25 февраля 1707 года (315 лет назад) в Венеции родился итальянский драматург Карло Гольдони.
Карло
Гольдони родился в интеллигентной венецианской семье, которая хотела видеть его
юристом и заставляла изучать право. Но мальчик с ранних лет полюбил театр; в
четырнадцатилетнем возрасте убежал из Римини, где обучался философии, и одно
время разъезжал с труппой бродячих актеров; четыре года спустя был выгнан из
училища в Павии за то, что написал сатирическую пьесу, в которой высмеял своих
учителей.
В
конце концов он с грехом пополам получил степень доктора и вышел в адвокаты
(1732). Но адвокатурой Гольдони занимался мало и все более и более настойчиво
пробовал свои силы в драматургии. В 1738 году появляется его пьеса «Momolo
cortesan», которую можно считать началом его настоящей драматургической
деятельности. Правда, в ближайшие годы творчество Гольдони как драматурга было
невелико и неблистательно.
В
биографии Карло Гольдони большое внимание уделяется его персоне и практически
ни слова не говорится о супруге, которая составила счастье венецианца в личной
жизни.
В
молодости, путешествуя из одного города в другой, комедиограф был достаточно
ветреным молодым человеком. Однажды в Генуе он увидел красовавшийся в окне
силуэт привлекательной девушки. Легкий поклон, которым обменялись юные люди,
положил начало романтической связи, переросшей в законный брак. Супруга
поддерживала Карло во всех начинаниях и мотивировала к началу адвокатской
деятельности, ведь семья требовала содержания.
Поселившись с женой в Пизе, Гольдони подумывал о том, чтобы расстаться с театром, но именно в этот момент ему предложили выгодный контракт, положивший начало театральной карьере итальянца.
В
1748 году Гольдони стал присяжным драматургом труппы Медебака. Вместе с
последним Гольдони скоро обосновался в Венеции. Родной город принял его с
восторгом. Он пробыл там 14 лет (1748-1762) и при изумительной плодовитости
раскрыл во всем блеске свой талант. Ему случилось в один год (1750) написать 16
комедий, причем в их числе были такие шедевры, как «Лжец», «Кофейня», «Семейство
антиквара», «Бабьи сплетни». А между 1756 и 1762 годами он написал для
антрепренера Вендрамина, к которому перешел от Медебака, еще около 60 комедий,
в том числе трилогию «La Villegiatura», знаменитую «Baruffe Chiozzote» и
обошедшую все европейские сцены «Трактирщицу» («Locandiera»).
Значительная
часть этих комедий посвящена изображению венецианской жизни и написана на
венецианском диалекте, которым Гольдони владел мастерски. Это - вообще лучшее
из созданного им и прочнее всего держится на сцене до сих пор.
В
1762 году Гольдони убедился, что венецианская публика предпочла его
реалистическим пьесам фантастические комедии Гоцци. Он не захотел пережить свою
славу в родном городе и решил покинуть Венецию; воспользовавшись приглашением,
Гольдони переселился в Париж. Он простился со своей публикой одной из самых
своих красивых комедий «Una della ultime sere del Carnevale».
В
Париже он прожил 30 лет. Там продолжал писать комедии. Из них одна - «Le bourru
bienfaisant», - написанная первоначально по-французски, принадлежит к числу
лучших его вещей. Под старость он стал писать свои «Мемуары», которые навсегда
останутся одной из наиболее ярких картин итальянского быта, театрального и
литературного, и давал уроки итальянского языка.
В
последние годы своей жизни Гольдони жил в большой нужде. Конвент назначил ему
пенсию, но Гольдони умер раньше, чем пенсия начала ему выплачиваться. После
кончины писателя денежное вознаграждение получала его вдова. Карло Гольдони
скончался 6 февраля 1793-го в преклонном возрасте (86 лет).
Творчество
Карло Гольдони и его значение для развития драматургии и театра
В
венецианский период Гольдони провел ту реформу, о которой мечтал. Он дал
итальянской буржуазии именно такую комедию, которая была ей нужна. В середине
XVIII века итальянская буржуазия после двух с лишним веков вынужденного
бездействия начала понемногу становиться на ноги. Вступив в ожесточенную борьбу
с абсолютизмом, с господствовавшей аристократией, страстно отрицая ее
привилегии, она требовала от литературы поддержки в этой борьбе, оправдания
своих стремлений и укрепления своего классового самосознания. Новым запросам
культурных слоев буржуазии не могла удовлетворять одряхлевшая комедия масок,
развлекавшая преимущественно знать и простонародье. К этому времени она
совершенно потеряла свой молодой творческий порыв, не давала ни новой выдумки,
ни актеров прежней силы и явно повторяла то, что сто лет назад было отмечено
печатью новизны и молодых достижений. Это понимали многие. И до Гольдони
делались попытки реформировать старую комедию импровизации. Но из этих попыток
ничего не выходило.
