Страницы

Страницы

воскресенье, 27 февраля 2022 г.

Великие люди России. Пётр Николаевич Нестеров

 

27 февраля 1887 года (135 лет назад) родился легендарный русский лётчик, изобретатель «мёртвой петли» Пётр Николаевич Нестеров.

Пётр Нестеров - русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.

Родился в Нижнем Новгороде в семье офицера. Несмотря на раннюю смерть отца и плохое материальное положение семьи, успешно окончил Нижнегородский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище. Будучи уже подпоручиком, Нестеров служил в 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригаде. Здесь он лично разработал правила для корректирования стрельбы из аэростата. В 1910 году произошло знакомство Нестерова с учеником Н. Е. Жуковского (создателя аэродинамики как науки) Петром Соколовым. После этого Петр Нестеров начал увлекаться авиацией. В 1913 году он окончил авиационный отдел Офицерской Воздухоплавательной школы. Набравшись опыта в сфере пилотирования, Нестеров смог сконструировать свой давно задуманный планер. Находясь в авиационном отряде в Киеве, он модифицировал стоявший на вооружении в армии самолет «Ньюпор-4», разработал конструкцию семицилиндрового двигателя, занимался разработками скоростного одноместного самолета, осваивал крутые виражи. Утверждал, что воздух будет удерживать самолет в любом направлении при правильном управлении, Петр Нестеров воплотил свои идеи в жизнь.

Простой воздушный планер этот необычный человек превратил в аналог первого боевого самолёта. Он постоянно экспериментировал и предложил следующие тактические приёмы:

- Установить на хвосте планера нож-пилу, с помощью которого можно пробить оболочку аэростата.

- Прикрепить металлический трос с грузом, чтобы нанести этим грузом во время воздушного боя повреждения фюзеляжу и мотору самолёта противника.

- Скидывать с аэроплана не бомбы, а снаряды.

В 1913 году Пётр Нестеров первым придумал и выполнил воздушно-тактический приём «мёртвая петля» (известна также, как «петля Нестерова»). Представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Петля называется «правильной», если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости. Своё название — «мёртвая» — получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали.

9 сентября 1913 года над Сырецким полем киевского аэродрома на самолете «Ньюпор-4» он совершил «мертвую петлю». Это был настоящий прорыв в авиации, Нестеров стал героем своего времени и был удостоен золотой медали Киевского Общества воздухоплавания.

До Нестерова горизонтальные развороты на самолётах делали без крена — «блинчиком»; заслуга Нестерова в том, что он начал использовать подъёмную силу крыла для манёвра и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях. Нестеров так доверял своим расчётам, что перед выполнением «мёртвой петли» не пристегнулся ремнями к самолёту. Расчёты оказались правильными, и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, — центробежная сила прижимала лётчика к сиденью.

Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

В 1914 году началась Первая мировая война, и Нестеров командовал авиационным отрядом на Юго-Западном фронте. Он осуществлял не только разведку, но и бомбардировку. Он был настолько умелым летчиком, что австрийское командование назначило за его обезвреживание крупную награду, а австрийские летчики узнавали стиль полета Нестерова на любом самолете.

8 сентября 1914 года Петр Нестеров совершил еще один прорыв в авиации и свой последний подвиг: впервые в истории боевой авиации он применил таран, сбив австрийский разведывательный самолет ценой собственной жизни. 

Пётр Нестеров (1887-1914)

Русская народная линия

Комментариев нет:

Отправить комментарий