27 февраля 1887 года (135
лет назад) родился легендарный русский лётчик, изобретатель «мёртвой петли»
Пётр Николаевич Нестеров.
Пётр
Нестеров - русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа
(петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации
применив таран.
Родился
в Нижнем Новгороде в семье офицера. Несмотря на раннюю смерть отца и плохое
материальное положение семьи, успешно окончил Нижнегородский кадетский корпус и
Михайловское артиллерийское училище. Будучи уже подпоручиком, Нестеров служил в
9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригаде. Здесь он лично
разработал правила для корректирования стрельбы из аэростата. В 1910 году
произошло знакомство Нестерова с учеником Н. Е. Жуковского (создателя
аэродинамики как науки) Петром Соколовым. После этого Петр Нестеров начал
увлекаться авиацией. В 1913 году он окончил авиационный отдел Офицерской
Воздухоплавательной школы. Набравшись опыта в сфере пилотирования, Нестеров
смог сконструировать свой давно задуманный планер. Находясь в авиационном
отряде в Киеве, он модифицировал стоявший на вооружении в армии самолет
«Ньюпор-4», разработал конструкцию семицилиндрового двигателя, занимался
разработками скоростного одноместного самолета, осваивал крутые виражи.
Утверждал, что воздух будет удерживать самолет в любом направлении при
правильном управлении, Петр Нестеров воплотил свои идеи в жизнь.
Простой воздушный планер этот необычный человек
превратил в аналог первого боевого самолёта. Он постоянно экспериментировал и
предложил следующие тактические приёмы:
- Установить на хвосте планера нож-пилу, с помощью
которого можно пробить оболочку аэростата.
- Прикрепить металлический трос с грузом, чтобы нанести этим грузом во время воздушного боя повреждения фюзеляжу и мотору самолёта противника.
- Скидывать с аэроплана не бомбы, а снаряды.
В
1913 году Пётр Нестеров первым придумал и выполнил воздушно-тактический приём «мёртвая
петля» (известна также, как «петля Нестерова»). Представляет собой замкнутую
петлю в вертикальной плоскости. Петля называется «правильной», если все точки
её траектории лежат в одной вертикальной плоскости. Своё название — «мёртвая» —
получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на
бумаге и практически не выполнялась. Первые попытки выполнить эту фигуру
пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не
выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не
выживали.
9
сентября 1913 года над Сырецким полем киевского аэродрома на самолете
«Ньюпор-4» он совершил «мертвую петлю». Это был настоящий прорыв в авиации,
Нестеров стал героем своего времени и был удостоен золотой медали Киевского
Общества воздухоплавания.
До
Нестерова горизонтальные развороты на самолётах делали без крена — «блинчиком»;
заслуга Нестерова в том, что он начал использовать подъёмную силу крыла для
манёвра и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях. Нестеров так доверял
своим расчётам, что перед выполнением «мёртвой петли» не пристегнулся ремнями к
самолёту. Расчёты оказались правильными, и в верхней точке петли он не выпал,
как предостерегали некоторые, — центробежная сила прижимала лётчика к
сиденью.
Этим
манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
В
1914 году началась Первая мировая война, и Нестеров командовал авиационным
отрядом на Юго-Западном фронте. Он осуществлял не только разведку, но и
бомбардировку. Он был настолько умелым летчиком, что австрийское командование
назначило за его обезвреживание крупную награду, а австрийские летчики узнавали
стиль полета Нестерова на любом самолете.
8 сентября 1914 года Петр Нестеров совершил еще один прорыв в авиации и свой последний подвиг: впервые в истории боевой авиации он применил таран, сбив австрийский разведывательный самолет ценой собственной жизни.
Пётр
Нестеров (1887-1914)
Русская
народная линия
Комментариев нет:
Отправить комментарий