Гольдони
же блестяще выполнил то, что не удавалось другим. К цели своей он шел
постепенно. «Momolo cortesan» была наполовину сценарием. В венецианских
комедиях первых двух лет отводилось еще широкое место для импровизации. Но с
1750 года, когда Гольдони поставил свою пьесу-программу «Комический театр», он
уже решительно отошел от сценарной техники. Порвать совершенно со всем тем, что
в комедии масок когда-то было так дорого итальянскому зрителю, Гольдони однако
не решился. Так он сохранил в своих комедиях наиболее популярные маски комедии
импровизации. У него фигурируют и Панталоне, и Доктор, и Арлекин, и Бригелла, и
Коломбина, и многие другие маски. Но они редко сохраняют ту характеристику,
которую пронесли через два века своей истории. И та переработка типов, которую
Гольдони предпринял, включив в свои комедии старые маски, целиком
подсказывалась его умением чутко улавливать господствующие общественные
настроения.
В
обрисовке типов, унаследованных от комедии масок, прежде всего стала мягче
сатира. Доктор из болтуна и пьяницы сделался добропорядочным отцом семейства,
Бригелла из плута и мошенника стал солидным мажордомом или хозяином трактира и
т. д. Панталоне у Гольдони вовсе не тот смешной старик, скупой и похотливый,
каким проволокла его через всю Европу, подвергая колотушкам и осмеянию, комедия
масок. У Гольдони Панталоне - почтенный пожилой купец, носитель лучших традиций
венецианской буржуазии. В этой маске особенно отчетливо выражен морализующий
характер комедий Гольдони. Аристократы должны выслушивать ее наставления и
проповеди вроде таких, как: «Будь добрым, и ты будешь благородным». Отрицая
законность их привилегий, Панталоне говорит о «естественных» правах всех людей.
Когда
итальянская буржуазия, которая вновь начинала пропагандировать свои идеалы,
смотрела комедии Гольдони, она находила в них и поощряющую похвалу и ласковое
поучение. Отвечая потребности своего класса в упрочении его классового
самосознания и классовой самооценки, Гольдони внушает итальянской буржуазии
мысль о ее духовном превосходстве над опустившимся, нравственно-испорченным
дворянством и предостерегает против подражания ему. Так он осуждает богатых
мещан за склонность к пустому светскому времяпрепровождению, за
расточительность, вообще за «барские» пороки, ими перенятые («Игрок», «Поэт-фанатик»,
«Трилогия», «О дачной жизни», «Тщеславные»). Его резко отрицательные типы (их у
него немало), если не являются иностранцами, - все принадлежат к упадочному
дворянству. Против него направлена всем своим острием буржуазная комедия
Гольдони, ее социально-нравственная тенденция. Аристократы, поскольку они не порвали
со своим классом, морально заклеймены как шулера, сплетники, паразиты. Резко
изобличает Гольдони дворянскую спесь и невежество, легкомыслие и
безнравственность дворянского брака, с его «друзьями дома», «чичисбеями» и т.
п. Жестоко осмеяно противоречие претензий дворян их пошатнувшемуся
материальному положению, новым экономическим условиям, характеризующимся
преобладанием тех, кто знает счет деньгам и умеет их не только тратить, но и
наживать. Итальянская буржуазия в комедиях Гольдони - необыкновенно здоровый -
и морально и интеллектуально - класс, от верху и до низу. Ибо Гольдони
идеализирует не только богатого купца, но и мелкого ремесленника, трактирщика,
лавочника, гондольера, крестьянина, их женщин и девушек (особенно характерна
Беттина в «Puta onorata»). В ряде пьес Гольдони славит буржуазные «добродетели»
(«Английский философ», «Голландский врач», «Честный авантюрист» и т. д.),
утверждая буржуазную этику. Такому социальному содержанию соответствует своя
техника.
Уже
начиная с «Momolo», Гольдони понимал, что «нужно брать сюжеты, в которых
разрабатываются характеры, ибо они являются источником хорошей комедии».
Гольдони конечно превосходно знал, как комедия характеров разрабатывалась до
него, главным образом у Мольера, но ему казалось неправдоподобным то, что
Мольер в лучших своих комедиях ставит в центре один какой-нибудь характер:
скупого, лицемера, мизантропа. С точки зрения Гольдони жизнь никогда не дает
такой упрощенной схемы. В жизни всегда одновременно действует много характеров.
И комедия, которая стремится производить впечатление, должна быть верным
зеркалом жизни, следовать за нею по всем ее разнообразным извилинам. Вот почему
в комедиях Гольдони мы всегда почти встречаем целый ряд характеров, не
повторяющихся почти совсем, даже тогда, когда Гольдони берет старые маски: даже
в них он пытается найти многообразие жизни. Его зависимость от повседневных
жизненных наблюдений так велика, что им была создана комедия по поводу
случайной встречи на площади св. Марка с продавцом восточных сладостей («Le
pettegolezze delle donne»).
Значение
Гольдони на его родине определяется тем, что он положил начало итальянской
буржуазной драме, искусно сочетав элементы итальянской народной комедии, с
одной стороны, и французской комедии характеров, ее изощренной техники - с
другой. Своим общеевропейским значением Гольдони обязан тем, что, многое
почерпнув у Мольера, во многом уклоняется от него в сторону большего реализма,
большей жизненной правдивости своих образов. Характеры «итальянского Мольера»
более многообразны, менее схематичны, упрощенны, чем французского. Это
признавали и современники. Еще Вольтер называл его «сыном и живописцем натуры»,
отмечал «естественность» его письма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий