый
яркий эффект от своей актёрской работы Урбанский увидел, когда наши
кинематографисты повезли эту картину на Кубу. Он входил в состав делегации,
которая представляла фильм. Первый показ «Коммуниста» состоялся в Гаванском
кинотеатре для героев острова свободы. В фильме есть эпизод, где на эшелон, в
котором герой Урбанского Василий Губанов везет продовольствие для строителей
первой советской электростанции, нападает банда. Коммунист Губанов до
последнего вздоха сражается за хлеб и после двух бандитских выстрелов
смертельно раненый падает. Если правда, что стены могут содрогаться от людского
крика, то в Гаванском кинотеатре было именно так.
-
Что они кричат? - спросил Урбанский через переводчика.
-
Камраде Урбанский, они кричат вашему Губанову: «Встань, товарищ! Встань и иди!
Коммунисты должны умирать стоя!»
Кто
смотрел этот фильм, помнит, как Губанов весь израненный действительно встает и
снова идет на врага. Перепуганный бандит стреляет в него третий раз – Губанов
идет. Четвертый, пятый выстрел - Губанов не останавливается. Наконец, шестая
пуля окончательно его сразила. И тут случилось невероятное. Бесстрашные
кубинские герои стали стрелять по экрану во врагов Губанова. Они плакали и
стреляли, они сражались вместе с Губановым. Они кричали: «Компанерос! Не
сдавайся, не умирай, мы поможем тебе. Коммунистас аделантес! Коммунистас аделантес!»
По-русски - это значит: коммунисты вперед!»
Урбанскому
пришлось встать и успокоить зал: «Я жив, товарищи!»
Евгений
не мог спокойно гулять по улицам, всюду молодого человека узнавали и просили
автограф. Режиссеры тоже не оставляли актера без внимания, предлагая интересные
роли, но тот, как ни странно, отказывался от работы. Следующие два года
Урбанский самоотверженно играл на театральной сцене, иногда в месяц с его
участием проходило больше 25 спектаклей.
Вновь
заманить в кино начинающего киноактера удалось Григорию Чухраю.
Постановщик доверил Урбанскому воплотить образ фронтовика-инвалида в военной
мелодраме «Баллада о солдате».
В
1960 году актер опять снимался у Чухрая, на сей раз в главной роли. Евгению
достался самый сложный в его творческой биографии персонаж – летчик, Герой
Советского Союза Алексей Астахов в драме «Чистое небо». В войне с фашистами
пилот попал в плен, но удалось сбежать.
В
мирное время мужчина попадает под подозрение как военный, оказавшийся в плену.
Урбанскому удалось правдиво передать страдания человека, ставшего, по сути,
изгоем общества. В поисках места в жизни герой обретает, наконец, веру в себя и
близкого человека.
После
выхода картины Евгений Яковлевич вновь почувствовал себя в зените славы. На
фестивалях в Советском Союзе, Мексике и Америке призы и награды сыпались на
картину как из рога изобилия, а читатели «Советского экрана» отвели ей «золото»
в рейтинге лучших фильмов 1961 года.
После
этого Евгений успел сняться еще в четырех лентах. В короткометражке Андрея
Кончаловского и Евгения Осташенко «Мальчик и голубь» артист примерил образ
грузчика. Заметную роль Урбанский получил в драме «Большая руда», где работал
со звездами Михаилом Глузским, Ларисой Лужиной, Станиславом
Любшиным.
В
1964-м вместе с Александром Збруевым защищал плацдарм на берегу Днестра в
военном фильме «Пядь земли». Фильмография актера оборвалась на картине «Царь и
генерал», где Евгений Яковлевич перевоплотился в советского чекиста.
Поздней
осенью 1965 года на съемках картины «Директор» Евгений Урбанский самостоятельно
исполнял сложный трюк. Актеру предстояло перепрыгнуть на машине с одного
песчаного бархана на другой (съемки проходили в Бухаре). Дубль удался, но
второго режиссера не устроила высота прыжка, и он решил повторить кадр.
Автомобиль перевернулся, Евгений скончался по пути в больницу. После гибели
главного героя производство картины прекратили.
В
память о талантливом лицедее спустя три года режиссер Екатерина
Сташевская-Народицкая создала документальную ленту «Евгений Урбанский», которая
включила и кадры из последнего фильма. А Евгений Евтушенко посвятил
актеру «Балладу о совершенстве».
Комментариев нет:
Отправить комментарий