Страницы

Страницы

воскресенье, 26 декабря 2021 г.

Песни Победы. «Море шумит грозной волной…»

 Композитор Борис Мокроусов упоминался в серии наших публикаций о песнях Победы неоднократно. Он - автор музыки к песням «Заветный камень», «Прогулка», «Песенки фронтового шофёра» «Песни о Сталинграде», «Песни (марша) защитников Москвы».

Песня, о которой сегодня пойдёт речь, открывает его с совершенно неизвестной нам стороны – как поэта, автора слов к песне, которая была популярна у военных моряков в последние годы войны. Судя по всему, написана песня была к спектаклю по пьесе Всеволода Вишневского «У стен Ленинграда», а впервые записана на пластинку в 1944-м году.

Песня «Море шумит грозной волной» исследователями песен времён Великой Отечественной войны относят к жанру «колыбельных». Именно такое название она и носила поначалу. Совершенно непривычный для фронтовой песни жанр.

На сайте «Б. А. Мокроусов» приводится информация о некоторых фактах, связанных с песней «Море шумит»:

«…эта песня, известная в исполнении Г.Абрамова, представляется очень интересным произведением, существующим на границе нескольких жанров. Одну такую песню я уже пытался рассматривать в качестве материала для конкурса – это «Шуточная колыбельная». Но там все проще – жанр заявлен в самом названии. А тут меня смутило то, что патриотическая, по форме, песня «Море шумит», имеет столь своеобразный колыбельный текст. Причина необычности послевоенного варианта песни стала мне понятна, когда я прочитал текст Ю.Бирюкова. Ну конечно, песня изначально даже называлась иначе и имела в основе другую, более старую песню, являвшуюся частью другого произведения – в нашем случае спектакля. Находясь в контексте пьесы «У стен Ленинграда» она еще не была художественно-законченным произведением. Песня могла ставить вопросы, ответы на которые давались в следующих эпизодах спектакля, и тема «вырванного куплета» вероятнее всего как-то раскрывалась дальше по ходу действия. Однако, как я уже писал в обзоре итогов третьего читательского конкурса, жанр классической советской массовой песни предполагал ее сюжетную законченность, то есть песня задавала какую-то тему и раскрывала ее. И в данном случае третий куплет просто противоречил принятым законам жанра, и поэтому его участь была заранее предрешена, в том числе и самим Б.Мокроусовым.

Дополняя информацию Ю.Е.Бирюкова необходимо сказать, что первая запись этой песни на грампластинку была сделана еще во время войны. Песня прозвучала в исполнении Г.Абрамова с первоначальными словами композитора. На этикетке было написано: музыка и слова Б.Мокроусова. Сама песня именовалась тогда «Колыбельная», а аккомпанировал Г.Абрамову джаз-оркестр под управлением А.Цфасмана. В этой редакции пластиночной записи второй куплет отсутствует, вместо него имеется очень красивый инструментальный проигрыш.

После войны песня переиздавалась и в первоначальном варианте: существуют пластинка, выпущенная с той же матрицы №12128 заводом грампластинок москворецкого района. Такие пластинки, производившиеся местной промышленностью, отличались от заводских худшим качеством массы, а потому имели и худшее звучание. Их преимуществом было то, что местные фабрики старались размещать на этикетках грампластинок фотопортреты исполнителей, чем в свою очередь привлекали покупателей. На этой этикетке песня имеет уже новое название «Море шумит», а из названия коллектива исчезло слово «джаз», что более соответствовало духу времени. Это, кстати, не единственная пластинка, где Б.А.Мокроусов указан в качестве автора и музыки и слов. Есть еще «Рогулька», вышедшая также во время войны, тоже в исполнении Г.Абрамова. Вторая запись песни «Море шумит», уже с окончательным текстом Балашова и Карпова, была издана в 1952 году с матрице под номером 21390.

Итак, остается ответить на последний вопрос: каким же образом авторские права на текст песни «Море шумит» перешли от Мокроусова к Балашову и Карпову. Я вынужден разочаровать читателей - сенсации здесь не будет. Б.А.Мокроусов был очень щедрым человеком, и это касалось не только материальных вещей, но и как теперь принято говорить, «интеллектуальной собственности». Второй куплет действительно был написан Балашовым (написан, на мой взгляд, не так уж и плохо, но ведь на талантливую музыку и стихи лучше удаются), Мокроусов сам участвовал в переоформлении авторских прав, возможно, хотел помочь своему приятелю стать познаменитее, но эпизод этот не смог помочь Балашову стать талантливее или известнее. Что же произошло с песней? Замены только второго куплета было явно недостаточно, пророческая фраза про вырванный куплет теперь явно была не к месту, да и упоминание о мирном крае в будущем времени тоже устарело. И третий куплет написал заново В. Карпов, о котором, в отличие от В.Балашова, неизвестно вообще ничего, кроме того, что он тоже дружил с Мокроусовым. Обо всём остальном можно только догадываться. Возможно товарища надо было поддержать материально, либо морально, и со стороны Мокроусова это была еще одна «благотворительная акция» по отношению к своему приятелю, может быть просто хотелось поделиться хоть каплей своей известности... Случай с песней «Море шумит» в этом смысле не был единичным. Исследователям известны и другие аналогичные случаи, о которых мы умолчим из этических соображений.

Во всей этой истории для меня остается только вопрос, который не дает мне покоя и ответа на который вероятно я уже не получу. Мог ли Мокроусов иметь прямое отношение к написанию двух появившихся впоследствии куплетов? У меня, например, есть ощущение, что и эти куплеты тоже принадлежат перу композитора! Почему не допустить, что они имелись в его первоначальных набросках, но не вошли в спектакль так как для нужд театра песня получалась слишком длинной?»



Комментариев нет:

Отправить комментарий