Страницы

Страницы

среда, 9 февраля 2022 г.

День гражданской авиации

 9 февраля в России отмечается День гражданской авиации.

Люди всегда стремились покорить небо. Сначала это была мечта романтиков, с которой носились герои мифов, взять хотя бы Дедала и Икара, а затем и гении эпохи Возрождения. Но когда прогресс дошел, и первые конструкторы-испытатели все-таки взмыли к солнцу, развитие авиации пошло семимильными шагами. Сегодня жизни без самолетов и вертолетов мы не представляем. Они стали таким же рядовым транспортом, как автобус или поезд.

9 февраля Россия отмечает День гражданской авиации. У летчиков правда есть еще один праздник, зимний, но он имеет приставку – Международный. А этот – наш, Отечественный.

Окунемся немного в историю. Историки приводят цифру в 1000 самолетов, которые числились в Российской Империи накануне революции 1917 года. В то время появились даже первые частные авиакомпании. Непосвященному человеку может показаться, что это солидный парк, наверняка, один из крупнейших в то время. Но тут, смотря с чем сравнивать. Если с Азией, тогда наша страна была сильно впереди. А вот европейским державам мы проигрывали. В Великобритании начала XX века самолетов было в 20 раз больше, а во Франции в 60!

Гражданская война не давала авиаделу развиваться и наоборот — губила его. Но с окончанием конфликта молодая страна Советов принялась активно вкладывать в отрасль, и не только военную ее часть. Уже в 1922 году создали Инспекцию гражданского флота, которая начала работу в своем направлении. А через год появилась новая структура, с образованием которой и связывают праздник День гражданской авиации России. Она получила название — Совет по гражданской авиации. Дата учреждения — 9 февраля 1923 года. Значит скоро отметим вековой юбилей.

В праздновании этой даты есть и свои традиции. По сообщениям пассажиров, известно, что 9 февраля командиры воздушных судов иногда поздравляют людей в салоне во время рейсов. Отдельные авиакомпании или аэропорты могут устраивать на своей территории торжественные мероприятия. Однако все же есть в России регион, где регулярно отмечают День гражданской авиации - Ульяновская область. Ее называются авиационной столицей страны, так как здесь находятся авиастроительный завод и институт гражданской авиации. В них обязательно проводят праздничные собрания, концерты, встречи с ветеранами и посвящение молодых курсантов и сотрудников.

Интересные факты о гражданской авиации в России

Первая авиакомпания называлась «Добролет» и была основана в 1923 году. Но как развиваться предприятию, которое появилось в стране, где не существует рынка и при этом не так давно закончилась война? У государства просто не было лишней копейки. Выход придумал Лев Троцкий — тот самый отец революции, которого потом убьют в Мексике. Он велел учредить «Общество друзей воздушного флота». Его задачей стала популяризация первой авиакомпании и сбор пожертвований на ее развитие. Развернулась агитация. С плакатов гремели лозунги: «Тот не гражданин СССР, кто «Добролета» не акционер». К кампании перо приложил и Маяковский, а логотип общества нарисовал авангардист Казимир Малевич. Меры сработали: в казну общества потекли миллионы пролетарских и крестьянских рублей.

Если говорить о первом пассажирском рейсе в стране, то им можно считать маршрут «Москва — Нижний Новгород». Взлетел он с Ходынского поля в июле 1923 года. И если сегодня самолеты взмывают на высоту в 10 км от земли, чтобы совершить перелет, то тогда летчик Яков Моисеев поднялся лишь на 200 метров — в этом эшелоне летали еще долгое время. Кстати, время в пути тогда занимало семь часов. На маршрут поставили немецкий планер «Юнкерс F13», который вмещает четверых пассажиров.

Гражданская авиация начиналась с активной эксплуатации западных наработок и даже пилотов. Своих спецов в молодой стране Советов еще не воспитали. Но уже через десять лет после первого полета 90% судов в авиапарке составляли отечественные разработки. Здесь начинается инженерный подвиг легендарных конструкторов Илюшина, Туполева, Антонова.

Самыми длинными рейсами из России считаются «Москва — Лос-Анджелес» (12 часов) и «Москва - Канкун» (14 часов). Внутри страны самим продолжительными считаются перелеты из Сочи или Москвы на Дальний восток (8,5 часов).

Чем больше пассажиров вмещает судно и чем меньше времени оно проводит на земле, тем рентабельнее оно для авиакомпании. Поэтому фирмы и стремятся загружать свои рейсы на максимум. Мечта бизнеса — сверхзвуковые пассажирские самолеты. Всего их было разработано два — наш Ту-144 и французский «Конкорд». Первый образец летал всего семь месяцев, второй — 27 лет. Оба сейчас не используют в пассажирских перевозках по одной и той же причине: высокий расход топлива. Рейс получается таким дорогим, что позволить купить билет за полную стоимость рядовой пассажир не в состоянии. Однако инженеры пытаются разработать следующее поколение сверхзвуковых самолетов, которые будут более экономичными и менее громкими для людей в салоне.

Непосредственное отношение к гражданской авиации имеет известный авиаконструктор Ильюшин Сергей Владимирович. В ОКБ Ильюшина были созданы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года, а также «летающий танк» - штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в Великой Отечественной войне.

С 1943 года ОКБ Ильюшина приступило к разработке пассажирских самолётов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. За ним последовали Ил-14, Ил-18, Ил-62. Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62 - флагман Аэрофлота 1960-х - 1970-х годов.

В этом году как раз в памятную дату 9 февраля исполняется 45 лет со дня смерти великого авиаконструктора.

Подготовила Светлана Ивановна Васильева

Комментариев нет:

Отправить комментарий